Изображение иконы Всех Скорбящих Радость (в Вологде, находившаяся в тюремной церкви) #32752
Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость (в Вологде, находившаяся в тюремной церкви)
|
Описание: Всем Скорбящим Радость Пресвятой Богородицы. Литография. ». Из собрания Ю.П.Малоземова.
Исторические сведения об иконе Божией Матери, всех скорбящих радости, что в Вологодском Тюремном замке (Протоиерей Николаевский. Вологодские губернские ведомости. 1847 г. №45. С.455-457):
Икона сия по характеру живописи и по историческим воспоминаниям принадлежит к иконам очень древним, и едва ли есть не древнейшая из чудотворных икон нашего города. Еще в начале истекшего столетия с иконы сей, как с иконы чудотворной и всеми почитаемой, были уже некоторые списки. Так икона Божией Матери, что при здешней больнице Приказа Общественного Призрения, писанная как видно из подписи в 1719 году, есть снимок с сей самой иконы. Но к какому именно принадлежит столетию, кем писана и каким образом явилась икона сия при Тюремном замке, о сем ни в тюремной церкви и нигде не найдено письменных сведений.
Есть предание, по которому иные начало иконы сей относят даже к XV столетию. По этому преданию она принадлежала некогда Преподобному Игнатию Прилуцкому и приобретена им по следующему случаю:
Известно, что Преподобный Игнатий был сын Благоверного Князя Андрея Васильевича Угличского. Будучи еще 13 лет от рождения, он, по повелению Великого Князя Иоанна Васильевича, родного брата отца его, вместе с отцом и братом взят и послан был в заточение, сперва в город Переяславль, потом на Бело-озеро, и наконец сюда – в город Вологду, где и содержался целых 32 года, будучи обременен тяжкими оковами. Претерпевая такую злосчастную долю, он при всем терпении своем не мог не скорбеть духом, тем более, что считал себя невинныи и был еще слишком молод для таких страданий. Кроткий и богобоязливый из детства, он боялся роптать на участь свою, и непрестанно молился, чтобы с радостью и без тяжести перенесть сие заключение. «К кому же ближе прибегнуть мне, думал юный сын княжеский, кто поддержит и утешит меня в толиких бедствиях и страданиях моих, как не Ты, о Пресвятая Бладычице, Богородице, скорая Помощнице и Утешительнице. Так, на Тя одну я уповаю; Ты будь мое прибежище и утешение в скорбех моих». И вот по желанию его, написали сию икону, которая с сего времени, до самой смерти Преподобного, действительно и была единственным прибежищем и утешением в страданиях его.
Предание это весьма вероятно. Кто видал сию икону, тот без сомнения видел, что первым предметом предстательства и заступления Божией Матери на сей иконе представляются в гонении, в темницах и заточении пребывающие. Иже в гонении, в темницах и заточении, услыши Милостивая (первое надписание на иконе). А сие надписание точь-в-точь выражает жизнь и участь Преподобного.
Утверждают также, что икона Божией Матери явилась и найдена на стене самой темницы, бывшей при речке Золотухе, - в стенах прежней крепости, где теперь находится одна из городских башен, именуемая Мыльниковскою; но в котором именно году, и откуда явилась, не упоминают. Впрочем по всей вероятности, икона сия есть не другая какая, как та же самая. – Быть может, по смерти Преподобного Игнатия, случившейся в 1522 году по Р.Х., икона его несколько времени была в забвении и неизвестности. Но когда он стал прославляться и церковь причислила его уже к лику Преподобных, тогда, из благоговения к памяти Преподобного, столько лет изливавшего пред сею иконою скорби свои, люди наконец вспомнили и стали притекать для поклонения к ней. Или, - быть может и то, что Матерь Божия, всегда готовая на помощь всем с верою к Ней прибегающим, быв некогда единственным прибежищем и утешением сему страдальцу, и Сама, ощутительным образом, в сем святом изображении, восхотела явить и явила свое предстательство и другим, в подобных бедствиях и скорбях находящимся.
Как бы то ни было, только народ стал во множестве стекаться для поклонения этой иконе. Когда же молебствий при тюрьме отправлять было невозможно и некому и потому продолжает предание, икона сия перенесена была в здешний Кафедральный Собор. Но различные чудотворения и сновидения, в котрых являлась Пресвятая Владычица, убедили народ и духовенство снова перенесть икону сию на прежнее место.
О сем перенесении говорит уже не одно предание устное. В одном древнем месяцеслове о сем перенесении написано так: «Сего числа из Собора обратно перенесена в тюрьму чудотворная икона Божией Матери» (Об этом месяцеслове я слышал от бывшего смотрителя замка, М.Ройкина, человека старого и очень достоверного. Он сам видел и читал подпись в доме чиновника Васюткина).
С этого времени икона сия постоянно пребывала и пребывает при тюремном замке. Сначала без великого украшения, стояла она в самой комнате арестантов, потом устроена была, при том же замке, особая для нее часовня, куда уже допускались все приходящие, и сделана серебряная риза. Наконец, когда по Высочайшей воле, в Бозе почивающего Императора Александра Павловича, 1824 года, в самой тюрьме устроен храм для узников, тогда храм сей наречен во имя сей иконы.
До сих пор икона сия в великом почтении. Не только здешние жители, но из разных мест губерний Ярославской, Костромской, а особенно Новгородской, по обетам, приходят к ней. Зимою, а особенно летом, в дни воскресные, тюремная церковь не вмещает даже богомольцев. Если бы икона Божией Матери находилась не внутри острога, куда во всякое время невозможно допускать приходящего народа, то она имела бы еще более усердствующих.
Празднование этой иконе бывает 24-го Октября. Но поелику в этот же день празднуется и в Кафедральном Соборе в честь таковой же иконы, то в следующий воскресный день, в честь ее отправляется другое торжество, обыкновенно освящаемое соборным Архиерейским Богослужением.
Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки).
Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе).