Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Описание иконы Черниговская Гефсиманская из книги Е. Поселянина

Икона Черниговская Гефсиманская
Эта страничка относится к разделу

b   Икона Пресвятой Богородицы Черниговская Гефсиманская


Она находится в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троице-Сергиевой лавры. Эта святая икона является вкладом в пещерный храм Архистратига Михаила девицы Александры Григорьевой Филипповой. После смерти своего отца она со своими сестрами некоторое время жила в Хотьковом монастыре у священника Иоанна Алексеева, а мать ее уехала в Москву приискивать себе место, чтобы содержать себя и свою осиротевшую семью. В углу комнаты, которую добрый священник дал для жительства детям-сиротам, стояла писанная на полотне Черниговская Ильинская икона Божией Матери, полученная священником в благословение от одного монаха Троице-Сергиевой лавры. В продолжение трех месяцев Александра часто молилась перед ней и так привыкла к иконе, что когда нужно было уезжать в Москву к матери, она просила у священника позволения снять с нее для себя копию. Но о. Иоанн обещал отдать ей саму икону, когда вся семья устроится в Москве. В сентябре 1826 года Филиппова приехала в Хотьков монастырь и получила от священника обещанную икону Богоматери. Привезя ее в Москву, она решила поновить живопись на иконе; с этой целью она призвала живописца, который и исполнил ее желание. Благочестивая и набожная девица, часто бывавшая на богомолье в Троицкой лавре, пожелала поместить находящуюся у нее икону Богоматери в таком месте, где бы ее достойно чтили и хранили, и обратилась за советом к архимандриту Антонию. Наместник сначала посоветовал ей поставить икону в лаврской церкви, устроенной в честь Смоленской иконы Богоматери, а потом склонился к тому, чтобы икона была поставлена в нижней пещерной церкви Гефсиманского скита. В 1842 году икону торжественно с присланным из скита монахом перевезли из Москвы в скит. Икона была поставлена в нижней пещерной церкви Архистратига Михаила, с левой стороны от иконостаса, где пребывает она и доселе.

Черниговская Гефсиманская икона писана на полотне в XVIII столетии и представляет из себя точный список с Ильинской Черниговской иконы (сведения см. под 16 апреля). Но по размерам она больше подлинника: в длину она имеет 11/3 аршина, а в ширину 1 аршин 5 вершков. Девица Александра Филиппова еще до перенесения иконы в пещерный храм украсила ее серебряной позолоченной короной с драгоценными камнями и бриллиантовым фермуаром, который она получила в дар от императрицы Александры Феодоровны за отличное исполнение своих обязанностей по должности классной дамы при малолетнем отделении Московского кадетского корпуса. Кроме того, часть иконы она покрыла серебряными оплечьями с позлащенными лучами. В 1870 году А. И. Постников на средства князя Г. И. Грузинского украсил икону изящно устроенной серебряной филигранной ризой. Бриллиантовый фермуар Филипповой, украшавший корону Богоматери, был перенесен с короны на правую руку Богоматери.

Вскоре началось и чудесное прославление иконы Богоматери. Первое наиболее замечательное и документально засвидетельствованное чудо от Черниговской Гефсиманской иконы совершилось 1 сентября 1869 года, когда получила исцеление Фекла Адрианова, крестьянка из деревни Черной Грязи Дедловской волости Богородицкого уезда Тульской губернии. Ее жестокие страдания продолжались 9 лет. Больная лежала неподвижно на одном боку и не могла действовать ни руками, ни ногами; даже пищу принимала лежа. В 1866 году она была в лавре преподобного Сергия и выпросила здесь себе монастырскую лошадь для путешествия по святым местам. В августе 1869 года она опять приехала в Троице-Сергиеву лавру и пожелала побывать в окружающих ее обителях. 1 сентября в десятом часу утра ее привезли в Гефсиманский скит. Больная попросила, чтобы ее отнесли в пещеры, в которых она прежде не бывала. Привезший ее крестьянин Анастасий Яковлев с помощью бывшей с ней же крестьянской девицы Дарьи Евдокимовой снял больную с повозки и в сопровождении послушника Николая Сергеева и некоторых богомольцев понес больную в пещеры. Когда внесли ее в храм Архистратига Михаила, то больная почувствовала в себе что-то необыкновенное: ей было и страшно, и радостно; ей показалось, будто она находится в Киеве. С благоговейным трепетом и со слезами стала прикладываться она к иконам пещерного храма. Когда же ее поднесли к иконе Черниговской Богоматери, то больная вдруг громко закричала:

«Пустите меня, пустите!» Державшие ее крестьянин Анастасий и девица Дарья невольно выпустили ее, и, к общему изумлению, больная сама твердо стала на ноги и потом пала на колени пред чудотворной иконой Богоматери, с радостными слезами вознося благодарение Царице Небесной. На глазах всех присутствовавших совершилось это великое чудо исцеления. После благодарственной горячей молитвы Фекла Адрианова могла уже сама идти и стала свободно действовать руками. Она пробыла при пещерах и в лавре три недели, совершенно оправилась от своего страшного неизлечимого недуга и затем постриглась в монахини в Воронежском Покровском монастыре.

Митрополит Московский Иннокентий, прибывший в лавру к празднику преподобного Сергия, услышав о совершившемся в Гефсиманском скиту чудесном исцелении, пожелал видеть исцеленную, лично беседовал с ней и расспрашивал о ее жизни, болезни и чудесном исцелении силой Богородицы. На другой день, 26 сентября, митрополит прибыл в Гефсиманский скит и повелел совершить перед чудотворной иконой Богоматери молебное пение. С этого времени от иконы Богоматери Черниговской Гефсиманской обильно стали проистекать многочисленные и разнообразные чудотворения. Все эти чудеса засвидетельствованы надлежащим образом очевидцами.

Через две недели после исцеления Феклы от чудотворной иконы совершилось второе чудо. Крестьянин деревни Подсосиной Владимирской губернии, Александровского уезда, Порецкой волости, Иван Тимофеев, восемь месяцев страдал исступлением ума. Припадки были так сильны, что домашние принуждены были сковывать его цепью. Когда ему советовали сходить куда-нибудь помолиться, он не только бранился, но готов был избить тех, кто советовал ему это. Но вот в деревне разнесся слух об исцелении расслабленной в пещерном Гефсиманском храме, и жена больного со страхом и нерешительно предложила мужу отправиться в Гефсиманский скит. Несмотря на то, что в этот день с ее мужем был сильный припадок, к удивлению и радости жены, больной не стал противоречить, но охотно согласился, а на другой день даже сам напомнил, что нужно идти в скит. Всю дорогу больной вел себя спокойно и в пещерном храме во время молебна усердно молился. Приложившись затем к чудотворной иконе, он почувствовал себя совершенно здоровым. Припадки с этого времени совсем прекратились.

На другой же день, 15 сентября, было новое знамение милости Богоматери, явленное от Ее иконы. Александра Петровна Богологова, жившая в Сергиевом Посаде, привезла в пещерный храм двух своих малолетних дочерей: Софью и Елену. Софья была тяжко больна, и не было надежды на ее выздоровление, а Елена сильно страдала глазами; все боялись, что она совсем потеряет зрение. После молебна, когда малюток приложили к чудотворному образу, они вдруг почувствовали облегчение и вскоре совершенно выздоровели.

Одна крестьянская девица, Любовь Максимова, жившая в деревне Окуловой Тверской губернии, Старицкого уезда, страдала ужасными припадками беснования. Ее водили по различным святым местам, надеясь облегчить ее муки, но она с уверенностью говорила, что исцелить ее может одна только Божия Матерь. Еще до распространения слуха об исцелениях, получаемых при иконе Богоматери в пещерах Гефсиманского скита, больная увидела во сне чудотворную икону Божией Матери, которую она покрывала шелковой материей. Вскоре после того из соседнего села пришла навестить больную ее сноха и рассказала о чудесах, совершавшихся при Черниговской Гефсиманской иконе Богоматери в пещерном храме. Три дня после этого с ней непрерывно продолжался припадок, который так ослабил ее, что она не могла удержать стакана с водой. Тогда брат решил свести бесноватую в пещеры Гефсиманского скита. Дорогой с больной случилось еще несколько сильных припадков. 22 декабря приехали они, наконец, к пещерам. Когда больную ввели в храм, где стоит чудотворная икона, то на нее нашло такое помрачение, что она не могла ничего видеть; но во время молебна больная с радостью почувствовала себя лучше, — к ней вернулось сознание, она стала все видеть и совершенно исцелилась от своего страшного недуга. К удивлению и большой радости, она узнала в Черниговской иконе Богоматери тот образ, который явился ей во сне. Исцеленная Максимова принесла в дар шелковый платок, подобный тому, каким во сне она покрывала икону.

Драгоценные украшения и различные привески на иконе, а также многочисленные громадные здания, воздвигнутые над пещерами по усердию верующих, облагодетельствованных чудесной помощью Богоматери, являются самыми красноречивыми свидетелями бесчисленных чудес, совершившихся здесь от Ее дивной иконы. Поэтому в настоящее время всякий богомолец, посещающий ТроицеСергиеву лавру, считает своим долгом посетить также и пещеры Гефсиманского скита и поклониться находящейся там чудотворной Черниговской иконе Божией Матери. Празднование этой иконе, кроме 1 сентября, совершается еще 16 апреля.

---
Иконы Богоматери, носящие наименование Гефсиманская, имеются в Иерусалиме и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры.

Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]

Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.

Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Черниговская Гефсиманская'.