Аудиозаписи канонов октоиха.
Сразу скажу, что качество чтения не идеальное и очень различается на разных записях, но поскольку в интернете других аналогов вроде нет, лучше пусть будет хотя бы в таком виде, может кому-то пригодится. Новые каноны будут добавляться по мере появления новых записей.
2013-02-04: добавлена полунощница и 8 троичных канонов к ней (запись на стерео-микрофоны).
2012-11-12: опубликован основной набор утренних канонов (запись моно).
Ответ: Канон - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейских песней (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста) и основной темой канона, выраженной в тропарях. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
Откуда берутся каноны?
Ответ: Каноны берутся из богослужебных книг. Каноны из Октоиха читают в соответствии с днем недели и гласом, каноны Минеи посвящены святым и праздничным событиям, и их читают в соответствующие этим праздникам дни. На утрени каноны октоиха и минеи часто объединяют.
Вопрос: я пришел в церковь услышать чтение канона, но канон не прочитали (или урезали). Почему?
Ответ: В настоящее время вероятность услышать эти каноны, да еще и целиком, во многих приходских церквях просто мизерная. Например, немало церквей открыты только в воскресенье, некоторые еще и в субботу вечером. Таким образом, большая часть накопленного за века богослужебного материала там вообще никогда не читается. В церквях, где все же служат по будням, тоже есть проблемы: настоятели повсеместно благословляют нещадно урезать службы, чтобы успеть домой на любимые сериалы, и под нож, конечно, попадает в первую очередь то, о наличии чего большая часть молящихся, скорее всего, не подозревает. В первую очередь речь идет об урезании количества спетых стихир и прочтенных тропарей канонов из октоиха и минеи. Тут еще многое зависит от человеческого фактора: если на клиросе работают далекие от Бога люди, приходящие на службы только ради зарплаты, то отношение «а спою-ка я четыре стихиры вместо шести, а эти лохи-прихожане все равно ничего не заметят» вполне предсказуемо. Причем нередко бывает и такое, что ради экономии времени и сил из четырех тропарей каждой песни канона октоиха читается только один, а если сериал вот-вот начнется, и надо еще быстрее закончить богослужение, тогда каноны октоиха вообще выбрасываются, и читается только канон святому из минеи. Пренебрежение октоихом в приходских церквях с «вольным» исполнением богослужебного устава можно еще объяснить отсутствием опытных чтецов: если минеи давно уже напечатали русскими буковками, и читать их, не особо напрягаясь, может любой «благочестивый» прихожанин, которого настоятель благословит исполнять обязанности чтеца, то октоих существует только на церковнославянском языке, и его аккуратное и внятное чтение требует большего опыта и сосредоточенности. Вот беглое объяснение причины, по которой Вы можете не услышать этих канонов в церкви, если в нужный день придете на нужное богослужение специально, чтобы их услышать. Конечно, на монастырской службе Ваши шансы услышать эти каноны резко возрастают, но я все же сталкивался с тем, что и в монастырях каноны читают неполностью.
Вопрос: как по названию файла определить, к какой части октоиха (к какой службе) он относится?
Ответ: Файлы названы в виде «gAdB-когда-кому.mp3», чтобы легко можно было найти, какой канон когда читается. Здесь A – номер гласа, B – день (0-воскресенье, 3-среда, 5-пятница). Сокращения: utr - утреня, pov - повечерие, pol - полунощница. Например, пятница седьмого гласа, канон Богородице на утрене – файл будет называться “g7d5-utr-bogoroditse.mp3”.
Каноны октоиха с воскресной утрени.
Это чтение полных канонов октоиха с воскресной утрени (воскресного, крестовоскресного, богородичного). В церкви эти каноны читают на второй части всенощного бдения, в субботу вечером. Аудиозаписи могут быть полезны тем, кто не слышит или не может разобрать, что читают на воскресном всенощном бдении в церкви, но хочет лучше прочувствовать суть праздника. Также может быть интересно послушать, если в Вашей церкви каноны нещадно урезают (к сожалению, такое можно наблюдать повсеместно не только в приходских храмах, но и во многих монастырях).
Каноны октоиха с седмичной утрени.
Следующие каноны октоиха читают на вседневной утрени (при чтении в церкви к этим канонам прибавляется еще третий канон из минеи святому, которому в этот день празднуют):
Понедельник: первый - умилительный/покаянный Господу и мученикам; второй - Безплотным (ангелам).
Вторник: первый - умилительный/покаянный Господу и мученикам; второй - Иоанну Предтечи.
Среда: первый - Честному Животворящему Кресту; второй - Богородице.
Четверг: первый - Апостолам; второй - святителю Николаю Чудотворцу.
Пятница: первый - Честному Животворящему Кресту; второй - Богородице.
Суббота: первый – святым разных чинов; второй - усопшим.
Для 6-го гласа есть все каноны, для остальных гласов записаны пока только Богородичные каноны. Это очень красивые каноны Богородице из октоиха, читаемые на простой, шестеричной и славословной утрене при праздновании одному святому в среду и пятницу. Их чтение или прослушивание полезно для всех, требующих помощи, заступничества, предстательства и покрова Пресвятой Богородицы. Можно слушать в любое время и в любом порядке, все сразу, либо только те, которые больше нравятся.
Полунощница (полностью) и Троичные каноны восьми гласов.
Это не запись "живой" службы! Тексты службы специально начитаны по часослову и октоиху в спокойных условиях ради создания качественной записи с целью ознакомления заинтересованных людей. Дело в том, что услышать полунощницу в приходской церкви в настоящее время маловероятно, а в тех монастырях, где ее все же читают, нередко читают в измененном виде. Я специально ездил по нескольким монастырям послушать, но в разных местах есть свои вольности в деле сокращения. Например, могут выкинуть часть за упокой, или совместить чтение утренних молитв с полунощницей, выкидывая повторяющиеся части из полунощницы (по сути современные утренние молитвы во многом и взяты из полунощницы). В одном монастыре произошла вообще забавная ситуация: начали читать ектенью "еще молимся о еже сохранитися граду сему...", и на том и закончили, а тонкость в том, что в часослове дается начало первого прошения и написано "и прочая". А эта "прочая" берется совсем из другой книги, которой у чтеца во время чтения полунощницы под рукой вполне может не быть. В общем, на реальных службах разное бывает. А воскресную полунощницу я вообще нигде не слышал: даже в тех монастырях, где по будням читают вседневную, воскресная в расписании почему-то нигде не значится. Поэтому появилась идея создать эти записи, для тех, кто хочет иметь представление о том, что это за служба такая - полунощница. Конечно, эти записи по духовной ценности и рядом не лежат с посещением полунощницы в монастыре. Полунощницу обычно читают в темное время суток, в темном храме, без электрического освещения, при свете лампад и свечей - восприятие особым образом обостряется, ощущение от присутствия на такой службе просто несравнимо с сидением в кресле в наушниках и прослушиванием этих записей. Но увы, не у всех рядом есть монастырь, где читают полунощницу, поэтому и аудиозаписи кому-то пригодятся.
---
Полунощница субботная (g1_8d6-pol-posledovanie), читается по субботам. Неизменяемая служба. В основном по форме как вседневная, но отличается от вседневной кафизмой (читается 9-я вместо 17-й), и молитвы читаются иные.
---
Полунощница воскресная. В отличие от вседневной полунощницы, воскресная полунощница посвящается Пресвятой Троице и имеет изменяемые части, зависящие от гласа, поэтому запись поделена на пять частей. Вместо частей 2 и 4 следует слушать соответственно канон и ипакои настоящего гласа (см. ниже).
Файлы с чтением воскресной полунощницы:
g1_8d0-pol-posledovanie-1
g1_8d0-pol-posledovanie-2 (вместо него вставить канон гласа)
g1_8d0-pol-posledovanie-3
g1_8d0-pol-posledovanie-4 (вместо него вставить ипакои гласа)
g1_8d0-pol-posledovanie-5
Вот каноны восьми гласов:
g1d0-pol-troitse
g2d0-pol-troitse
g3d0-pol-troitse
g4d0-pol-troitse
g5d0-pol-troitse
g6d0-pol-troitse
g7d0-pol-troitse
g8d0-pol-troitse
Вот ипакои восьми гласов:
g1d0-pol-ipakoi
g2d0-pol-ipakoi
g3d0-pol-ipakoi
g4d0-pol-ipakoi
g5d0-pol-ipakoi
g6d0-pol-ipakoi
g7d0-pol-ipakoi
g8d0-pol-ipakoi
---
Папка BONUS содержит подборки песнопений, которые традиционно принято петь на полунощнице: обычно монахи в эти моменты собираются перед царскими вратами и поют вместе, после чего расходятся, а чтец продолжает чтение. Это типично для московских монастырей, хотя в некоторых других монастырях полунощница - полностью или почти полностью "читательная" служба. Например, в Ионинском монастыре в Киеве поют "Помилуй нас, Господи", но не поют "Се жених", пение которой неформально как бы является визитной карточкой полунощницы. Везде свои особенности.
Песнопения (в порядке появления в службе)
tropari_troichny
Тропари Троичны (только воскресная полунощница).
Хор Почаевской лавры.
se_zhenih
Се Жених грядет в полунощи (только вседневная полунощница).
Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
pomiluy_nas
Помилуй нас, Господи, помилуй нас
Хор братии Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
pomolimsya
Ектенья "Помолимся о Великом Господине..."
Хор Московского Сретенского монастыря.