Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Описание иконы Владимирская Оранская из книги Е. Поселянина

Икона Владимирская Оранская
Эта страничка относится к разделу

b   Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Оранская


Эта икона, представляющая точную копию с Владимирской чудотворной иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься делом иконописания, при участии другого иконописца, Григория Черного. В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек, по имени Петр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Богоматери. Служил он в военной службе и имел вотчину в окрестностях нынешнего Оранского монастыря. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с нее такую копию. При содействии иконописца Григория Черного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив икону, Петр отвез ее в свою вотчину, в село Бочеево. Пять лет пребывала икона в доме Гладкова. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, под субботу Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос, повелевавший ему идти. И вот он почувствовал сразу, что идет помимо своей воли и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос, говоривший ему: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Богоматери». Три раза повторялось то же видение и то же повеление. Гладков уразумел, что это воля Божия, и решил повиноваться. Он начал готошться к исполнению повеленного ему дела: остальные дни поста проводил в молитве и посте и достойно встретил праздник Пасхи. В субботу на Святой неделe он отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Во время пути он забрел в дремучий лес и там нa горе Славенской заметил свет, который и принял зa огонь, разведенный какими-нибудь путниками. Обрадовавшись этому, он решил отправиться на гору, чтобы иметь возможность провести ночь у огня. День был пасмурный и дождливый. Подойдя к горе, Петр увидел, что он обманулся: свет, принятый им за огонь, был небесным сиянием, имевшим вид солнечного столба. Когда же он взошел наверх, то сразу признал в ней ту гору, которую видел во сне. Немедленно он отправился в Москву и испросил у патриарха Филарета грамоту на сооружение храма на Славенской горе в честь Владимирской иконы Богоматери. Возвратившись из Москвы, Петр Гладков сначала поставил на Славенской горе мраморный крест, а затем приступил и к постройке храма.

Задуманное Гладковым дело начало, между тем, беспокоить жителей окрестностей Славенской горы. Там жила мордва, поклонявшаяся своим идолам. Эти идолопоклонники считали Славенскую гору своей собственностью, а потому и на сооружение храма на этой горе смотрели как на присвоение их владений. И вот некоторые из них задумали воспрепятствовать начатой постройке храма. Однако Пресвятая Богородица не допустила осуществиться злому умыслу: храм был достроен до конца. Мордвины и после этого не переставали вредить Гладкову. Твердо решив отнять у него место, на котором он построил храм, они написали челобитную и послали ее царю. Челобитная попала в руки думному дьяку Грамотину, который принял участие в их деле. Благодаря его содействию в Нижний Новгород был послан воеводе Шереметеву указ снести двор Гладкова, вывести оттуда людей его, а землю возвратить мордвинам. Однако, когда дело было расследовано воеводой, то оказалось, что на Славенской горе была поставлена только церковь и несколько келий для иноков; земли же мордвинской Гладков не захватывал и людей своих на ней не селил, как ложно писалось об этом в челобитной. О результатах расследования Шереметев донес в Москву, откуда пришло разрешение оставить церковь и кельи на Славенской горе, не снося их на другое место.

Между тем, от иконы Богоматери, поставленной Гладковым в новоустроенном храме, стали совершаться многочисленные чудеса. Слух об этих чудесах и исцелениях дошел и до патриарха. Последний предписал архимандриту Печерского монастыря удостовериться в них, что тот и исполнил. Он донес патриарху, что чудеса действительно совершались у образа Богоматери, находящегося в храме, построенном Гладковым. Патриарх доложил об этом царю, который и приказал устроить на Орано-поле (так называлось поле около горы, на которой стоял храм) монастырь. Повеление царя было приведено в исполнение, и монастырь получил название Оранского. Отсюда и икона Богоматери, находившаяся в нем, стала именоваться Оранской.

Таким образом, попытка мордвинов выжить своих соседей не удалась. Они глубоко затаили ненависть к новоустроенной обители и ждали только удобного момента, чтобы сделать нападение и разграбить ее. Однажды осенью 1635 года, собравшись в большом количестве, мордвины двинулись по направлению к монастырю с намерением похитить его богатства. Но беззащитная обитель находилась под покровом Самой Пречистой Владычицы, и потому все усилия врагов были тщетны. Когда мордвины приблизились к монастырю, то были устрашены чудесными небесными знамениями: они обратились в беспорядочное бегство и долгое время блуждали по лесам. Так велик был страх, объявший их! Причину своего бегства мордвины объясняли тем, что они при приближении к обители увидели пред собою необыкновенный свет, который поднимался над обителью в виде столба; по сторонам его они заметили множество людей с оружием, которые устремились на них и прогнали от монастыря. Мордвины и после этого безуспешного набега продолжали делать нападения на обитель, но всякий раз Царица Небесная спасала ее. Однажды шайка мордвинов пробралась в обитель и хотела приступить к грабежу. Невидимая сила, однако, поразила их и остановила на том месте, где кто был, так что никто из них не мог двигаться. Едва выбрались грабители из обители, как бросились бежать, охваченные ужасом, и с той поры уже не беспокоили монастыря.

Жизнь в монастыре Оранском протекала спокойно до 1657 года. Вскоре затем опять начались неприятности для иноков. Хотя мордва уже не осмеливалась делать нападения на обитель, но она старалась вредить инокам другими способами. Когда монахи уходили из обители для рубки леса или для собирания грибов и ягод или вообще по каким-нибудь другим хозяйственным надобностям, то мордвины подстерегали их и часто подвергали тяжелым побоям. Благодаря этому они сделали почти невозможной и крайне опасной всякую попытку иноков запастись пищей и отоплением для обители. А между тем, по дарственной грамоте царя Михаила Феодоровича обитель имела не только собственную землю и угодья, но и пользовалась правом свободного въезда в мордвинские владения для рубки леса на дрова и другие хозяйственные нужды. Тяжелое положение обители, благодаря разбойническим нападениям мордвы на иноков, продолжалось несколько лет, пока, наконец, основатель обители Петр Гладков не обратился с ходатайством о защите и помощи к высшей власти. По его просьбе царь Алексей Михайлович издал повеление, чтобы обитель по-прежнему пользовалась всеми правами, предоставленными ей Михаилом Феодоровичем. При этом царь распорядился также, чтобы земли монастырские были отмежеваны от мордвинских. Указ царя, однако, целый год не приводился в исполнение по небрежности слуг государевых, и мордва по-прежнему не давала инокам возможности пользоваться их правами. Тогда Гладков послал царю вторую челобитную. На этот раз просьба его была уважена. Нижегородскому воеводе было отдано приказание привести в исполнение прежний царский указ о Словенской пустыни и таким образом удовлетворить справедливым требованиям Гладкова. Царская грамота произвела отрезвляющее действие на мордву, которая с этого времени перестала тревожить иноков. Благодаря этому обитель получила возможность благоустрояться, а иноки стали спокойно упражняться в подвигах молитвы и поста.

Обеспечив обитель всем нужным, Петр Гладков удалился из нее и только иногда приезжал сюда для хозяйственных распоряжений. Заведывал обителью по его поручению иеромонах Феодорит, единственный священник новоустроенного храма. Под конец своей жизни, желая быть похороненным в Оранской обители, Гладков решил поселиться в ней и принял иночество с именем Павла. В сане инока он и управлял обителью 23 года, не желая по своему смирению принимать священства. Наступил 1656 год. По всей России начала свирепствовать моровая язва. Она проникла и в Оранский монастырь и стала пожинать обильную жатву. Только настоятель, инок Ефрем, да монастырский рабочий Андрей остались в живых, все же остальные иноки и работники умерли от язвы. Работнику Андрею и пришла мысль воспользоваться безлюдьем обители, убить настоятеля и Ефрема и завладеть монастырскими богатствами. Он уже отправился к келье настоятеля, но Царица Небесная не допустила совершиться злодеянию: невидимая сила остановила злоумышленника у самых дверей кельи. Пораженный ужасом работник бежал к мордве и рассказал о безлюдье обители. Его рассказ пробудил старую вражду мордвинов против обители и их корыстолюбие. Большой толпой они двинулись к обители, но не решились ворваться в монастырь. Часть их спряталась в лесу, а некоторые в качестве разведчиков отправились узнать, не обманул ли их работник и не спрятана ли где монастырская охрана. Разведчики, придя в монастырь, сказали игумену, что они русские, идут из Москвы и уже третий день ничего не ели. Гладков, не подозревая их злого умысла, предложил им пищи и принял их вообще радушно. Посланные вернулись к своим и рассказали о виденном ими в монастыре. Так как их рассказ подтверждал сведения, сообщенные работником, то мордвины двинулись к обители. Но и на этот раз Пресвятая Богородица защитила Оранский монастырь от разорения: небесные силы устремились на грабителей и обратили их в паническое бегство. По прошествии месяца мордвины опять пытались ограбить обитель, но и на этот раз потерпели неудачу. Между тем ни Гладков, ни Ефрем ничего не знали о нападениях мордвы и о своем чудесном спасении и только впоследствии из рассказов самих мордвинов они узнали о заступлении Пречистой Богородицы и о наказании предателя, монастырского служителя Андрея: он во время бегства с мордвою от обители пал мертвым и остался без христианского погребения.

Вскоре после 1656 года количество иноков в Оранском монастыре стало увеличиваться; но и пожертвования на обитель не оскудевали. Сыновья Гладкова Иван, Алексей и Михаил подарили обители несколько вотчин со всем населением и угодьями. Благодаря щедрым дарам, а также мудрому управлению Гладкова, обитель Оранская стала процветать.

Перед своей смертью Гладков принял схиму. Кончина его была мученическая, как о том свидетельствует устное предание, сохраняемое в Оранском монастыре. В 1665 году многочисленная шайка разбойников напала на обитель. Ночью они ворвались в нее и рассыпались по кельям. Разбуженный шумом настоятель бросился было на колокольню, чтобы ударить в набат и известить монастырских крестьян о нападении разбойников. Однако его попытка была замечена. Злодеи бросились за ним на колокольню, схватили восьмидесятилетнего старца и потащили вниз по ступеням. Кровь обагрила землю, и голова страдальца оказалась прошибленной во многих местах. Помощи он ниоткуда не мог ожидать. Братии в монастыре было немного, и каждый в минуту опасности заботился о собственном спасении. Монастырские крестьяне также не могли оказать помощи, так как они жили в двух верстах от Оранской обители и ничего не знали о нападении разбойников. Несчастный Гладков был замучен свирепыми злоумышленниками. Разграбив обитель, разбойники безнаказанно удалились. Когда иноки собрались в обитель и увидели труп замученного настоятеля, то оплакали его кончину и с честью похоронили его.

Обителью стал управлять иеромонах Феодорит. Под его руководством монастырь Оранский быстро оправился от разорения. Монахи стали по-прежнему вести пустынную, подвижническую жизнь. Чтобы предотвратить новые нападения на обитель со стороны разных злоумышленников, монастырские крестьяне были переселены к самым стенам обители, на то место, где и в настоящее время стоит деревня Оранки, или Поляна. Благодаря этой разумной мере, обитель на будущее время была защищена от нападений разбойников. Близость деревни, откуда во всякое время могла быть подана помощь, держала мордву и разбойников в отдалении от Оранского монастыря и делала невозможным или крайне опасным всякое открытое нападение на него.

Число братии в Оранской обители было невелико. Всем необходимым она была обеспечена благодаря вкладам самого основателя монастыря Гладкова и его сыновей. Вследствие этого с 1665 года для обители началась давно желанная мирная, спокойная жизнь, а это дало возможность братии позаботиться о внешнем благоустройстве монастыря. К этому времени храм, в котором находилась Оранская икона Богоматери, и все монастырские здания совершенно обветшали. К тому же количество братии постоянно увеличивалось, и возникала необходимость строить новые кельи для новоприбывших иноков. Средств для новых построек монастырь имел достаточно, и братия приступила к его перестройке. Наиболее важные постройки были произведены в XVIII столетии, при архимандритах Афанасии и Иоакиме. Взамен деревянного храма был выстроен каменный. Около него поставили каменную колокольню, а монастырь обнесли в видах безопасности каменной же стеной. В самой стене была выстроена небольшая церковь во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Для братии монастыря и его настоятеля выстроили новые каменные кельи, а остальные деревянные постройки исправили и подновили. Благодаря всем этим постройкам, монастырь принял благоустроенный вид. Издержки, потраченные на эти постройки, сильно истощили монастырскую казну. К тому же она сильно пострадала в 1710 году, накануне Покрова Пресвятой Богородицы, когда грабители ночью пробрались в обитель, ворвались в церковь и кельи и все ценное унесли с собой. Это нападение и грабеж разбойников поставили Оранскую обитель в очень затруднительное положение. Единственным источником пропитания для братии были добровольные даяния богомольцев, которые приходили в монастырь часто из очень отдаленных мест. Привлекала их сюда молва о чудотворной иконе Богоматери.

Количество богомольцев, а вместе с тем и приношений особенно увеличилось после смерти основателя обители Петра Гладкова. Приношения делались не одним простым народом, всегда ревновавшим о святыне, но и людьми знатными. Так, из рода Гладковых, как вкладчица Оранской обители, известна внучка Петра Гладкова, Прасковья Алексеевна, пожертвовавшая в 1696 году Оранскому монастырю треть своего двора, находившегося в нижегородском кремле. Около этого же времени царевна Имеретинская, Дарья Арчиловна, распорядилась ежегодно отпускать в казну монастыря 6 рублей на поминовение своих родных. Кроме этих лиц, единовременными или постоянными вкладчиками были князья Одоевские, Черкасские, Бабичевы, Щербатовы, Горчаковы, Болховиковы, бояре Строгановы, Бутурлины и многие другие. Вклад одного из князей Одоевских сохранился даже до настоящего времени. Это напрестольное полудестевое Евангелие, печатанное в 1654 году. Теперь оно находится в Успенской церкви села Подъяблонного Горбатовского уезда, хотя неизвестно, как и когда оно туда попало.

Прославлению обители Оранской и стечению в нее богомольцев особенно много содействовали чудеса, совершавшиеся у Оранского образа Божией Матери над больными, с верой приходившими к чудотворной иконе и горячо молившимися Пречистой Богоматери. Из них мы приведем только самые примечательные.

Первое чудо совершилось в 1635 году. На пятой неделе Великого поста, во время вечернего славословия с акафистом, все присутствовавшие в монастырском храме видели, как от св. Оранской иконы Богоматери, а именно — от главы Младенца Иисуса, истекло благовонное миро, и весь храм наполнился благоуханием.

Царице Небесной угодно было прославить Свою икону не только в Нижегородском крае, но и в других местах нашего отечества, напр., в Москве, пред лицом благочестивейшего царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа. Спустя шесть или семь месяцев после освящения монастырского храма в Нижний Новгород прибыл из Москвы боярский сын Василий Потапов. В то время Нижегородская область не была еще самостоятельной епархией и состояла под ведением Московского патриарха, которому должна была платить церковную дань. За этой-то данью и прибыл Потапов, состоявший на службе у патриарха. Во время сбора дани он от многих слыхал о чудотворной Оранской иконе Божией Матери. Как человек религиозный и набожный, он поверил рассказам о чудесах, совершившихся при чудотворном образе Богоматери, и с радостью сообщил о всем слышанном патриарху Иоасафу. Благочестивый Иоасаф, со вниманием выслушав Потапова, тотчас послал грамоту к протоиерею нижегородского Архангельского собора Иосифу и архимандриту нижегородского Печерского монастыря Рафаилу, в которой повелевал составить и препроводить ему, патриарху, описание чудес, явленных св. чудотворной Оранской иконой Богоматери за все время ее существования. Они должны были узнать, кто получил исцеление, какого он звания, возраста, пола, какой страдал болезнью и сколько времени, когда получил исцеление и где: в пустыни, дома или на дороге. Кроме рассказов самих исцеленных, они должны были отобрать сведения от их родителей, родственников, соседей, знакомых и вообще от всех, кто что-либо знал о чудесах. Исполняя распоряжение патриарха, Рафаил и Иосиф четыре месяца вели расспросы о чудесах. В обитель были приглашены не только те, кто получил исцеления, но и многие окрестные жители. В числе их были архимандриты, протоиереи, игумены, иереи, диаконы, иноки и люди разных сословий. Расспрашивая о чудесах, явленных Оранским образом Богоматери, Иосиф и Рафаил подводили рассказывающих под присягу. При этом оказалось, что все единодушно подтвердили истину о чудесах, совершившихся в Оранской обители, и ни один не решился даже предположить, что какое-либо чудесное событие не было действительным чудом, а было просто случайностью. Показания очевидцев этих чудес и исцелений были тщательно записаны, скреплены подписями тех, кто был грамотен, и в таком виде отправлены в Москву к патриарху Иоасафу. По получении этих сведений патриарх представил их государю Михаилу Феодоровичу.

Из сведений, собранных Рафаилом и Иосифом, видно, что у чудотворной Оранской иконы Богоматери совершилось громадное число чудесных исцелений. Так, в первый год основания обители с 20 сентября 1635 года до ноября 1636 года было 131 исцеление от самых разнообразных, часто застарелых и неизлечимых болезней. Женщины, мужчины, взрослые и дети, богатые и бедные, крестьяне и лица других сословий — все получали помощь и утешение от Небесной Заступницы рода христианского, когда обращались к Ней с усердной молитвой пред чудотворным Ее образом. Сразу избавлялся от своей болезни слепой, двадцать или даже более лет не видавший света солнца; начинал ходить хромой, много лет не имевший возможности двигаться; покидал свой одр болевший горячкой несколько недель; говорили немые; стали слышать глухие, и бесноватые, страдавшие от действия духа злобы на их тела, и вообще одержимые какими-нибудь болезнями возвращались домой здоровыми. Наибольшее количество исцелений приходится, однако, на долю слепых.

Подробные сведения о всех этих исцелениях собраны в книге: «Описание Оранского Богородицкого монастыря». В ней описаны и перечислены — 281 случай исцеления от глазных болезней, 25 — от головных, 37 — от болезни ушей, 61 — от болезней рук, 38 — от болезни ног и 145 случаев исцеления от разных других болезней. Все их описать невозможно. Приведем поэтому наиболее знаменательные из них.

Священник села Толмачева Владимир Лукьянов три года страдал внутренней болезнью. Он обращался к врачам, но помощи не получал. Услышав об исцелениях, совершавшихся у Оранской иконы Богоматери, он отправился в Оранский монастырь и в день великомученика Георгия, когда отслужил литургию и молебен пред иконой Богоматери, получил исцеление. Возблагодарив Христа Бога нашего и Его Пречистую Матерь за полученное исцеление, он дал обет приходить два раза в неделю для совершения литургии в Оранскую обитель. Свой обет он исполнял от ноября месяца, когда совершилось его исцеление, до самого Рождества Христова.

Иерей села Митрошева, вотчины Дудина монастыря, отец Климент Симеонов, четыре года страдал глухотой. Горячо помолившись Богоматери пред Ее Оранской иконой, он получил исцеление.

Священник Афанасий Игнатьев, служивший в селе Бочееве, принадлежавшем к вотчине основателя Оранского монастыря Петра Гладкова, долгое время страдал ногами. Не получая облегчения в своей болезни от врачей, несмотря на все принятые ими меры, иерей Афанасий решил, наконец, прибегнуть к покрову Пресвятой Богородицы. Когда он усердно помолился пред Оранским образом, то получил исцеление.

Инокиня Девичьего монастыря Нижнего Новгорода, именем Венедикта, 26 лет страдала болезнью сердца. Чем дальше шло время, тем болезнь усиливалась все более и более. Узнав о чудесах и исцелениях у чудотворного Оранского образа Богоматери, Венедикта отправилась в Оранскую пустынь и здесь, по совершении молебна у образа Богоматери, совершенно выздоровела.

Пелагия Симеонова, жительница села Болдырева, в течение пяти недель не владела ни ногами, ни руками. По ее просьбе ее отвезли в Оранский монастырь. Усердная, горячая молитва ее пред образом Богородицы была услышана Богом, и она получила исцеление от своей болезни. Отслужив благодарственный молебен, она возвратилась домой и приступила к своим занятиям, вполне здоровая.

Жительница того же села Анна Максимова более двадцати лет страдала болезнью глаз. С течением времени болезнь все усиливалась, и, наконец, Анна совершенно ослепла. Отправившись в Оранскую пустынь, она горячо помолилась у св. иконы Богоматери и по вере своей получила исцеление.

Крестьянин того же села Феодор Тихонов страдал болезнью ушей. Болезнь его превратилась в полную глухоту. Не надеясь на человеческие средства, он решил обратиться к помощи Царицы Небесной. Горячо помолился он пред Ее Оранским образом и получил исцеление.

Жительница того же села Болдырева Евдокия Романова заболела черной немощью. Несчастная страдала очень сильно и подвергалась изнуряющим припадкам, во время которых громко кричала и билась о землю.

Родные отправились с ней в Оранскую пустынь и там пред образом Богоматери молились об исцелении болящей рабы Божией Евдокии. Слезная молитва их была услышана, и Владычица даровала болящей исцеление.

От той же болезни получила исцеление Анна Терентьева, крестьянка села Убежищ. Кроме того, ее еще постигла другая болезнь — слепота. Прибыв в Оранский монастырь, она усердно помолилась пред св. иконой Заступницы рода христианского об исцелении от своих болезней. Богоматерь услышала ее молитву и даровала ей исцеление.

Герасим, монах Оранской обители, несколько лет страдал болезнью ног. Усердная молитва пред чудотворной иконой Богоматери принесла ему значительное облегчение болезни. В скором времени он совершенно выздоровел.

Крестьянин деревни Удола Вязниковского уезда Парфен Стефанов, придя в Оранскую пустынь, рассказал о себе следующее: «Десять лет страдал я болезнью рук, ног и сердца. Услыша о чудесах Пресвятой Богородицы в Оранской пустыни от чудотворной Ее иконы Владимирской, я дал обещание туда сходить и помолиться об исцелении. Как только я дал обещание, тотчас выздоровел. Хотел я исполнить свое обещание, но жена отговорила меня идти, боясь, что я буду убит разбойниками. Вскоре болезнь моя опять повторилась. Тут я испугался и обещался неотложно идти, и моя болезнь прекратилась». В обители Парфен отслужил благодарственный молебен и возвратился домой. Болезнь его уже более не повторялась.

Ксения Романова, крестьянка села Горбатова, сильно страдала болезнью глаз. Она дала обещание сходить в Оранскую обитель на поклонение чудотворной иконе Богоматери. Идя лесом и приближаясь к обители, она почувствовала, что зрение постепенно к ней возвращается, а когда она отслужила молебен, то совершенно прозрела.

Екатерина, крестьянка деревни Малетина, хромала и не могла двигаться без посторонней помощи. По ее просьбе ее отправили в Оранскую обитель, внесли в монастырскую церковь, совершили молебен перед иконой Богоматери, и больная выздоровела.

Козьма, крестьянин деревни Петрокова, страдал глухотой. После усердной молитвы пред чудотворной иконой Владимирской Оранской иконы Богоматери он получил исцеление. Возблагодарив Пречистую Богородицу за полученную им помощь и исцеление, он в совершенном здравии вернулся домой.

Евдоким, крестьянин деревни Озерок, страдал болезнью глаз. Болезнь усиливалась все более, и, наконец, Евдоким совершенно ослеп. Слыша о чудесных исцелениях слепых, бываемых от чудотворной Владимирской иконы Богоматери в Оранской обители, он решил отправиться туда и свое намерение привел в исполнение. Усердно помолившись перед сей св. иконой, он совершенно выздоровел.

Анна, крестьянка села Горбатова, рассказывала следующее: «Дочь моя, младенец Ирина, после сильной глазной болезни ослепла и четыре года ничего не видела. Слыша о чудесах, совершаемых при чудотворной Оранской иконе Богоматери, я пошла со своей слепой дочерью туда помолиться и в 15 верстах от пустыни остановилась переночевать в селе Высоком. Тут Ирина начала немного видеть, а когда мы пришли в обитель и отслужили молебен перед чудотворным образом Богоматери, то и совсем прозрела».

Анна Михеева, жительница деревни Ушакова, страдала несколько лет слепотой. Она пришла в Оранскую пустынь и здесь перед чудотворным образом Богородицы принесла усердное моление об исцелении от своей болезни. Скорая на помощь всем призывающим Ее с верою и надеждою Богоматерь подала ей исцеление, и Анна возвратилась домой в совершенном здравии.

Макрина, жена Харлампиева, жителя села Лакши, шесть недель страдала внутренней болезнью и не владела рукой. Как только больная дала обет сходить в Оранский монастырь на поклонение чудотворной иконе, ей во сне явилась Царица Небесная и Своим прикосновением исцелила ее.

Иаков, крестьянин деревни Беговатова Арзамасского уезда, вместе с дочерью своей Христиной шел в Оранскую обитель на поклонение чудотворной Владимирской иконе Богоматери. Дорога в обитель лежала через лес. В нем путники сбились с дороги и принуждены были ночевать в глуши. Ночью явилась им во сне Божия Матерь в образе Девы, окруженной женами, и показала им дорогу, по которой они должны были идти. Придя в обитель, отец и дочь горячо помолились пред чудотворным образом Богородицы и возблагодарили Ее за оказанную им помощь.

Анастасия Герасимова, девица села Лакши, десять лет страдала слепотой. Ей посоветовали отправиться в Оранскую пустынь и отслужить молебен пред чудотворной иконой Богоматери. Она последовала этому совету и после усердной молитвы перед чудотворным образом тотчас выздоровела.

Григорий Яковлев, крестьянин села Филиппкови, четыре года страдал исступлением ума. Сильными припадками своей болезни он наводил ужас на всех соседей своих. Когда слух о чудесах, совершавшихся у Оранской иконы Божией Матери, достиг села Филиппкови, было решено отправить Григория в Оранскую обитель и там отслужить молебен перед чудотворной иконой. Молебен был отслужен, и больной немедленно же почувствовал облегчение, а через некоторое время и совершенно освободился от своих припадков.

Иван Михайлов, крестьянин деревни Горюшек, сначала в течение десяти лет не видел правым глазом. Затем его поразил паралич рук и ног и начало мучить удушье. Отправившись в Оранский монастырь, он усердно помолился перед чудотворной иконой Богоматери и получил исцеление. Воздав хвалу Христу Богу и Его Пречистой Матери, он возвратился домой.

Мария Петрова, вдова деревни Чудинова, двадцать лет не видела правым глазом. По совету своих знакомых она дала обет сходить в Оранский монастырь на поклонение чудотворной Владимирской иконе Богоматери. Свое обещание она исполнила и после усердной молитвы перед св. иконой прозрела.

Исцеление от той же болезни получила и Анна Симеонова, жительница той же деревни Чудинова. Она десять лет страдала слепотой и за помощью обращалась к знахарям и колдунам. Но помощи, конечно, не обрела. Когда же она отправилась в Оранскую пустынь и усердно помолилась перед чудотворной иконой Богоматери, то получила исцеление.

Ирина Иванова, жительница села Баранова, шесть лет страдала черной немощью. Чем дальше шло время, тем все более усиливалась болезнь. Наконец, когда все человеческие средства были исчерпаны и не принесли никакой пользы, Ирина обратилась за помощью к Царице Небесной. Она усердно помолилась перед Ее чудотворным Оранским образом и получила исцеление.

Мария Герасимова, жительница села Убежищ, пятнадцать лет страдала глазной болезнью. Слыша о многих чудесных исцелениях, совершающихся при Владимирской Оранской иконе Богоматери, она решила отправиться в Оранскую пустынь. Ее усердная молитва перед сей св. иконой была услышана, и она получила исцеление.

Евфимия Никитина, сестра священника села Давыдова Феодора, тридцать лет была слепая. По ее просьбе отвезли ее в Оранский монастырь, где отслужили молебен перед чудотворной иконой Богородицы. Господь услышал горячую молитву болящей и даровал ей по молитвам Богоматери зрение.

Петр Алексеев, крестьянин деревни Бурцева, целый год был глухой. Отправившись в Оранский монастырь, он усердно помолился перед чудотворным образом Богоматери. По его вере ему было даровано свыше исцеление. Возблагодарив Господа Бога и Пречистую Богоматерь за полученную им помощь и исцеление, он в совершенном здравии возвратился домой.

Петр Порфирьев, крестьянин деревни Броцына, два года не владел руками. Он дал обет сходить в Оранскую обитель на поклонение чудотворной Владимирской иконе Богоматери. Пришедши в обитель, он отслужил молебен и получил исцеление.

Марфа Филиппова, крестьянка деревни Кудолы, десять лет страдала болезнью глаз. Вместе с другими богомольцами она отправилась на поклонение чудотворной Оранской Владимирской иконе Божией Матери. Царица Небесная, скорая на помощь всем, призывающим Ее с верой, даровала болящей исцеление.

Филипп Савельев, крестьянин села Богородского, десять лет страдал внутренней болезнью. Он обращался к знахарям, но, конечно, не получал никакой помощи. Потеряв надежду на помощь человеческую, Филипп дал обет отправиться в Оранскую обитель на поклонение чудотворной иконе Богоматери. Прибыв пешком в обитель, Филипп усердно молился перед образом Пречистой Богородицы и по вере своей получил исцеление.

Дионисий Золотарев, инок Оранской обители, рассказывал о себе следующее: «Однажды, выйдя из кельи, я услышал колокольный звон. Так как это было сверх обычного церковного устава, то я пошел к колокольне с намерением приказать прекратить звон, но к своему удивлению на колокольне я никого не нашел. Звон продолжался, что слышали и многие другие. В страхе все обратились с молитвой к Пресвятой Богородице».

Схимонах Павел Гладков, строитель той же обители, пришел однажды после литургии в келью и слышит голос: «Богородица сохранит христиан». Между тем, в келье никого, кроме самого строителя, не было. Павел уразумел, что то был голос чудесный, ободрявший всех христиан надеждой на помощь и заступничество Царицы Небесной перед престолом Всевышнего.

Мария Иванова, жительница деревни Кузнецово, десять лет страдала слепотой. Слыша о многих чудесах, явленных у Владимирской Оранской иконы Божией Матери, Мария отправилась в Оранский монастырь на поклонение сей чудотворной иконе. Перед ней она хотела излить свою мольбу к Пресвятой Богородице, свое прошение об исцелении от болезни. Усердная молитва ее была услышана, и она по вере своей получила исцеление.

Феодосия, жительница села Помры, тридцать недель лежала в постели и не владела левой рукой.

Как только она дала обещание сходить на поклонение чудотворному Оранскому образу Богоматери, то вскоре выздоровела. Получив исцеление, она сходила в Оранскую пустынь и отслужила благодарственный молебен Богоматери.

Никита Гладков однажды во время утрени заменил перед образом Богородицы церковную свечу другой свечой, погасив первую и поставив ее на другое место. Через несколько времени погашенная свеча сама зажглась.

Анна Никитина, жена Ермолаева, крестьянина деревни Поляны, шесть месяцев страдала беснованием, во время которого сильно кричала и бросалась на родных и знакомых. По совету лиц, ходивших в Оранский монастырь на поклонение Владимирской иконе, больную свезли в эту обитель и здесь совершили молебен перед чудотворной иконой. Бесноватая сразу же почувствовала облегчение в своей болезни и в скором времени совершенно выздоровела.

Кирилл, инок Преображенского монастыря, тридцать пять недель был в исступлении ума. Прибыв же в Оранскую обитель, он усердно помолился перед Владимирским чудотворным образом Богоматери и по вере своей получил исцеление.

Исаак Стефанов, церковный причетник села Нагавицыно, Печерского монастыря, страдал сумасшествием. Его привели в Оранскую обитель, надели железные вериги и в таком виде несколько дней водили в церковь монастыря к чудотворному образу Богоматери. На ночь руки и ноги его вязали веревками и это делали потому, что припадки исступления у него были очень сильны, и он в такие моменты был опасен для окружающих. Однажды ночью, в Великий пост, на первой седмице, больной видит следующее видение: когда все уснули, вдруг отворилась дверь его кельи, заблистал необыкновенный свет и явилась Матерь Божия, одетая в багряницу, в сопровождении апостола Павла. Исаак тотчас же пришел в себя и почувствовал, что он совершенно здоров. Желая возблагодарить Царицу Небесную за полученное им исцеление, он встал, и путы сами собой спали с его рук и ног. Исаак поклонился Пресвятой Богородице, и видение прекратилось. Исцеленный выбежал из кельи с целью проникнуть в церковь и перед образом Владычицы излить свое чувство благодарности. Двери церкви оказались запертыми, но внутри храма он услышал ангельское пение. Со страхом вернулся он в келью и обо всем рассказал бывшим там. Все пали ниц и прославили Бога, дивного в чудесах Своих.

Юлия, монахиня Троицкого Девичьего монастыря, села Мурашкина, три года была слепой. Она дала обет сходить в Оранский монастырь на поклонение чудотворной иконе Богородицы, надеясь умолить Царицу Небесную даровать ей исцеление от болезни. По вере своей она и получила исцеление, когда усердно помолилась перед св. иконой Богоматери.

Илья Феодоров, крестьянин князя Феодора Оболенского, страдал тяжкой болезнью. Слыша о многих исцелениях, совершавшихся в Оранском монастыре, он решил отправиться туда на поклонение чудотворной иконе Богоматери. Усердно молился он перед св. иконой, прося Ходатаицу рода христианского даровать ему исцеление. После молитвы он тотчас же выздоровел. Илья отслужил благодарственный молебен Пресвятой Богородице и возвратился домой совершенно здоровый.

Акилина Козмина, жительница деревни Алистеево, шесть лет ничего не видела правым глазом и девять месяцев левым. После молитвы перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери она получила исцеление.

Матфей Еремиев, родом крестьянин, семнадцать лет страдал внутренней болезнью и шесть лет был немой. Он дал обещание сходить в Оранский монастырь, чтобы там помолиться перед чудотворным образом Богоматери. По его просьбе перед этим образом совершили молебен, и больной сразу же выздоровел.

Антип, крестьянин деревни Бурцево, шесть лет страдал глухотой и головной болью. Не надеясь на человеческие средства, он решил прибегнуть к помощи Царицы Небесной. Отправившись в Оранскую обитель, он усердно помолился перед чудотворной иконой Богоматери и по вере своей получил исцеление.

Евдокия Логинова, жительница той же деревни, пятнадцать лет была слепая. По совету знакомых, бывших в Оранской обители на поклонении чудотворной Владимирской иконе Богоматери, она отправилась в этот монастырь и усердно молилась перед св. иконой. Молитва ее была услышана: Господь внял ей и даровал исцеление.

Иван Гаврилов, крестьянин деревни Шапкино, шесть лет страдал слепотой. Он уже отчаялся в своем выздоровлении, но вот ему сказали, что он может получить исцеление, помолившись перед чудотворным Оранским образом. Он внял совету добрых людей, усердно молился перед чудотворным образом Царицы Небесной и по вере своей получил исцеление.

Гавриил Иовлев, крестьянин деревни Красной, две недели был глухой и слепой. Едва он дал обещание сходить на поклонение чудотворному образу Богоматери, как получил исцеление. Впоследствии он ездил в Оранскую обитель и служил там благодарственный молебен.

Варвара Карпова, девица деревни Лесуново, вотчины боярина Димитрия Черкасского, двадцать лет страдала головной и глазной болезнью. Она обращалась к знахарским средствам, прибегала к нашептываниям, но все это не могло, конечно, облегчить ее болезни. Тогда она дала обет отправиться на поклонение Оранскому чудотворному образу Богоматери. Когда она исполнила это и горячо помолилась перед св. иконой Богородицы, то получила исцеление. Отслужив благодарственный молебен, она возвратилась домой в совершенном здравии.

Анастасия, жительница деревни Пудово, двадцать лет была слепая. Вместе с другими богомольцами она пришла в Оранскую обитель на поклонение чудотворной иконе Богоматери. Горячая молитва ее перед сим образом была услышана, и она в скором времени совершенно выздоровела.

Ксения, жена Никифора, крестьянина деревни Улеек, десять лет страдала черной немощью. После усердной молитвы перед чудотворной Оранской иконой Божией Матери она выздоровела. Возблагодарив Христа Бога и Его Пречистую Матерь, нашу Ходатаицу и Заступницу перед престолом Всевышнего, Ксения возвратилась домой.

Василий, сын сапожника, был одержим злым духом. Он наводил ужас на своих соседей и во время сильных припадков бросался на всякого встречавшегося ему человека, угрожая ему смертью. Его связали и отвезли в Оранскую обитель, чтобы там отслужить молебен об изгнании беса. Когда молебен был окончен, бес, сильно потрясши больного, вышел. К больному вернулось его сознание, и он почувствовал себя здоровым. Видевшие чудо это возблагодарили и прославили Бога и Пречистую Богородицу.

Акилина Андреева, крестьянка деревни Ключищи Княгининской волости, двадцать лет страдала черной немощью. Много горя доставляло это родителям, так как работать она не могла. Кроме того, за ней приходилось постоянно следить, чтобы во время припадка не начала она биться в каком-нибудь опасном месте, или же не сделала чего-нибудь вредного для своего здоровья. Долго мучилась Акилина и так же долго страдали ее родители, пока, наконец, они не решили отвезти ее в Оранскую обитель, чтобы там у чудотворной Владимирской иконы испросить у Бога исцеления своей дочери. Когда они исполнили свое решение и усердно помолились перед св. иконой Богоматери, то Господь исцелил их дочь.

Много и других исцелений и чудес совершилось от Владимирской Оранской иконы Божией Матери, но и приведенных достаточно, чтобы видеть, как милосердная Заступница рода христианского подает помощь и утешение всем, кто прибегает к Ней с верой и надеждой на Ее предстательство перед престолом Всевышнего. Не удивительно поэтому, что чудотворная икона Ее пользуется великим уважением и почитанием в народе. Особенно много богомольцев собирается в Оранский монастырь ко времени совершения крестных ходов с иконой Богородицы. Эти крестные ходы установлены в 1771 году и совершаются из обители в Нижний Новгород, в Павлов и в Арзамас.

Крестный ход в Нижний Новгород установлен в память чудесного избавления этого города от моровой язвы благодаря покрову Пречистой Богоматери. Нижегородцы, видя, что каждый день умирает множество народа от язвы, и не зная, как избавиться от нее, начали было уже приходить в отчаяние. Земная, человеческая помощь была бессильна в борьбе с постигшим их бедствием, и оставалась только надежда на помощь Божественную. День и ночь нижегородские храмы были полны молящимися. Всюду слышались стоны и слезы граждан, умолявших Бога пощадить жизнь их и дать им возможность раскаяться в грехах своих. В это тяжелое время некоторым пришла мысль принести в город чудотворную Владимирскую икону из расположенной в 50 верстах Оранской обители. Эта икона была покровом и оплотом самой обители; она подала исцеление многим страждущим и болящим; она поэтому подаст помощь и погибающим от губительной язвы. Так думали благочестивые граждане Нижнего Новгорода. Они обратились к преосвященному Феофану, своему епископу, и попросили его разрешить им перенести в город чудотворную Оранскую икону Богоматери. Разрешение было тотчас же дано. И вот икона была взята и с торжеством принесена из Оранского монастыря в Нижний Новгород. Жители города встретили ее со слезами, усердно молясь Пречистой Богородице, да отклонит Она гнев Божий, праведно движимый на Русскую землю. Молитва их была услышана: предание говорит, что моровая язва не пошла дальше той улицы, где пронесли икону Богоматери. После литургии и молебна икону обнесли кругом города, и язва, доселе свирепствовавшая, прекратилась. Благодарные нижегородцы в память этого чудесного спасения города от язвы установили тогда же ежегодно совершать крестный ход, который и ныне совершается.

Начинается он в четверг на Светлой пасхальной седмице, после литургии. Богомольцы, собравшиеся в обители на это торжество, принимают св. икону за монастырской деревней и несут ее до самого города на протяжении 50 верст, причем сопровождающий ее народ поет Богородичные стихиры и каноны. Нижегородцы толпами выходят навстречу торжественному ее шествию, но больше всего богомольцев собирается из окрестных сел и деревень. В Нижний Новгород икону приносят к вечеру в субботу на Пасхе и ставят ее сначала в церкви Крестовоздвиженского Девичьего монастыря, расположенного на краю города, по большой Арзамасской дороге, куда и собираются все жители ко всенощной. На другой день, в Фомино воскресенье, икону переносят в Преображенский монастырь. Там совершается литургия, после которой икону с крестным ходом носят по церквам, а потом и по домам. В день Вознесения Господня совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой Богородицы в Печерский монастырь, где в этот день бывает храмовый праздник. 19 июня икону Богоматери возвращают в Преображенский собор, а после литургии с крестным ходом несут обратно в Оранский монастырь в сопровождении множества народа. В обитель ее приносят 20 июня к вечерне. По возвращении из Нижнего икону носят по другим городам, деревням и селам с таким же торжеством и всегда при большом стечении народа.

Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]

Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.

Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Оранская'.