Название: Владимирские (две, в Богоявленской церкви слободы Мстеры, в Вязниковском уезде Владимирской губернии)
Варианты названия:
Дни празднования: 0524
Описание:
{3} Владимирские иконы Богоматери в слободе Мстеры
В Богоявленской церкви слободы Мстеры, находящейся в Вязниковском уезде Владимирской губернии, в 14-ти верстах от станции Московско-Нижегородской железной дороги того же имени, есть две замечательных иконы Владимирской Божией Матери. Одна из них находится в главном иконостасе Богоявленской церкви, по левую сторону от царских врат, а другая — в отдельном киоте, расположенном перед алтарной солеей.
Владимирская икона Богоматери в главном иконостасе Богоявленской церкви носит на себе следы древнего московского письма начала XVII века. Оклад ее современен иконе, т. е. тоже XVII века, и украшен насеченным орнаментом с чернью и дробницами с изображением святых. Этот оклад покрывает не только поля иконы, но и ее фон, отнюдь не составляя собой одного целого, как это было принято в древности. Средняя же часть иконы прежде была открытой, но с 1852 года она покрыта новой ризой. Венец, украшающий икону, древний, но цата более позднего времени, может быть, даже XVIII века. На венчике имеется новая корона. На иконе сохранился древний, бархатный подриз, вышитый жемчугом и камнями.
На дробницах изображены свв. апп. Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а также св. Мария и преподобный Василий. Изображение преподобного Василия дает повод думать, что эта икона пожертвована боярином князем Василием Григорьевичем Ромодановским, отец которого скончался в 1628 году, а сын в 1671 г. Образ Владимирской Богоматери вставлен в другой образ с изображением жития и чудес Богоматери.
Другая Владимирская икона Божией Матери, находящаяся в отдельном киоте перед алтарной солеей, также по своему письму московского характера должна быть отнесена к XVII веку. Само изображение носит на себе местами следы чинки. Современный иконе чеканный орнаментом оклад покрывает поля и оплечье. Столь же древни венчики и цата. Средина иконы покрыта малиновой бархатной ризой, вышитой в рисунок жемчугом и каменьями. Как орнамент чеканного оклада, так и вышивка превосходно исполнены. Вообще вся эта икона представляет собой ценный для археологов памятник древнего иконографического искусства на Руси. И. А. Голышев в своем докладе «О сохранении памятников», между прочим, упоминает, что в 1866 году священник мстерской Богоявленской церкви и церковный староста, заручившись разрешением местного преосвященного Феофана, собирались уже уничтожить эти драгоценные оклады Владимирской иконы и заменить их новыми, и самому Голышеву едва удалось помешать этому и доказать владыке, что данная Владимирская икона Богоматери в неподновленном виде имеет археологическое значение и теряет всякую ценность, как памятник древнего иконографического искусства, если ее оклад и живопись будут переделаны современными художниками.
Здесь же мы помещаем и икону Владимирской Божией Матери, шитую шелками. Она представляет еще более древний памятник изображения Владимирской иконы, чем приведенные выше Мстерские иконы Богоматери. Археологи на основании внешних признаков и способа начертания вязи, расположенной по всем четырем сторонам самого изображения, относят это изображение Владимирской иконы Богоматери к XVI веку, частнее, ко временам царствования Иоанна Грозного.