Название: Тихвинская (из села Павловского, с изображением явления Богоматери пономарю Георгию)
Варианты названия:
Дни празднования: 0626
Описание:
Не совсем понятно, как выглядела икона. Ее называют Тихвинской, и день празднования как у Тихвинской, но Поселянин описывает Беседную икону, не упоминая, как она совмещается с Тихвинской. Возможно, Тихвинская икона была как-то вписана в сюжет Беседной, типа этой иконы: http://pravicon.com/image-99
{3} Тихвинская икона с изображением явления Богоматери пономарю Георгию
Обстоятельства явления Богородицы пономарю Георгию следующие. На месте явления Тихвинской иконы начали строить храм. По окончании постройки пономарь Георгий, человек, известный своим благочестием, был послан в окрестные селения оповестить жителей о времени освящения храма. На обратном пути, недалеко от того места, где стоял новопостроенный храм, Георгию явилась Божия Матерь в сиянии небесного света. Она представилась ему сидящей на сосновой колоде, а перед Ней стоял муж в святительском облачении, похожий по виду на святителя Николая Чудотворца.
Это чудесное событие послужило основанием для изображения Богоматери в том виде, как Она явилась пономарю Георгию. Она изображается на таких иконах сидящей на сосновой колоде; в Ее руке находится жезл, на который Она как будто опирается; подле Нее — св. Николай Чудотворец в святительском облачении.
Таких икон Богоматери известно несколько. Одна из них, местночтимая, находится в селе Епифановке Горбатовского уезда Нижегородской губернии. При ней получила исцеление одна женщина из г. Мурома.
Другая подобная икона, также местночтимая, находится в селе Алексеевке, или Лосевке, Воронежской губернии и уезда. Богоматерь на сей иконе изображена во весь рост, с жезлом в руках; налево представлен св. чудотворец Николай, а направо — пономарь Георгий. При ней совершились многочисленные исцеления; сам владетель Алексеевки Андрей Алексеев получил исцеление по молитвам перед этой иконой.
Но особенно прославилась одна из этих икон, находящаяся в селе Павловском Звенигородского уезда Московской губернии. До 1846 года она пребывала в подвале, куда была отнесена вследствие своей ветхости, а в этом году церковный сторож вынес ее из подвала и поставил на паперти. Вскоре у нее стали совершаться исцеления тех больных, которые прибегали к ней с верой в предстательство и помощь Царицы Небесной. Приведем особенно замечательные из этих исцелений.
Крестьянка деревни Захарово, Феодосья Васильева, страдала припадками тяжкой болезни. Она нередко чувствовала боль во всем теле, в особенности же в голове, руках и ногах; в такие дни она впадала в совершенное расслабление и принуждена была лежать в постели. В 1848 году во время одного припадка она долгое время лежала без всякого движения, так что родные сочли ее даже умершей. Наконец, она пришла в чувство и рассказала своим домашним о сновидении, бывшем у нее; ей представилось, что в руках она держит образ Богоматери, краска которого облиняла, и вот от иконы ей послышался голос:
— Возобнови Меня: Я буду помощницей христиан. Сколько лет Я находилась кое-где, и никто не хотел Меня найти и возобновить.
Феодосья, изумленная этими словами, сказала:
— Как мне Тебя найти?
— Когда пойдешь, то найдешь, — был ответ.
После этих слов икона Богоматери стала невидимой. Через три дня после этого видения Феодосья отправилась в приходскую церковь села Павловского, которое находится в 3 верстах от деревни Захарово. Войдя на паперть, она увидела на стене ту икону Богоматери, которую держала во сне; на иконе лик Богоматери был поврежден. Тогда Феодосья твердо решила возобновить эту икону. По возвращении домой, она подверглась сильным припадкам с конвульсиями. Припадки продолжались несколько времени, но Феодосья не оставляла своей мысли возобновить икону Богоматери. Она собрала 15 рублей и отдала их в праздник Рождества Богородицы церковному старосте. Однако староста не спешил исправлять икону. В воскресенье после Рождества Богородицы был отслужен благодарственный молебен под открытым небом по поводу прекращения свирепствовавшей в этом месте холеры. При этом староста не взял на молебен иконы Богоматери, виденной Феодосьей во сне, ссылаясь на то, что икона эта не благолепна. После молебна ночью Богоматерь опять является во сне Феодосье и говорит: «За то, что староста пренебрег Мной и Моей иконой, как ветхой, Я накажу его». И действительно, вскоре староста заболел тяжко и был болен около пяти недель. Видя в этом Божие наказание за небрежение к иконе Богоматери, он по выздоровлении, на второй неделе Великого поста, в сопровождении священника села Павловского, отправился в Москву, взяв с собой для исправления икону Богоматери. Об этом Феодосья ничего не знала; но во время припадков она говорила: когда священник и староста прибыли с иконой в Москву, что они там делали и когда воротились домой. Перед прибытием иконы в село Павловское Феодосья ночью видела во сне икону Богоматери уже исправленной и слышала голос от нее, который повелевал ей взять икону к себе и отслужить перед ней молебен. Это повеление Феодосья исполнила: в воскресенье икона Богоматери была принесена в ее дом, и отслужен был молебен. Когда начали служить молебен, с Феодосьей сделался сильный припадок; тогда ее окропили св. водой, и она пришла в себя. Выпив св. воды, она почувствовала бодрость и облегчение, так что из дома она сама несла икону до церкви без посторонней помощи. Вскоре Феодосья совершенно выздоровела.
Слух о видениях, бывших крестьянке Феодосье, и о исцелении ее быстро распространился по всем окрестным местам, и многие стали приходить в село Павловское для поклонения чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. Священник Павловской церкви донес о всем этом митрополиту Филарету; последний предписал ему: «Икону оставить до усмотрения в церкви, совершать перед нею молебствия не возбранять и из церкви ее не выносить до разрешения; благочинному и местным священникам наблюдать, не произойдет ли чего особенного, и о происходившем доносить еженедельно». Затем консистории было предписано рассмотреть это дело и сделать определение. На запросы консистории об исцелении Феодосьи священник села Павловского отвечал, что сведения о видениях, бывших ей, и об исцелении ее он записал с ее слов, домашних ее и жителей деревни Захаровой, которые были свидетелями ее припадков, и что она после исцеления при Тихвинской иконе Богоматери пользуется полным здоровьем. К этому он присоединил и описание всех обстоятельств видений Феодосьи и ее исцеления. Показания священника подтвердил и другой священник и весь причт села Павловского. Кроме того, священник еженедельно доносил консистории о том, что ежедневно на поклонение чудотворной иконе приходят богомольцы не только из соседних с Павловским селом мест, но даже из других губерний. При этом он представлял в консисторию записки тех лиц, которые получили исцеление при иконе Богоматери.
Крестьянка деревни Покровской, Наталья Ефремова, прихода села Павловского, страдала долгое время припадками падучей болезни. К этой болезни у нее присоединилась тяжкая тоска, боль в сердце и костях и затем мучительные конвульсии. Слух о чудесах, совершавшихся при Тихвинской иконе Богоматери в селе Павловском, дошел и до нее, и она отправилась сюда. По ее просьбе был отслужен молебен; после молебна она выпила масла из лампадки от иконы, и все припадки ее прекратились. В скором времени она совершенно выздоровела.
Павел Иванов, крестьянин деревни Борисково Звенигородского уезда, страдал падучей болезнью, вследствие чего не мог ходить в церковь, есть и креститься. Иногда во время припадков на него нападало буйство, и его приходилось связывать веревками. По совету богомольцев, посетивших село Павловское, родные решили отвезти больного в это село на поклонение чудотворной иконе Богоматери; связав его веревками, они доставили его в Павловское. Восемь человек держали больного в церкви; как безумный, он неистовствовал и кричал голосами разных животных. Затем был отслужен молебен, после которого он выпил немного св. воды; подошедши к чудотворной иконе, больной стал на колени и начал усердно молиться. В продолжение четырех дней своего пребывания в селе Павловском он ежедневно ходил в церковь и молился перед св. образом Богоматери. Домой он вернулся совершенно здоровым: усердные молитвы его были услышаны, и Господь по предстательству Царицы Небесной даровал ему исцеление.
Получив донесения священника села Покровского, консистория вытребовала икону сию в Москву для исследования. Осмотрев икону, консистория на время поместила ее в Чудовом монастыре. Долго после этого консистория не делала никакого определения относительно сей чудотворной иконы. Причиной этого было то, что члены консистории нашли икону неправославной, ссылаясь на перстосложение св. Николая, изображенного на сем образе, потом на преклонение пономарем одного колена перед Богоматерью, что принято только у католиков, и, наконец, на имя самого пономаря — Юрыш, вместо — Георгий. Основываясь на этих наблюдениях, консистория составила определение в том духе, что эту икону Богоматери, как неправославного образца, должно оставить на хранение в ризнице Чудова монастыря. Однако Филарет, тогдашний митрополит Московский, не утвердил этого определения и предписал сообщить губернскому правлению для исследования, действительно ли те лица, о которых сообщал священник Павловского прихода, получили исцеления; сообразно с полученными сведениями консистория должна была сделать новое определение.
По наведенным справкам оказалось, что действительно многие лица получили исцеления при Тихвинской иконе Богоматери в селе Павловском. Имея в виду эти сведения, консистория постановила: образ Тихвинской Божией Матери, который прихожане села Павловского просили возвратить в их храм, передать в церковь их, но с тем условием, чтобы неправильное перстосложение на иконе было переплавлено согласно с перстосложением, принятым в православной церкви, а имя Юрыш было заменено именем Георгий. Митрополит это определение утвердил, и икона Богоматери была возвращена в село Павловское.
В настоящее время Тихвинская икона с изображением явления Богоматери пономарю Георгию находится в Благовещенской церкви села Павловского в том виде, как была исправлена по указанию епархиального начальства. Изображение Богоматери сделано на липовой доске; вверху иконы изображен благословляющий Эммануил, а в средине Богоматерь, сидящая среди леса на пне, с жезлом в правой руке; перед Нею святитель Николай с поднятой на молитву рукой. Между Богоматерью и святителем изображен преклоненный на колена пономарь Георгий. Направо представлен храм с воротами, в коих Георгий, встретясь с иноками, повествует им о своем видении. Прихожане села Павловского сделали на сию чудотворную икону Богоматери сребропозлащенную ризу и киот с роскошной резьбой, в котором и стоит икона.