Изображение иконы Яхромская (Яхремская, Ахренская) #32136
Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская)
|
Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва
БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ (ЯХРЕНСКАЯ)
Последняя треть XVIII века
Дерево, темпера. 10,6 × 7,5 см
КП 7430
Согласно житию преподобного Космы Яхромского (XVI век), святой обрел небольшую икону Успения Богоматери близ Юрьева-Польского у источника, именовавшегося Яхрень . С ней он затем ушел в Киево-Печерский монастырь, а вернувшись через несколько лет, основал на месте явления Успенский монастырь. По другим, более поздним источникам, преподобный Косма обрел не икону Успения, а богородичный образ, причем не живописный, а меднолитой. Икона приносилась в Москву через некоторое время после смерти преподобного и была возвращена в монастырь в 1685 году.
К концу XVII века в Козмине Яхромском монастыре, действительно, помимо образа Успения почиталась как явленная икона Богоматери в типе Гликофилусы (Умиление). Более того, там имелось два таких образа – живописный и серебряный, выполненный на крышке небольшого ковчежца-мощевика . Иконография их была схожей, но не идентичной, и очень близка типу Богоматери Ярославской, причем живописная была зеркальной относительно серебряной. Однако, в отличие от Ярославской иконы, на обеих Яхромских дальняя от зрителя ножка Младенца была подвернута под другую и обращена стопой к зрителю. На живописном образе держащая свиток рука Младенца была опущена вниз. Такой извод в прямом, переводе, имел распространение в русской иконописи с XV века.
Богоматерь Яхромская была изображена в серии гравюр Г.П. Тепчегорского на тему чудотворных богородичных икон в 1714-1715 годах, и ею было проиллюстрировано позднее сказание о ней в экземплярах рукописного сборника "Солнце пресветло". Это изображение при общем типологическом сходстве не соответствовало ни Ярославскому, ни Яхромскому образу. Младенец на нем обнимает Богоматерь обеими ручками за шею, а не касается ее лика правой ладонью. Кроме того, он совершенно иначе сидит на ее левой ладони – как бы верхом, так что зрителю видна только левая ножка.
Эта идущая от гравюры иконография в зеркальном воспроизведении закрепилась в иконописных иконах-сводах чудотворных богородичных образов. Икона из собрания музея была частью такой большой иконы, и ее изображение соответствует распространенной в подобных памятниках иконографии Яхромского образа.
Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки).
Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе).
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская)'.