Описание иконы Бахчисарайская из книги Е. Поселянина
  Икона Пресвятой Богородицы Бахчисарайская (Крымская) |
Она ныне находится близ Мариуполя Екатеринославской г., в Успенском храме. Кроме упомянутого имени, икона носит еще и другие названия. Чаще всего встречаются следующие: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который расположен в горном ущелье, в конце города Бахчисарая. Предание говорит, что в этом месте совершилось первоначальное ее обретение.
Успенский скит заслуживает особого внимания: он не только древнейшая святыня, замечательная своей оригинальной постройкой в скале, но и драгоценный памятник христианства в Крыму. Этот скит находится в глубоком овраге. Здесь долгое время существовало греческое селение, называвшееся Марианополем или селом Марьиным. Овраг и до сих пор называется у татар «Майрем», т. е. Мариин, а монастырь слывет под именем «Майрим Анай», что значит «Мать Мария». По обеим сторонам этого скита возвышаются отвесные, громадные скалы вышиной до 70 сажней, если их измерять от протекающего в овраге ручья.
Это место пользовалось особенным почитанием не только у христиан, но и у татар. Единственная причина почитания со стороны неверных заключалась в том, что место это было освящено чудесным явлением на скале иконы Божией Матери Панагии, т. е. «Всесвятой».
Из путевых записок русского посольства к крымскому хану в 1625 году видно, что послы после окончания дел в Тавриде, прежде чем возвратиться в отечество, «служили благодарный молебен в селе Мариином», т. е. в Успенской скале. Уже в XVI веке встречается известие, что здесь существует монастырь, известный под именем «монастыря Пречистыя Богородицы на Салачике». Во времена царствования Феодора Иоанновича почитание этого монастыря выражается в материальной поддержке: каждый год туда отсылалось по 15 рублей через грека Пасхалия. Знал об этом святом месте и князь Прозоровский, так как в 1777 году он писал графу Румянцеву-Задунайскому, что «и близ Бахчисарая с давних времен существует греческая небольшая церковь, высеченная в горе из камня», возобновленная, но все же находящаяся в упадке, и что архиерей, видевшись с ним, высказал свое намерение построить новую и уже «порядочную церковь». Все приведенные исторические указания свидетельствуют о том, что у нас на Руси знали о св. месте явления иконы Богоматери, интересовались возникнувшей там обителью, относились к ней с уважением и благоговением ради находившейся там чудотворной иконы Богородицы и насколько возможно было старались поддерживать ее существование.
Есть исторические данные, которые также свидетельствуют ясно и о том, что «Майрем» и «Майрим Анай» целые века пользовались особым уважением, даже среди татар.
В последней четверти XVIII века греки удалились из Крыма. Это событие имело громадное влияние не только на Успенский скит, но и на судьбу всего христианского населения Таврического полуострова. С их уходом Успенская скала лишилась всего, что в ней было и что при ней жило, и сама была покинута на произвол всех и каждого. Однако благодать Господа и покров Его Пречистой Матери, избравшей Успенскую скалу местом явления Своего образа, не оставляли ее Своим благословением. Покровительствовать этому святому месту стали не только соседние христиане, но и ханы. Известно, например, что крымский хан Ачигерей, отправляясь на войну против своих врагов, обыкновенно обращался с молитвой о помощи к Пречистой Богородице и всякий раз, «егда откуда с корыстью и победой возвращашеся, тогда, избрав коня или двух, елико наилучших, продаваше и, накупивши воску и свеч соделавши, поставляше тамо чрез целый год, еже и наследники его крымские ханы многажды творяху». И после того, как греки покинули Крым, татары не оказали ненависти к «святому месту Марии». Напротив, сам татарский хан позаботился приискать в Бахчисарай греческого священника, который отправлял бы службы для оставшихся здесь немногих греков. Из Анатолии прибыл Спиранди. Хан обошелся с ним очень милостиво и обещал ему на будущее время свое покровительство. Об этом рассказывал сын этого священника, тогда еще бывший десятилетним отроком и недавно умерший 80-летним старцем, бахчисарайский протоиерей Спиранди.
Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но есть два предания, которые мы здесь и приводим.
Одно предание говорит, что в пределах горного ущелья, близ Бахчисарая появился однажды большой змей и стал убивать своим ядом не только животных, но и людей. Местные жители, греки и генуэзцы, не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этого змея. И вот они ночью увидели, что на скале горит свеча. Они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там они обрели образ Богоматери. Недалеко от него лежал и издохший змей, который был немедленно же сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения св. образу Богоматери.
Другое предание говорит, что в давно минувшее время возле этих мест пас стада пастух одного здешнего князька Михаила. Однажды он загнал свои стада в нынешний Успенский овраг и увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась в саженях десяти от земли, и перед ней горела свеча. Об этом узнал местный князек и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял св. икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решили св. икону не трогать, а устроить малый храм в скале, против места явления иконы Богоматери. С этой целью была иссечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. В виду того, что явление образа последовало 15 августа, то храм этот был освящен в честь Успения Богородицы.
Уже было упомянуто, что когда в 1779 году греки Пантикапеи, Феодосии и Херсонеса во главе со своим последним митрополитом Готтским и Кефайским Игнатием покинули Крым и навсегда переселились в пределы России, тогда это святое место запустело, хотя и не окончательно. При этом переселении греки взяли с собой и чудотворную икону Богоматери и принесли ее в город Мариуполь, что в Екатеринославской губернии. После присоединения Крыма к России в 1783 году греки опять стали селиться в Бахчисарае, и Успенская церковь была сделана для них Приходским храмом. Когда же в 1789 г. для них был воздвигнут в Бахчисарае особый храм во имя святителя Николая, а в 1800 году был окончен соборный храм, тогда Успенский храм снова запустел; он был обращен в кладбищенскую церковь и почти полвека стоял, охраняемый лишь наемным сторожем.
Однако Божия Матерь, освятившая это место явлением Своего образа, не переставала покровительствовать Успенской скале. Через невидимое присутствие чудодейственной Своей силы Она стала являть знамения Своего милосердия над болящими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие к Панагии в Успенской скале. Так, например, один больной сын грека, имевший скорченные руки и ноги, был приведен отцом своим на Успенскую скалу; когда после литургии и молебна с акафистом он приложился к иконе Успения Богородицы, то тотчас же получил исцеление. Получил здесь исцеление также и один офицер из Евпатории, который страдал припадками беснования. Последний после этого в течение всей своей жизни испытывал особое благоговение к месту своего исцеления.
Надписи на стенах балкона перед церковью показывают, что в числе посетителей Успенской скалы было много лиц из царствующего дома, например, императоры Александр I, Николай I, Александр II и III. Александр I Благословенный, посетив в 1818 году пещерный храм, спросил у протоиерея Спиранди:
— Где место явления св. иконы?
Старец вывел императора из храма на балкон и указал на стену с изображением на ней лика Божией Матери — копии с явленной. Государь велел подать ему лестницу и свечу. С зажженной свечой он взошел по лестнице к самой иконе, приложился с благоговением к ней и с особенным усердием своей рукой прилепил перед ней свечу к каменной скале.
В 1850 году, по Высочайшему повелению, благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия, совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она носит теперь название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии. Пещерная церковь получила благолепный вид; в пещерах и ущельях построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекается ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.
Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Бахчисарайская (Крымская)'.