Изображение иконы Барловская (Блаженное Чрево) #32120
Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Барловская (Блаженное Чрево)
|
Описание: Экспонаты выставки "Иконопись Оружейной палаты из частных собраний" в Музее имени Андрея Рублева (открыта до 04.03.2017)
БОГОМАТЕРЬ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО (БАРЛОВСКАЯ)
Первая четверть XVIII века. Москва, традиция Оружейной палаты
Дерево, левкас темпера, золочение. 38,6 × 31 см
Собрание К.В. Воронина (Москва)
Икона представляет собой уменьшенный, но достаточно точный список с несохранившегося древнего чудотворного образа Богоматери Блаженное чрево из Благовещенского собора Московского Кремля, который относился к типу Млекопитательницы. Одна из версий происхождения второго названия иконы – Барловская – связана с итальянским городом Бари. Согласно зафиксированному в начале XVIII века преданию, образ был принесен в Москву в 1392 году из Бар-града от гроба святителя Николая. Эту раннюю дату подтверждает уцелевший оклад кремлевской иконы, датируемый концом XIV века (ММК).
Барловская икона представляет собой сокращенный поколенный вариант изображения ростовой тронной Млекопитательницы, так Богоматерь сидит на подушке, которая на представленном списке отсутствует. По-видимому, в основе иконографии лежит ранний итальянский образец, на что указывает западный по своему типу синий со звездами мафорий Богоматери, точно воспроизведенный на данной иконе. Интерес к этому изводу в русской иконописи прослеживается с рубежа XVI–XVII веков, но списки с Барловской иконы чрезвычайно редки. Один из них, «в меру и подобие», был написан в конце XVI столетия для Новодевичьего монастыря (ММК) , другой – на рубеже XVI-XVII веков, находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (ММК). Вторая икона имеет уменьшенные размеры и отличается от оригинала традиционным для русской традиции цветом мафория Богоматери. В 1660 году Симон Ушаков реставрировал чудотворный образ из Благовещенского собора, и вскоре после этого мастером рязанского митрополита Иллариона Иваном Авксентьевым был написан уменьшенный список с него (1664; Владимиро-Суздальский музей-заповедник). На нем изображение подушки отсутствует, как и на представленном произведении. Изображения Богоматери Барловской вошли также в состав Сийского иконописного подлинника второй половины XVII века.
Экспонируемая на выставке икона не имеет авторского наименования, но иконографически совпадает с образом Ивана Авксентьева и восходит с ним к общему образцу. Очевидно, так выглядела кремлевская Барловская икона после поновления Симоном Ушаковым, когда на ней исчезло изображение подушки, на которой сидит Богоматерь
Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки).
Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе).
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Барловская (Блаженное Чрево)'.