Описание иконы Знамение Серафимо-Понетаевская из книги Е. Поселянина
  Икона Пресвятой Богородицы Знамение Серафимо-Понетаевская |
В Нижегородской губернии, в Арзамасском уезде, в 30 верстах от этого города и в 42 верстах от Саровской пустыни, находится Серафимо-Понетаевская женская обитель. Название свое она получила по имени преподобного Серафима Саровского и основана одной из инокинь Дивеевской общины, что близ Саровской пустыни, Гликерией Занятовой. Ее помощницей в деле устроения обители была помещица села Понетаевки, дочь генерал-майора Елизавета Копьева, лично знавшая и уважавшая старца Серафима.
Одна из сестер Понетаевского монастыря, Клавдия Войлошникова, в 1879 году написала для своей обители образ «Знамение» Богоматери. Скоро эта икона прославилась дивными чудотворениями и сделалась главной святыней этой обители. Первое прославление образа совершилось при следующих обстоятельствах.
В 1885 году, 14 мая, в 9 часов вечера, в письмоводительской келье игуменского корпуса, где стояла вышеупомянутая икона, находилось несколько инокинь. Вдруг все они поражены были дивной переменой, совершившейся с образом. Они заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе сделался живее и светлее и очи Ее обращались то вверх, то на сестер, с трепетом взиравших на чудное явление. Эти изменения замечались в течение четверти часа, а в 12 часов ночи они снова повторились. На следующий день икона с честью перенесена была в монастырский храм, и скоро целые толпы народа потекли к образу для благоговейного поклонения. Многие болящие при этом получили исцеления от своих недугов.
Известны следующие особенно замечательные случаи помощи Богоматери по молитве перед этой Ее иконой.
13-летняя дочь крестьянина села Панова, Анисья Лаврова, от самого рождения страдала мучительной глазной болью. Щеки у несчастной были постоянно опущены, и она совсем не могла смотреть вверх. Но когда родители привели ее к образу «Знамение» Богоматери и помазали очи елеем от лампады, глаза больной открылись, и, воззрел вверх на образ Богородицы, со слезами умиления она возблагодарила Небесную Владычицу за своё исцеление. Это было в ночь на 24 число месяца мая.
26 мая к чудотворному образу принесен был своей матерью пятилетний Филипп. Он от рождения страдал расслаблением ног. Мать дала облобызать ему святой образ, взяла от лампады елея и святой воды и ушла домой. На ночь она напоила несчастного ребенка святой водой, а ноги помазала елеем. И совершилось дивное знамение милости Богоматери: на другой день вчерашний расслабленный стал совершенно здоров и мог уже свободно ходить.
Вскоре же после прославления иконы в Понетаевскую обитель пришел для поклонения новоявленной святыне 15-летний крестьянский сын Василий Заренков. С десятилетнего возраста он ничего не видел: ослеп, засорив глаза во время игры со своими сверстниками. Отстояв литургию, он приложился к иконе, после чего помазал елеем от лампады свои очи. Не успел мальчик отойти от образа, как почувствовал, что глаза его начали открываться, и через некоторое время он прозрел.
Много и других чудесных знамений совершилось у образа «Знамение» Богородицы. Подлинность чудес сначала была исследована благочинным, протоиереем Арзамасского собора Иоанном Старогородским, которому поручил это сделать епископ Нижегородский Макарий. Консистория же, получив от благочинного донесение, предписала ему взять у сестер Понетаевского монастыря икону и доставить ее в консисторию для передачи в ризницу кафедрального собора. Архимандрит Высокогорской пустыни Алипий получил приказ отправиться вместе с двумя иереями в Понетаевский монастырь и там произвести дознание о совершившихся у образа чудесах в присутствии полиции и, в случае надобности, врача. Предписано было также осведомиться и о том, не находятся ли исцеленные лица в состоянии прежней своей болезни.
Следствие показало, что дважды была замечена необычайная перемена в образе, состоявшая в сиянии лика Богоматери и в движении Ее глаз. Это показание свидетельницы готовы были подтвердить присягой. Чудесные исцеления были неопровержимо доказаны самими исцеленными. Расследованием удостоверено было 15 случаев чудесных исцелений, главным образом, при болезнях зрения, параличе рук и ног, нервном расслаблении, ломоте в костях и других. Указом от 5 октября 1885 года Святейший Синод признал чудотворность Понетаевской иконы и предписал консистории возвратить образ обители. Преосвященный Нижегородский Модест сделал распоряжение поставить икону в храме Живоносного источника в Понетаевском монастыре, где она помещается за правым клиросом.
Размеры Понетаевского образа: 1 аршин и 4 1/4 вершка в вышину и 1 аршин 31/2 вершка в ширину. На иконе Богоматерь изображена с воздетыми горе руками. На лоне Пречистой Девы находится Предвечный Младенец, окруженный сиянием. Празднование в честь этого образа совершается еще 14 мая.
Существует печатное описание чудотворной иконы и обители, изданное Серафимо-Понетаевским монастырем. Здесь отмечено 68 случаев благодатной помощи Богоматери при разных болезнях: глазных, нервных, ревматических и т. д., и все они совершились по молитвам перед Серафимо-Понетаевской иконой в продолжение 15 лет, в период от возвращения образа в обитель в 1885 году и до 1900 года.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.
Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Знамение Серафимо-Понетаевская'.