Описание иконы Млекопитательница из книги Е. Поселянина
  Икона Пресвятой Богородицы Млекопитательница |
Икона Богоматери, именуемая Млекопитательница, в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре святого Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.
Великий основатель единственной лавры на Востоке, св. Савва Освященный перед своей блаженной кончиной обратился к братии, окружавшей его смертный одр, и пророчески сказал, что со временем посетит его обитель соименный ему богомолец царского рода из Сербии, также именем Савва, которому и должна быть отдана икона Богоматери Млекопитательницы от обители в благословение. Св. Савва Освященный мирно отошел ко Господу в четвертое лето царствования Юстиниана Великого, в 532 году.
Более шести веков по смерти преподобного пронеслось над основанной им палестинской обителью. Икона Богородицы, именуемая Млекопитательница, неподвижно стояла на своем месте, ожидая исполнения тех пророческих предсмертных о ней завещаний св. Саввы, которые переходили в его монастыре устным преданием из века в век.
Исполнение предсказаний наступило только в XIII веке, когда действительно прибыл в Палестину св. Савва, архиепископ Сербский. Ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного и вручена икона Божественной Млекопитательницы вместе с другой иконой Богоматери, так называемой «Троеручицей» (сведения о которой помещены под 28 июня).
На возвратном пути из Палестины в Сербию св. Савва посетил Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Этому-то своему монастырю он и оставил неотъемлемым наследством и лучшим украшением икону Пресвятой Богородицы Млекопитательницы, поставив ее в церкви при Карейской Келии, принадлежащей Хилендарю, названной впоследствии Типикарницей, так как в ней хранился написанный св. Саввой типик, или устав. Другую же икону Троеручицы он унес с собой в Сербию. Это было в первое путешествие св. Саввы Сербского в Палестину.
Невольно обращает на себя внимание то обстоятельство, что икона Млекопитательница, вопреки всеобщему обыкновению нашей восточной церкви, была св. Саввой Сербским поставлена и доныне остается в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы, или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя в этой церкви занимает место по левую сторону царских врат, где собственно должна бы стоять икона Божией Матери.
Изображение лика Божией Матери и Ее Божественного Младенца на иконе Млекопитательницы выразительно, прекрасно и в строго-церковном стиле. Эту икону смело можно причислить к лучшим образцам византийской школы, столь редким в настоящую пору.
Есть еще одна икона Богоматери, носящая имя Млекопитательницы. Она находится в Ильинском скиту на Афоне и принадлежит к числу местно чтимых икон.
У нас в России, в Курской губернии, лежал около года один больной. Он был настолько слаб, что не имел никакой возможности двигаться. В 1860 году, когда в Курскую губернию было прислано с Афона изображение Богоматери Млекопитательницы, больной приложился к нему и почувствовал себя здоровым. Рассказывают еще о другом чуде, именно, что в 1862 году, после молитв пред св. иконой Млекопитательницы, один дом дважды был спасен от пожара.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.
Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Млекопитательница'.