Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Описание иконы Коневская (Голубицкая) из книги Е. Поселянина

Икона Коневская (Голубицкая)
Эта страничка относится к разделу

b   Икона Пресвятой Богородицы Коневская (Голубицкая)


Коневская икона Божией Матери принесена в Россию с Афона преподобным Арсением Коневским и находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на Коневце, одном из островов Ладожского озера. История этой чудотворной иконы такова.

Преподобный Арсений, желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, он решил возвратиться в свое отечество, чтобы там продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Пречистой Богоматери. Арсений, прощаясь со старцем, высказал ему свое твердое намерение создать у себя на родине обитель в честь Пресвятой Богородицы. Старец одобрил это благочестивое намерение Арсения и предсказал ему, что с помощью Божией монастырь будет создан и прославлен на пользу и спасение многих.

И вот, сопутствуемый иконой Богоматери, Арсений в 1393 г. возвратился в Россию и пришел в свой родной город Новгород. Явившись к архиепископу Новгородскому Иоанну, он испросил у него благословение на создание обители в пределах новгородских. «Благословение от него (архиепископа) прият, — говорит жизнеописатель преподобного Арсения, — отьиде на Невоозеро, в Коневский остров, и вселися ту и со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и обитель» (память прп. Арсения 12 июня). Так, из Новгорода по реке Волхову Арсений направился в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину, Нево-озеро, и здесь, обойдя много островов, остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца.

Усердно помолившись Господу, чтобы Он благословил избранное место для создания новой обители, преподобный Арсений водрузил здесь крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения скоро привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возникла обитель.

Чудесная помощь Богоматери Арсению была явлена при самом же начале поселения его на острове. Преподобный от одного рыбака узнал, что на северозападной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями, думающими, что в этом камне живут какие-то таинственные духи. Ежегодно весной Лрибрежные жители переправляют на этот остров свой скот для прокормления и оставляют его здесь пастись целое лето без пастуха. Осенью же, когда стада переправлялись обратно домой, жители оставляли здесь на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну его нигде по всему острову не находили; это показывало, что жертва принята духами — покровителями острова. «И доселе, — говорил рыбак, — духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей». Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богоматери отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание прибавляет, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которая потому и доселе сохраняет название «Чортовой Лахты». Этот знаменитый камень, который местные жители называют «Конь-камень», сохраняется доныне. Он находится недалеко от монастыря: по внешнему виду он напоминает фигуру треугольника и в окружности имеет 12 слишком саженей, а в вышину до 7 аршин.

При жизни преподобного Арсения Богоматерь не переставала оказывать созданной им обители свою помощь и покровительство. В монастырские записи занесен следующий случай.

Преподобный Арсений после устроения им Коневской обители вторично предпринял путешествие на Афон. Во время его отсутствия случился в обители недостаток в жизненных припасах. Малодушные из братии начали роптать и побуждали всех разойтись из обители. Братия пришли в крайнее смущение и не знали, что предпринять, чтобы обеспечить существование и мирное течение жизни новосозданной обители. Тогда один благочестивый инок, по имени Иоаким, скорбя об этом неустройстве, отправился на соседнюю гору и здесь обратился с горячей молитвой к Богоматери, прося Ее прийти на помощь колеблющейся обители. Утомленный продолжительной и напряженной молитвой, благочестивый старец уснул, и вот во сне окруженная небесной славой явилась ему Богоматерь и кротким, любвеобильным голосом сказала ему:

— Старец! Не скорби, но иди к братии и скажи им, чтобы они не расходились из обители, ибо Арсений скоро возвратится со всем необходимым.

Обрадованный этим чудесным видением Иоаким поспешил успокоить братию. И действительно, слова Богоматери в точности сбылись. На следующий же день Арсений возвратился в свою обитель, везя с собой в двух больших лодках все необходимое для пропитания братии.

Преподобный Арсений удостоился блаженной кончины 12 июня 1444 года.

После своей кончины он в сонном видении явился одному слепцу и велел ему идти в Коневский монастырь на поклонение чудотворной иконе Богоматери, предсказывая, что он там получит исцеление. Слепец исполнил повеление преподобного Арсения: прийдя в Коневскую обитель, он здесь, перед образом Богоматери, во время пения «Достойно есть», получил исцеление от своей слепоты.

В 1573 году Коневская обитель чудесным заступлением Богоматери была спасена от нашествия шведов. Опустошая Карелию, шведы хотели разграбить и Коневский монастырь, но поднявшийся вдруг сильный ветер взломал весь лед вокруг острова и тем помешал им исполнить свое злостное намерение.

Некто Афанасий, находясь в плену у шведов, увидел в доме икону Спасителя и стал горячо молиться перед ней о возвращении на родину. Во сне он получил повеление:

— Если хочешь уйти из плена, — говорил таинственный голос, — возьми этот образ и снеси его в Коневец.

Афанасий послушался, взял икону, и ему вместе с другим товарищем удалось бежать из плена. Они нашли у берега небольшое судно и, проплыв на нем некоторое время, оба от утомления заснули. Во сне Афанасию вдруг представился старец (Арсений Коневский) и сказал ему: — Встань, посмотри на море: там плывет змей.

Тот же самый сон в это же время видел и спутник Афанасия. Они оба разом проснулись и увидели вдали шведское судно, шедшее прямо на них. Беглецы, не теряя времени, схватились за весла и поспешили скрыться от преследования. Икона Спасителя была принесена ими в Коневский монастырь. Впоследствии неизвестно кем она была перенесена отсюда в Осташковский Знаменский Девичий монастырь.

В 1577 году снова разгорелась война со шведами. Опасаясь нападения неприятелей, настоятель и братия Коневской обители должны были оставить свой монастырь и переселиться на жительство в Новгородский Деревяницкий монастырь. На этот раз запустение Коневской обители продолжалось недолго: через 16 лет братия снова возвратилась в свою обитель.

После нашествия шведов на Карелию в 1610 году братия принуждена была опять оставить Коневский монастырь, который был возобновлен только через полтораста лет, в 1766 году. Икона же Богоматери оставалась в Деревяницком монастыре до 1798 года, когда, по благословению митрополита Новгородского Гавриила, дозволено было перенести ее в Коневец. В Деревяницком же монастыре оставлена была копия с этой иконы в серебряном окладе.

Прежде отправления чудотворной иконы в Коневец, строитель Варфоломей прибыл с ней в Петербург для устроения здесь серебропозлащенной ризы и пробыл в нем два месяца. В это время икона Богоматери явила много чудесных знамений. Возвращение иконы Богоматери в Коневскую обитель также сопровождалось многочисленными знамениями и чудесами. Так, некто Андрей Зиновьев был избавлен от беснования. Григорий Новосадов исцелился от расслабления, а боярыня Параскева получила исцеление от глазной болезни. Пресвятая Дева и доныне осеняет Своим благодатным покровом Коневскую обитель.

Чудотворный образ Коневский изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке двух птенцов голубиных. На обратной стороне иконы помещен «Нерукотворенный образ Спаса». Особо чтимые списки этой иконы находятся в Москве, в Благовещенской церкви, что на Бережках, и в Воскресенской церкви города Торжка Тверской губернии.

Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]

Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.

Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Коневская (Голубицкая)'.