Изображение иконы • Разное (Богородица) • #23133
Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы • Разное (Богородица) •
|
Описание: Таматургия Соколецкая
(* Таматургия в переводе с греческого – чудотворная) - «Гунчьская Пресвятая Богородица»
http://odigitriya.com.ua/node/5619
В 1905 году в Подольском православном календаре впервые появилось упоминание о чудотворном образе села Гунч – «Таматургия Соколецкая»*. На иконе, в соответствии с иконографией образа «Одигитрия», изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем. Богородица держит Иисуса на левой руке, правой указывая на Него. Богомладенец благословляет молящихся; Его рука опирается на Евангелие, нарисованное в виде небольшой книги. На головах Божией Матери и Ее Предвечного Сына изображены короны, нехарактерные для православной традиции, но появившиеся на подольских иконах в связи с католическим влиянием в конце XVI века. Живопись образа воспроизводит древний оклад, украшенный жемчугом и золотым шитьем, что говорит о том, что иконописец, который копировал эту икону, мог лицезреть ее только в киоте.
История иконы начинается от одного из древнейших на Подолье поселений Соколец, откуда почитаемая икона Богородицы и получила свое название. В XVI веке образ стал очень любим в православном народе, и недалеко от Сокольца, в местечке Кисилин, хранился в православном каменном монастыре его почитаемый список.
Монастырь, находившийся в поле за речкою Соб, просуществовал столетие и в XVII веке, вместе с поселением Кисилин, был разорен неожиданным нападением татар. Покидая обитель, монахи спрятали монастырскую утварь и икону в колодце.
Прошли годы и недалеко от руин древнего города появилось село Кисляк, православные жители которого в 1747 году построили деревянный храм в честь Успения Божией Матери.
Источник в поле не иссяк, и в один из летних дней пастухи, набирая воду для скота, увидели возле колодезного сруба сияние, а в нем – икону Божий Матери.
Поклониться чудесному явлению сбежались все жители села. С почтением и благоговением православные крестным ходом перенесли образ в Успенский храм. Но на другой день икона исчезла… и снова явилась над колодцем. Верующие решили поискать для иконы другое место, и перевезли ее на волах в соседнее село Гунч. Так местом пребывания дивного образа стала деревянная церковь в честь пророка Божьего Илии.
Место явления Божией Матери в селе Кисляк стало в народе почитаемым и каждый год в день Святого Духа жители окрестных сел приходили к колодцу на молебен. Вода источника имела славу целебной и со всей округи привозили к нему болящих и страждущих. Одной из постоянных паломниц была владелица соседнего села, которую в народе называли «княжною». Здесь она подолгу молилась, пила воду и, как повествует народное предание, получила долгожданное исцеление.
Чудесами заступничества и исцеления прославилась также икона в селе Гунч. Особую известность она получила после чуда, явленного князю Урусову – потомку известного рода, представители которого много потрудились на службе у русских царей, и походили от татарского мурзы, принявшего в XIV веке православное крещение.
Сведений о том, какое чудо было явлено князю, история не сохранила. Но в книге «Приходы и церкви Подольской епархии» осталось упоминание, что, желая особо почтить икону, князь, с разрешения подольского архиепископа Леонтия, перенес чтимый образ в северный предел храма и поместил в специальный киот, сооруженный на его средства.
Желая еще большего прославления Соколецкой иконы, Урусов обратился в Священный Синод с просьбой изготовить с почитаемого образа литографии. 12 декабря 1910 года князь получил соответствующее разрешение от цензора синода из Санкт-Петербурга. Хромолитографии с иконы печатались издателем Е.И. Фесенко в Одессе. Образ получил название «Гунчьская Пресвятая Богородица».
В XIX веке к Ильинской церкви села Гунч были пристроены два боковых предела, у храма появились деревянная колокольня и пять куполов. После перестройки церковь заново освятили в честь святых бессребреников Косьмы и Диамина.
С приходом советское власти, в начале 30-х годов, старинный храм закрыли, купола разрушили, а саму церковь превратили в амбар. Чудотворный образ исчез.
Однако к источнику народная тропа не зарастала. Старожилы вспоминают, как однажды из Гайсина в Кисляк привезли тяжелобольную женщину. Приехавший с нею священник совершил перед колодцем молебен об исцелении – и болезнь отступила. В память о чуде рядом с источником был установлен крест. На нем выбита дата – 1977 год.
В 80-е годы ХХ столетия, когда в храме села Кисляк возобновились богослужения, возродилась и традиция крестного хода к колодцу. В день Святого Духа к месту явления иконы приходили не только местные, но и православные верующие из окрестных сел. Единственной печалью было то, что верные не могли поклониться чтимой иконе Божией Матери, т.к. ни одного ее списка в селе не сохранилось.
В 2011 году прихожане во главе с настоятелем иереем Константином Бузивакой расчистили территорию возле колодца, соорудили над ним навес с куполом, а рядом устроили купальню. Примечательно, что в земле, во время роботы, были найдены обтесанные камни, свидетельствующие о прежнем существовании здесь древнего каменного монастыря.
Летом 2012 года о. Константин благословил написать для Успенского храма села Кисляк список чудотворного образа. В качестве образца послужила сохранившаяся в частной коллекции дореволюционная хромолитография икона, изданная в Одессе.
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы новонаписанный список чудотворного образа был торжественно внесен в древний храм, настоятель совершил его освящение. После Литургии о. Константин напомнил верующим о том, как 250 лет назад Божия Матерь явила их предкам милость – подарила чудесный образ «Таматургия Соколецкая», список с которого теперь всегда будет прибывать в местном храме
Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки).
Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе).
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы • Разное (Богородица) •'.