Изображение иконы Одигитрия #24027
Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия
|
Описание: Смоленская-Кутузовская
Иконографическая схема на первый взгляд кажется не совсем обычной я несколько усложненной. В верхней части представлено воспроизведение образа Богоматери Смоленской, несомого парящими на облаках двумя ангелами. Выше, тоже на облаках окруженный ангелами Саваоф, ниспосылающий Святого Духа в виде голубя. По сторонам богородичной иконы крупные фигуры стоящих на облаках коленопреклоненных в молении преподобного Авраамия н мученика Меркурия Смоленских. Автор заметки упоминает еще об изображениях святых князей Феодора с чадами Константином и Давидом и Андрея, но на воспроизведении их нет. Не исключено, что они были расположены на обрамлении. «Ниже, — пишет тот же автор, — изображен Смоленск, огражденный крепостными стенами, а внутри их — смоленские церкви». Икона выполнена в живописной манере, характерной для конца ХVIII — начала XIX веков, когда становятся популярными подобные панорамные изображения городов и монастырей.
Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Из истории одного музейного экспоната
Во время Отечественной войны 1812 года территория современной Гомельщины входила в состав России, поэтому с полной уверенностью можно предположить, что многие наши земляки находились на военной службе и принимали участие в войне. Кроме того, к событиям той поры имели прямое отношение Николай Румянцев и Иван Паскевич, владельцы Гомельского имения в ХIХ веке.
Граф Румянцев находился на посту министра иностранных дел России, поэтому одним из первых получил донесение о вторжении французской армии. Почитая просвещенную Францию, многократно встречаясь с известными людьми этой страны, Николай Петрович воспринял произошедшее как личную трагедию. До последнего он не хотел верить в то, что стало очевидным для всех европейских политиков. По дороге из Вильно в Петербург (в той поездке в мае 1812 года Румянцев сопровождал императора Александра I) он был сражен двумя апоплексическими ударами, последствия которых были печальными. Граф частично потерял слух и зрение. В 1814 году в связи со все более ухудшающимся состоянием здоровья он ушел в отставку с пожизненным званием канцлера. Николай Петрович до конца своих дней материально поддерживал инвалидов Отечественной войны.
Имя Ивана Федоровича Паскевича в истории России ХIХ века занимает свою нишу. Участник многих военных событий, генерал-лейтенант Паскевич проявил свои способности и в войне 1812 года. 26-я пехотная дивизия под его командованием принимала участие практически во всех сражениях той войны. Когда русские войска уже находились на территории Франции, генерал-лейтенант Паскевич принял командование 2-й гренадерской дивизией. Надо отметить, что гренадерские войска, равно как и гвардия, традиционно считались лучшей частью русской армии, поэтому 2-я гренадерская дивизия во время наступления на Париж была в ее авангарде.
В 1814 году, находясь во французской столице, император Александр I, представляя Паскевича своему брату великому князю Николаю Павловичу, сказал: “…Познакомься с одним из лучших моих генералов…” После возвращения из Парижа 2-я гренадерская дивизия была расквартирована в Смоленске. Чуть позже, в 1817 году, в селе Хмелита Вяземского уезда Смоленской губернии состоится венчание Ивана Федоровича Паскевича с Елизаветой Алексеевной Грибоедовой.
Среди мемориальных предметов Паскевича в нашем музее особый интерес вызывает памятная икона Божьей Матери Смоленская-Кутузовская.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая Одигитрия Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. Одна из главных святынь русской церкви, она представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь на иконе изображена в половину роста, правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает младенца Иисуса Христа. В левой руке Младенца — свиток, а правой он благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, едва уловимо она указывает на Иисуса как на путь спасения. Именно по этой причине по одной из версий икона называется Путеводительницей.
Известно, что во время войны 1812 года именно этот образ Божьей Матери находился в 3-й пехотной дивизии Ермолова. Перед ней служили молебны после каждой победы над неприятелем. Кутузов молился этой иконе о помощи и спасении России. После изгнания армии “двунадесяти языков” из пределов России икона была возвращена в Смоленск. К сожалению, как указано в каталоге древней русской живописи, изданном Третьяковской галереей в начале 60-х годов прошлого века, “икона пострадала от войны”. Второй мировой…
Сюжет памятной иконы, так называемой Смоленской-Кутузовской, хранящейся в нашем музее, таков. В центре иконы изображен образ Смоленской Божьей Матери, которую держат в руках небесные ангелы, и она как бы парит над Смоленской крепостью. Над изображением иконы — Саваоф в окружении ангелов. Слева и справа от образа изображены святые Смоленские Авраамий и Меркурий — покровители Смоленска. Икона написана маслом на доске, в нижней ее части надпись: “Князю Михаилу Ларионовичу Голенищеву Кутузову Смоленскому и разных орденов кавалеру посвящает город Смоленск…1812 года, ноября 6 дня”. Поэтому в музейной среде она и называется Смоленская-Кутузовская.
Мы предполагаем, что эта икона в собрании Ивана Федоровича Паскевича не была случайным предметом. Паскевич был участником Смоленского сражения, более того, его стратегические предложения были учтены военным советом при подготовке и проведении битвы за Смоленск. Сопротивление французам было оказано внутри Смоленской крепости и в городских предместьях. 26-я пехотная дивизия под командованием Паскевича мужественно защищала Королевский бастион Смоленска.
Нам известно, что кроме нашей иконы, есть еще два аналогичных списка. Один из них хранится в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве, а второй — в государственном музее-заповеднике в Смоленске. В Государственный исторический музей икона поступила в 1941 году из церкви Покрова Пречистой Богородицы в Филях. На обороте ее имеется поздняя запись: “из ц.Покрова в Филях”. История поступления иконы в Смоленский музей-заповедник неизвестна. На обороте смоленской иконы написано: “от усердия смоленского купечества и мещанства”.
Была ли надпись на обороте на иконе, находящейся в нашем музее, судить трудно. Икона реставрировалась в 1968 году. При передаче на временное хранение для проведения реставрации в Государственный художественный музей Белорусской ССР в акте в графе “сохранность” указано: “…на обороте утрачена половинка наклеенной доски”. Что же касается памятной надписи на иконах на лицевой стороне, то у всех известных нам икон она идентична. Смоленская икона, как и гомельская, написана в академической манере. Письмо иконы, которая хранится в ГИМе, по мнению сотрудников этого музея, не академическое, “а, скорее всего, провинциальное”.
Таким образом, на сегодняшний день мы располагаем сведениями о трех аналогичных списках памятной иконы Смоленской Божьей Матери Кутузовской. Это свидетельствует о том, что иконы с таким сюжетом являются редкими. Можно утверждать с полной уверенностью, что на территории Республики Беларусь наш экземпляр — единственный. Сейчас икона представлена в экспозиции “Культовые предметы из фондов музея”, которая размещена в северном ризалите дворца. Совсем недавно этот ценный предмет на время покидал свое привычное место. Икона с надписью-посвящением Кутузову экспонировалась в Национальном историческом музее Беларуси на выставке, приуроченной к 200-летию Отечественной войны.
http://gp.by/category/special/41999.html
http://www.museum.ru/1812/Library/Mmnk/2000_12.html
Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки).
Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе).
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия'.