Описание иконы Тихвинская из книги Е. Поселянина
  Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская |
Тихвинская икона Богоматери — в своем первообразе находится в Тихвинском (у уездного города Тихвина Новгородской губернии) монастыре.
Событие явления иконы произошло в 1383 году, в княжение великого князя Димитрия Донского.
Каково происхождение этой древней иконы?
Предание говорит, что раньше икона находилась в Царьграде, куда она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества она была скрыта в обители Пантократора (Вседержителя), а при победе православия водворена вновь во Влахернском храме. За 70 лет до падения Царьграда икона перешла в 1383 году в Новгородскую область. Заключают это из следующего.
Вскоре по явлении иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась?»
Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона. Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона.
Патриарх рассказал при этом, что икона несколько раз скрывалась из Цареграда и являлась опять. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила», — заключил патриарх свой рассказ. Он показал в храме место и киот, где она стояла. Потом Тихвинскую поставили, как стояла она в Цареграде — у первого столба, справа от входа. Так стоит она доселе.
Как-то на Ладожском озере рыбаки закидывали сети. Вдруг заблистал перед ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели вверх, то увидели, что в воздухе над водой движется икона Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора.
Рыбаки не видели, куда прошла икона. Она явилась в 30-ти верстах от озера. Там поставили для нее часовню, и было много исцелений. Вскоре икона невидимо отошла из этого места. Ее видели в двух местах стоявшей среди блистающих лучей в воздухе.
Жители той местности собрались к иконе и, пораженные чудом, всем сердцем молились Царице Небесной. Тогда икона спустилась на землю, и много больных получили от нее исцеление. Для иконы устроили часовню, а потом и храм, но она и здесь пробыла недолго, явилась она в 19 верстах от того места и остановилась в 20 верстах от Тихвина. Построили и там часовню и затем храм. Но и оттуда икона вскоре перенеслась на гору близ Тихвина, идя в воздухе, как легкое облако. К месту нового явления ее собрались толпы народа; из соседних сел пришли священники со крестами, и все взывали к Богородице.
Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тогда же и немедля приступили к устройству на этой лесистой местности храма.
Срубили леса и в тот же еще день сделали уже три венца. На ночь к этому месту приставили стражу, а народ разошелся по своим дворам. Стража крепилась всю ночь и не засыпала, но к утру забылась. Когда же она пришла в себя, то ни иконы, ни начатого с тремя венцами сруба не оказалось.
Когда народ собрался, он в глубокой горести стал оплакивать потерю святыни и затем, разойдясь в разные стороны, стал искать повсюду икону. Во время этих поисков икона была найдена к востоку, за рекой Тихвинкой, за две версты от той горы, где явилась икона, — в болотистом месте. Когда туда пришли, то увидели, что все это место сияет светом, и стоит там икона, а около начатый сруб, деревья, приготовленные для постройки — все в таком порядке, точно кто передвинул сюда с горы целую площадку. Икона стояла на восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом. В радости народ окружил чудную святыню.
На этом месте, окончательно избранном Пресвятой Богородицей для пребывания Ее иконы, был поставлен деревянный храм, сгоравший три раза, причем икона оставалась невредимой. Затем по повелению великого князя Василия Иоанновича (1505—1533 гг.) приступили к построению каменной церкви. В ней, когда она была почти совсем готова, обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но через три дня, когда упавшие камни были разобраны, среди обломков все двадцать человек оказались живыми.
Повелением Иоанна Грозного, посетившего Тихвин для поклонения иконе, был при храме, где пребывала икона, устроен мужской общежительный монастырь.
Икона прославлена была великими чудесами — прозрением слепых, исцелением бесноватых. Чудеса, проявлявшиеся над людьми, получившими от нее помощь вдали, не приходя к ней, широко прославили ее по православной Руси.
К памятным знамениям от этой иконы относится оборона Тихвинской обители от шведов.
Это случилось в трудное время великой по всей Руси смуты — в 1613 г. Шведы, уже заняв раз Тихвинский монастырь, были, однако, вытеснены оттуда.
В ярости на то, что монастырь одолел постоянное, обученное войско, шведский генерал, главнокомандующий Делагарди, решив жестоко отомстить, привел к Тихвину свои полки и приказал сравнять обитель с землей. Окрестные жители, возложив единственную надежду на заступничество Богоматери, сбежались в монастырь и заперлись там с монахами и ратниками.
Когда войска шведские окружили обитель, монахи с ратниками бились на стенах, а старые иноки молились с народом в храме перед чудотворной иконой. В это время одной благочестивой женщине, именем Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Владычица со словами: «Объяви всем находящимся в обители, чтоб взяли Мою икону и обошли по стенам вокруг, и узрят милость Божию».
Когда распространилась весть об этом явлении, бодрость сошла на защитников обители. Икону с пением молебна обнесли по стенам.
Внезапно на шведов напал страх, и они бежали от обители.
Этот позор привел их в еще большее раздражение. Еще большую силу привели они под монастырь.
А в обители одна была помощь, одна надежда — Владычица. И какие горячие молитвы неслись к Ней!
Богоматерь с прпп. Варлаамом Хутынским и Зосимой Соловецким явилась в ночном видении находившемуся в то время в Тихвине послушнику Соловецкого монастыря Мартиниану и сказала: «Близ погибели есть место сие многих ради нечистот греховных, ныне же осквернися святое сие Мое место». Мартиниан рассказал о бывшем ему явлении, и немедленно были устранены удалением дурных женщин те грехи, которые оскорбляли Богоматерь.
В это время шведы готовили туры и вели тайный подкоп под святые ворота. Из монастыря сделали вылазку и от захваченных пленных узнали о подкопе. Новый приступ неприятеля был отбит.
Вскоре Мартиниану снова явилась Богоматерь с теми же двумя святыми и еще Николаем Чудотворцем. Святитель Николай сказал: «Скажи воеводам и всем людям: Пречистая Богоматерь, общая Молебница о роде христианском, умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу».
Два дня подряд из монастыря были сделаны очень удачные вылазки. Взятые в плен шведы рассказывали, что они видели, как в обитель вошло множество нового войска, и это смутило осаждающих. Шведы с позором ушли.
Через год был прислан к Тихвину новый шведский отряд. Ему было приказано разорить обитель, раскидать по камню храм Богоматери и рассечь икону.
В монастыре узнали об этом перед самым приходом неприятеля. Маловерные забыли, что Делагарди не мог иметь успеха уже потому, что как бы вызывал на бой силу Самой Царицы Небесной, и на Ее храме и священном лике думал торжествовать свою безумную месть. Было решено взять икону и бежать с ней в Москву, где все было спокойно и царствовал Михаил Феодорович. Но икону не могли вынести из монастыря, и поняли тогда, что Владычица сильна защитить икону. Стали ждать неприятеля.
Высланные лазутчики увидали многочисленное шведское воинство за двадцать верст от стен и в страхе вернулись. Малая горсть защитников, в молитве черпая силу духа, решилась умереть на стенах, но не допустить до храма Богоматери ни одного врага иначе, как через трупы всех до последнего. Но не жертвы ждала Пречистая, а веры и надежды на Нее. Она и не допустила врага до Своей обители. В расстоянии полдня ходьбы от обители, за рекой Сясью, шведы были поражены новым чудом: им показалось, что многочисленное, сильно вооруженное войско со всех сторон спешило окружить их. Видя, что они не могут бороться с этой наступавшей на них силой, шведы бросились бежать, давя друг друга. В монастыре тщетно ожидали врага. Когда окрестные жители принесли, наконец, весть о бегстве, никто не мог верить, и своими глазами на месте они только удостоверились в случившемся. Окрестность была усыпана покинутым оружием. Помятый кустарник, поломанный молодой лес и на большом пространстве раскинутые трупы неприятелей говорили об ужасе и стремительности этого непонятного бегства. Это было последней попыткой шведов бороться с силой Владычицы мира.
Вскоре начались переговоры о мире.
Вот славная, но не единственная в русской истории эпопея защиты Богоматерью Своей обители от врагов.
Какие чувства наводит память об этом событии! Здесь воочию то, во что мы верим, не видев: здесь как бы нисходит на землю Пречистая, выражая Свое присутствие еще сильнее, чем видимым образом, — полными силы делами.
Через год в Тихвин прибыли из Москвы царские послы для переговоров со шведами о мире. Они взяли с собой из Тихвина список с чудотворной иконы Богоматери и отправились с ней в деревню Столбово, расположенную в 50 верстах от Тихвина. Сюда приехали и шведские уполномоченные. 10 февраля 1617 г. в Столбове был заключен мир России и Швеции. Со стороны русских главной порукой мира был принесенный ими из Тихвина список с чудотворной иконы. Впоследствии он был перенесен в Москву, в Успенский собор. Новгородцы, участвовавшие в борьбе со шведами, выпросили его себе, и икона отправлена в Новгород, где доселе пребывает в Софийском соборе.
Почитание Тихвинской иконы в России чрезвычайно распространено. Множество богомольцев стекаются на поклонение ей, хотя до последнего времени обитель лежала вдали от железных дорог. Теперь к Тихвину подошел железнодорожный путь. 24 раза в год в обители совершаются крестные ходы с иконой. Риза на ней стоит до 70 тысяч, а висящая перед иконой золотая лампада, дар графа Шереметева, 42 тысячи.
Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров; лик темный, почти черный. Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенной теплотой, ощутительной для губ при прикладывании. По России распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза, и многие из этих списков прославлены чудесами.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.
Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская'.