Описание иконы Печерская-Свенская (С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками) из книги Е. Поселянина
  Икона Пресвятой Богородицы Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками) |
По преданию, чудотворная Свенская икона написана преподобным Антонием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь.
Богоматерь изображена на этой иконе следующим образом. На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп. Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного (на) хвалу и славословие Тебе».
На свитке же прп. Антония Печерского стоит следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Преподобный Феодосий изображен на иконе без клобука, с открытой головой, в мантии и епитрахили, а прп. Антоний представлен в полной монашеской схиме. Размеры иконы: пятнадцать с половиной вершков в длину и девять с половиной вершков в ширину.
В настоящее время Свенская икона Богоматери находится в мужском Брянском Успенском монастыре, расположенном в 3 верстах от города Брянска, на горе, при реке Днепре, против реки Свены, впадающей в Сейм. По имени реки и самый монастырь называется Свенским. Название монастыря перешло и к иконе. В монастыре Свенская икона находится с 1288 года, а до этого времени она пребывала в Киево-Печерской лавре, где прославилась чудесами.
Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены. Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. Решив отыскать икону, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями. Весть об этом чуде дошла до князя Романа. Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, и там излил все свое горе и со слезами так молился:
— О, Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я узрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.
Когда он окончил молитву, в ту же минуту зрение возвратилось к нему, и он увидел тропинку, на которой, по его повелению, тогда же был поставлен крест. Однако глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Вот подошли к самой св. иконе. Князь пал на землю и опять воззвал к Богородице с сокрушением сердечным:
— Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим.
Когда он произнес это, то стал видеть еще лучше. По его приказанию епископ снял икону с дерева и поднес ее князю. Последний благоговейно облобызал ее. Примеру князя последовали и все присутствующие. Затем, отслужив молебен пред иконой Богоматери, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери.
Впоследствии князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери — 3 мая.
Через некоторое время после основания монастыря оклад на чудотворной иконе попортился. Вследствие просьбы игумена Свенского монастыря подновить его царь Иоанн IV Васильевич велел икону принести в Москву и из своей казны пожертвовал много золота, серебра и драгоценных камней. Через три года оклад был сделан, и Свенская икона возвращена в брянский Успенский монастырь. В последующее время Свенский монастырь также неоднократно поддерживался благотворениями царей и князей Русской земли. Цари — Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, святейшие патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами.
Как прежде, так и ныне у чудотворной Свенской иконы Богоматери совершаются чудеса и подаются исцеления тем, кто прибегает к сему чудотворному образу Богородицы с верой в помощь Царицы Небесной. Из многочисленных чудес мы приведем только самые примечательные и поразительные.
Однажды к обители подошли иноплеменники с целью ограбить и разорить ее, но Царица Небесная не допустила совершиться этому беззаконию и святотатству. Невидимая сила поразила нападавших слепотой, они в ужасе разбежались, оставив обитель невредимой. Паника их была так сильна, что они даже покинули награбленные ими в других местах сокровища, которые после этого чуда сделались собственностью обители.
В 1566 году в Свенской обители заложили каменную церковь и через год окончили ее постройку. Однажды, когда в новоустроенной церкви находился игумен Свенской обители Мартиниан с братией, своды церкви обрушились, но находившиеся внутри ее все остались невредимыми. Столь чудесное спасение иноков от гибели все приписали заступлению и покрову Богоматери.
В 1673 году к чудотворному Свенскому образу Богоматери был приведен бесноватый Потапий, земледелец из города Трубчевска. Он так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Но вот пред чудотворной иконой Богородицы отслужили молебен об изгнании беса. Бес, страшно сотрясая больного, вышел из него. Все видевшие чудо это были поражены и прославили Бога, дивного в чудесах Своих. Потапий же, воздав хвалу Богу, дал обет постричься в монашество, каковое намерение и привел в исполнение.
В том же 1673 году в Свенский монастырь пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов. Когда он усердно помолился пред Свенской иконой Богородицы, то бесы оставили его и уже более не тревожили.
20 ноября 1677 года в Свенском монастыре обрушилась теплая каменная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Однако царские двери и святые иконы остались неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после обвала церкви был найден под кирпичами совершенно целым. Это знаменательное событие было также приписано покрову Пречистой Богоматери.
В 1685 году из Трубчевска в Свенский монастырь пришел земледелец Иоанн, страдавший беснованием. После горячей молитвы перед иконой Богородицы он совершенно исцелился от беснования и возвратился домой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.
Не раз неприятели подходили к Свенскому монастырю и покушались разорить его, но каждый раз Царица Небесная не допускала их до этого. Сам город Брянск Ее заступлением неоднократно был спасаем от нашествия врагов. Эта помощь Богоматери особенно явно проявилась в 1812 году, во время нашествия французов на Россию. Целые полчища врагов подступили к Брянску и грозили разорить его. Ища спасения, благочестивые жители этого города обратились с усердной молитвой к Заступнице рода христианского, единственной Помощнице во всех земных несчастиях. Взяв чудотворную Свенскую икону, они обошли с ней вокруг города. Вскоре они были обрадованы известием, что неприятели удалились от города. В благодарность за избавление брянские граждане со всем духовенством вторично подняли чудотворную икону Богоматери и с крестным ходом обошли весь город. Через несколько времени они узнали, что французы окончательно удалились из пределов Москвы. С той поры в Брянске установлено каждый год 17 августа совершать крестный ход. Обыкновенно накануне этого дня Свенскую икону Богоматери приносят в Брянск, и в городском соборе совершается всенощное бдение. Утром, после литургии, устраивается крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, крестами, иконами, святыми хоругвями из всех церквей и со всем городским духовенством; затем возвращаются в собор. Вечером, перед совершением вечерни, народ собирается в собор и с честью и славой провожает св. Свенскую икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов жители Брянска устроили в 1815 году новую золотую ризу на икону Богоматери.
В 1830 г. Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревны Трубчевского уезда, обратился с ходатайством к преосвященному Никодиму, епископу Орловскому, о разрешении принести в его дом чудотворную икону Богоматери. «Я четыре года страдал помрачением ума, сильной тоской и унынием, — писал этот крестьянин, — но как только дал я обет поднять чудотворную икону Богоматери в свой дом, то тотчас же получил исцеление и отраду». Епископ разрешил на некоторое время перенести чудотворную икону в село Ревны.
В том же 1830 году получила исцеление у Свенской иконы Богоматери Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска. Семь недель она страдала глазной болезнью и затем совершенно ослепла. В мае месяце больная услышала голос во сне, повелевавший принести в их дом из
Свенского монастыря чудотворную икону. Исполняя желание своей дочери, Иван Яковлевич Климов 19 мая обратился к игумену Свенского монастыря с просьбой разрешить перенести чудотворную икону в его дом. На другой день принесли к нему святую икону, отслужили пред ней молебен и освятили воду. Затем слепую подвели приложиться к св. кресту и окропили св. водой: больная стала различать некоторые предметы. Когда же подвели приложиться к св. иконе, то к ней вернулась прежняя острота зрения.
— Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу, — радостно воскликнула прозревшая, — и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ!
Но этого ей, однако, не позволили. Свидетелями этого чудесного исцеления девицы Екатерины было десять человек.
В 1832 году у чудотворного Свенского образа Богоматери получила исцеление одна женщина, родом из Смоленской губернии, страдавшая беснованием одиннадцать лет. Во время приступов своей болезни больная сильно кричала. Родственники бесноватой привезли ее в Свенский монастырь, чтобы здесь у св. иконы Богоматери помолиться о ее выздоровлении. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. Затем был отслужен молебен. Больная приложилась к чудотворной иконе и получила исцеление.
Карачевская помещица Александра Иванова Гринева так описывает свое чудесное исцеление у св. иконы Богоматери в Свенском монастыре: «Я получила от простуды сильное воспаление в глазах и почти слепоту, рожу на голове и на всем лице. Больно и невыносимо мне было смотреть на свет или на огонь. Я должна была ходить с вожатым, накрыв совершенно голову и лицо. Так продолжалось до октября. Во время свенской ярмарки я, узнав об исцелениях от глазной болезни при св. Свенской иконе Богоматери, просила свести меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо в монастырь. В это время служили раннюю обедню. Меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей, но все же боль была невыносимая. После литургии понесли св. икону в лавку; я пошла сзади, взяв с собой полотенце и стакан. Мне подали св. воды, которую освящали в лавке. Я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла. Я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли. Опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку св. воды. Я ей умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мной пред чудотворной Свенской иконой, что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещица Александра Иванова Гринева. — Тотчас же после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы, и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелился в монастыре и доселе находится в военной службе». Все это происходило в 1840 году.
Много и других чудес и исцелений совершилось у чудотворной Свенской иконы Богоматери, пользующейся среди благочестивых брянских граждан большим уважением и почитанием. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростиславович Демидов сделал на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Богоматери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных драгоценных камней и бриллиантовые звезды на плеча Богородицы, а также венец и нарукавники у Предвечного Младенца.
Часто жители города Брянска и окрестных мест принимают в свои дома св. икону Богоматери и совершают молебны пред ней. С древних пор поднятие сей чудотворной иконы совершается следующим образом. Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к этому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз и псалом 142: «Господи, услыши молитву мою». По прочтении псалма диакон произносит: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и проч. В это время два иеромонаха берут св. икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за ней. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха со святой иконой останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий перед чудотворной иконой с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав крест иеромонаху, сопровождающему св. икону, возвращается вместе с братией в обитель.
Так же торжественно и провожают св. икону в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря навстречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает св. крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут св. икону и затем идут в обитель. По входе во храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование св. креста и чудотворного образа Богоматери.
Когда торжественное шествие с чудотворной иконой проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такой же радостью и почетом, как бы Саму Царицу Небесную. Перед ней падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли св. икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник.
Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери.
В соборной монастырской церкви Успения Богоматери св. икона Ее занимает первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат, а в теплой церкви монастыря для нее устроено особое место.
Кроме подлинной чудотворной Свенской иконы Богоматери, в Свенском монастыре есть список с нее, Очень древний, современный ее явлению. Эта св. икона украшена той золотой ризой, которая была прежде ,на чудотворной иконе и устроена при игумене этой 'обители Никодиме; весом риза около двух фунтов. При этой же ризе находятся жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном IV Васильевичем при отпуске ее из Москвы. На этом древнем списке иконы сохранилась следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288 г.) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверной княгиней Анастасией, месяца сентября в 26 день, на память Иоанна Богослова».
Другая копия с Свенской иконы Богоматери находится в алтаре Киево-Печерского Успенского лаврского собора.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.
Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.