Описание иконы Положение Ризы Пресвятой Богородицы из книги Е. Поселянина
  Икона Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы |
В царствование греческого императора Льва Великого Македонянина (457—474 гг.) греческие военачальники, родные братья Гальбий и Кандид, будучи людьми благочестивыми, предприняли путешествие по святым местам Палестины. Они прибыли в Галилею и, руководимые неисповедимым действием Божественного Промысла, остановились между прочим в одном небольшом селении близ известного города Назарета.
В этом селении посетили они дом одной престарелой и благочестивой девицы еврейки; внутри дома их внимание обратила на себя небольшая, скромно убранная комната, в которой блистали зажженные свечи и курился фимиам. У дверей этой странной комнаты лежало много различных больных. Благочестивые братья тотчас догадались, что там, внутри комнаты, находится какая-нибудь святыня, от которой эти больные ожидают себе облегчения и исцеления. Их догадка подтвердилась, когда они обратились за разъяснениями всего виденного к самой хозяйке этого дома.
— Да, внутри этой комнаты, — сказала им благочестивая женщина, — находится великая святыня, и все лежащие здесь больные с надеждой ждут себе исцеления от тяжких недугов своих и не обманываются в своей надежде, ибо на сем месте слепым даруется прозрение, хромые получают силу ходить, глухие избавляются от своего недуга, у немых разрешается язык, и всякие неизлечимые болезни врачуются здесь великой чудодейственной силой, преизобильно истекающей от этой святыни. Святыня же эта есть священная одежда Пречистой Богоматери, Девы Марии. Пред Своим Успением Матерь Божия передала одну из одежд Своих вдовице, моей прародительнице, которая удостоилась присутствовать при Ее кончине и погребении. Благочестивая вдова в течение всей своей жизни благоговейно хранила это священное наследие от Пречистой Девы, а перед смертью завещала, чтобы риза Божией Матери была вверяема на хранение только девицам. Таким образом, переходя постепенно от одной девицы к другой, эта великая святыня дошла, наконец, до меня, и я храню ее в ковчеге, поставленном в эту комнату. Все, что я поведала вам, есть большая тайна, которую я открываю вам только потому, что в моем родстве нет уж более такой девицы, которой я могла бы доверить эту тайну. Поэтому вы не разглашайте об этом в тех местах, где вам придется быть.
Пораженные и умиленные братья обещались никому нигде не открывать доверенной им тайны и, поклонившись до земли этой женщине, просили у нее позволения провести ночь в той комнате, где находилась святыня, чтобы в ночной тишине излить свою душу в молитвах к Богу и к Пречистой Владычице Богоматери. Получив позволение, с благоговейной радостью вошли они в священную комнату и увидели здесь небольшой ковчег, озаренный мерцающим светом горящих свечей в волнах курящегося фимиама.
С благоговением поверглись они перед ковчегом, скрывающим в себе Богоматернюю ризу, и всю ночь провели в слезах и молитвах, воссылая хвалы и благодарения Богородице, удостоившей их по неизреченной Своей милости поклониться столь великой святыне.
Во время ночной молитвы у них зародилась дерзновенная мысль овладеть этой святыней и отнести ее в Царьград, столицу их отечества. Пользуясь тем, что в доме все заснули, они подробно исследовали ковчег, тщательно измерили его величину и внимательно рассмотрели материал, из которого он был сделан. Утром они поблагодарили женщину, раздали находящимся тут нищим щедрую милостыню и, обещавшись посетить это место вторично на обратном пути, отправились в Иерусалим.
Придя в этот город, Гальбий и Кандид отыскали искусного мастера и поручили ему сделать ковчег, по размерам и внешнему виду похожий на тот, который заключал в себе ризу Богоматери. Когда ковчег по их указаниям был сделан, они купили драгоценное покрывало для его украшения и возвратились снова в галилейское селение. Испросив опять позволение провести ночь в комнате, где находилась святыня, братья большую часть ночи горячо молились Пресвятой Деве о том, чтобы Она благословила их тайное намерение перенести Ее ризу в столицу христианской империи.
В глубокую полночь, когда все погрузились в крепкий сон, братья незаметно вынесли священный ковчег со святыней из комнаты и скрыли его в своей колеснице. На место похищенного ковчега они поставили привезенный из Иерусалима, покрыв его дорогим покрывалом. Ранним утром они простились с благосклонно приютившей их женщиной и поспешно направились в Царьград.
Прибыв в столицу, благочестивые братья немедленно устроили молитвенный дом возле морского берега на принадлежавшем им месте, называвшемся Влахернами, по имени убитого здесь знаменитого скифского вождя. Этот дом они посвятили не в честь Пресвятой Богородицы, а в честь апостолов Петра и Марка, потому что они решили не разглашать о той драгоценной великой святыне, которую они принесли с собой из Палестины и с благоговением поместили в построенном ими доме. Они постарались затем окружить ковчег с драгоценной святыней подобающей обстановкой, позаботившись, чтобы здесь постоянно воспевались священные песнопения, возжигались свечи и совершалось каждение фимиамом. Но можно ли скрыть в тайне ту святыню, которую сам чудодейственный Промысл Божий непрестанно окружал знамениями и чудесами? Вот эти-то знамения и чудеса и воспрепятствовали намерению Гальбия и Кандида скрыть ее.
Тогда они явились к императору Льву и патриарху Геннадию и рассказали им все, что знали об этой святыне. Выслушав сообщение братьев, император и патриарх исполнились великой радости и вознесли хвалу Богу и Пречистой Богоматери. Затем они, в сопровождении многих вельмож, царедворцев и народа, немедленно отправились в молитвенный дом и, открыв священный ковчег, увидели ризу Богоматери, сохранившуюся и нисколько нетронутую тлением. Пораженные и умиленные царь, патриарх и все их сопровождавшие преклонили колени перед нетленной святыней и благоговейно облобызали ее.
Вскоре после этого во Влахернах построен был большой великолепный храм в честь Богоматери, и в него с великим торжеством 2 июля 458 года была перенесена из молитвенного дома священная риза и положена здесь в новом ковчеге, сделанном из золота и украшенном драгоценными камнями.
По свидетельству греческого церковного историка Никифора Каллиста, впоследствии в ковчег вместе с ризой Богоматери были положены еще омофор, т. е. головное покрывало Богородицы, и часть Ее пояса. Известие об этом встречается также и у нашего русского путешественника Стефана Новгородца (около 1350 г.). «Идохом во Влахерну, — говорит он, — идеже лежит риза и пояс, и скуфья на главе Ея (т. е. Богоматери); а лежит в алтаре, на престоле, в ковчеге запечатана».
Сохранилось известие, что в Константинополе существовал еще и другой храм в честь Богоматери во Влахернах, построенный императором Маркианом (450—457 гг.). В этом храме положены были погребальные ризы Пресвятой Богоматери, присланные императору из Иерусалима патриархом Ювеналием.
Влахернский храм, построенный императором Львом Великим, сгорел 19 января 1434 года, и теперь видны лишь ничтожные его остатки. Какова дальнейшая участь ризы Богоматери, неизвестно. Сохранились достоверные известия только о том, что Богоматерь в то время, пока риза Ее находилась в Константинополе, неоднократно оказывала чудодейственную помощь как самому городу, так и всему греческому народу во время опасностей при нападении врагов. Так, во время осады Константинополя персами и аварами в 626 году, сарацинами в 673 и 716 году, киевскими князьями Аскольдом и Диром в 866 году священная риза Богоматери при многочисленном стечении народа выносилась из Влахернского храма и погружалась в воды Босфора. Всякий раз после этого на море поднималась сильнейшая буря, от которой гибли все корабли неприятелей.
Ныне в различных местах христианского мира хранятся лишь отдельные части одежд Богоматери. Так, одна часть находится в Петропавловском приделе Московского Успенского собора, перешедшая туда в XVIII веке от князя В. В. Голицына; другая часть хранится в Благовещенском соборе, — она приобретена Дионисием, архиепископом Суздальским, в XIV веке; третья в Московском Никитском монастыре. Есть и еще одна часть Богоматерней ризы, которая сохраняется в Риме, в так называемом Латеранском соборе.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.
Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Положение Ризы Пресвятой Богородицы'.