Описание иконы Иерусалимская Кривоезерская из книги Е. Поселянина
  Икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская Кривоезерская |
Кривоезерская пустынь, в которой хранится чудотворная Иерусалимская икона Богоматери, находится в Макарьевском уезде Костромской губернии и основана в 1644 г. по грамоте Московского патриарха Иосифа, но приобрела себе большую известность лишь с 1709 г., то есть с того года, в который произошло написание хранимого в ней чудотворного образа Божией Матери. В этом году в числе прочих любителей уединения и иноческих подвигов пришел в Кривоезерскую обитель из Москвы царский изограф, т. е. живописец, Кирилл Уланов, принявший здесь монашество с именем Корнилия. Еще до прибытия своего в монастырь Корнилий имел сильное желание написать копию с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, находящейся в Московском Успенском соборе, и в первые же дни своего пребывания в обители принялся за работу. Его современник, игумен пустыни Леонтий, об этом сообщает следующее:
«Живущу ми, — говорит он, — в обители Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, и угодника Ея, святителя и чудотворца Николая, яже близ царствующаго града Москвы, на Перерыве Москвы-реки, прииде ми некогда помысл, како бы безценный бисер и многобогатное сокровище снискати обители святей Кривоезерстей, яже при граде Юрьевце-Повольском, еже убедити кого от предобрых изографов написати в царствующем граде Москве подобие преславнейшего чудотворнаго образа христианския Заступницы и Покровительницы — Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, именуемаго Иерусалимскаго. И оттоле непрестанное имех о том желание, паче же болезнь душевную, как бы то святое дело построити и с подобною честию послати в Кривоезерскую обитель. От желания же того, не редко ми ходящу из обители Перервинския в царствующий град Москву, в святейшую соборную церковь честнаго Успения Пресвятыя Богородицы, и умильно поклонение творящу пред чудотворным Ея вышереченным образом, и к Первообразней возсылах теплую и прилежную молитву, дабы Заступница наша, премилостивая и пречистая Богородица умилосердилась, благоволила Свой божественный образ таковый же, каков и в соборней Ея церкви, обители Своей Троицкой Кривоезерстей даровати, ими же весть Она и Сын Ея и Бог судьбами. По многа же времена сия мне творящу и непрестанно о том помышляющу, яко вящше всецелаго года, прилучися, — не вем, коим образом — или Божиим и Богоматернем изволением, — сему моему помышлению и о святей иконе желанию мимоити, и толико забвению предах, яко ниже на ум мой уже прииде близ паки годичнаго времене.
В лето же 1709 живущу ми по обычаю в вышереченном Николаевском монастыре на Перерве, услышах от приходящих града Юрьевца жителей, яко во обители Кривоезерстей пострижен некто, царствующаго града Москвы житель, царскаго Величества иконописец, муж благоговеен именем Кирилл, прозванием Уланов, ему же имя в пострижении наречено бысть Корнилий, и написа тоя Кривоезерския пустыни в соборную Жионачальныя Троицы церковь местную икону Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Принодевы Марии, нарицаемую Иерусалимскую, зело благолепну и чудну, и удивления достойну, количеством малым чим менее чудотворныя иконы, яже на Москве, в велицей соборней церкви. Аз же, недостойный, яко услышах сие, Божию милосердию и благоутробию Небесныя Царицы почудихся и воспомянух желание свое бывшее о написании в ту Кривоезерскую обитель таковыя Богородичныя иконы; и неизреченно возрадовахся радостию, и абие текох во святейшую соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы, и тамо пред чудотворною Ея вышереченною иконою благодарение воздах Сыну Ея и Богу и Ей, христианстей Предстательнице, чудяся Божественному Их благоутробию, еже показуют к обители Своей Кривоезерстей. И потом вскоре паки слышах, яко монах оный, Корнилий иконописец, по написании сея святыя иконы мало в Кривоезерстей обители промедля, отьиде паки в царствующий град Москву, аки бы послан бяше нарочито написания ради иконы сея святыя, и о сем паки прославих Бога и Владычицу всех Богородицу.
Не бяше же ми намерение, еже быти в Кривоезерстей пустыни, не надеяхся же и Божественную оную новонаписанную видети икону, точию помышлях, глаголя:
— Слава Богу и Божией Матери, яко великое ныне пустыня Кривоезерская сокровище имать, и слава ея не отнимется во век, и яко промыслом Божиим икона сия святая ей даровася.
Егда же благоволением Божиим и по прошению тоя Кривоезерския обители монахов произведен бых аз недостойный в ню на игуменство, по благословению преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского и Муромскаго, в лето 1711, и пришедшу ми из царствующаго града Москвы во святую сию обитель, — вшед в церковь Божию и узрех пречестное оно божественное и превожделенное сокровище, славу и радость нашу христианскую, икону Владычицы Богородицы и Сына Ея и Бога нашего, именуемую Иерусалимскою. О, коль возрадовахся душею, егда сподобихся видети и поклонитися! Воистину рещи, яко часть небесныя радости, а не земныя света сего, ощутих!
По времени, в том же лете, по преславном празднице всесвятаго Ея Успения, августа месяца в 20 число, пресвятей оной иконе радостный праздник сотворих, сие есть, всенощное бдение и прочая по чину церковному сотворих, а по книге Требнике Петро-Могиловском освящение той всечестной иконе учиних; со многим ко Господу прилежным прошением и молением о даровании чудотворений и исцелений притекающим к той святой иконе молихся со всеми монастыря сего братиями и из града пришедшими христолюбивыми людьми; и литию вне монастыря с пречестною оною иконою сотворих, благодаряще Владыку Христа. И положих аз грешный и вся братия обители сея обещание, еже в предыдущая времена по вся лета сию Божию и Пречистыя Богородицы милость обновляти, еже праздновати торжество светлое чудотворней сей Пречистыя Богородицы иконе в вышереченное число августа в воспоминание дарования Божия, яко таковый безценный бисер пустыне сей даровася не сведомым мановением в Троице славимаго Бога и милостивым промыслом Матери Божия, яко сподоби Христос в вышереченное число сию святую икону освятити молитвами церковными и кроплением священныя воды и торжеством пресветлым по церковному уставу.
Но и сие да будет не неведомо. Поведаше ми и сам той иконописец, монах Корнилий, глаголя:
— Яко по пострижении моем, — рече, — вскоре начах писати всечестный сей образ Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и с Нею на божественных руках Ея предвечнаго Младенца, Сына Ея и Бога, Господа нашего Иисуса Христа; и якоже подобает новоначальным монахом, велие тогда имех чернеческое благоговение, опасство и воздержание, елико возможно, по уставу святых отец, всю Четыредесятницу, — ово убо чина ради чернеческаго, ово же писания ради иконы оныя Богородичныя; и толико дарова ми Бог предстательством Пречистыя Богородицы умиление и слезы, яко непрестанно плаката ми, зря на божественное и пресладчайшее начертание превожделеннаго образа Пренебесныя Царицы и Спасительницы нашея Божия Матери и Сына Ея и Бога, сладчайшаго Иисуса. И егда писах икону сию, отаяхся всякия с кем-либо беседы, умом же непрестанно моляхся Заступнице нашей Пресвятей Богородице, да помилует мя и труд мой сей произведет на спасение и радость мне и всей святей пустыне сей Троицкой. Такожде и в правиле моем, в нощнем и дневнем, о сем молихся же со умилением. И тако, помощию Божиею и Пречистыя Богородицы, совершившу ми божественную сию икону толико добре и изрядне, яко и самому ми удивитися и во ужас приити, и прославих Бога и Пречистую Богородицу за неизреченную Их милость. И прежде даже скончати ми четыредесятый от пострижения моего день, иеромонаси обители сея, вземше из келии моея, внесоша сей божественный образ в церковь Божию с премножеством радости. И есть ми и доныне, егда вспомяну сея святыя иконы писание, благодушие велие и радость...
Уповательно, — заканчивает так игумен Леонтий свое повествование, — что сия чудотворныя Иерусалимския Пресвятыя Богородицы икона писанием совершена особенным Божиим и Пресвятыя Богородицы промыслом».
Со времени освящения этого Иерусалимского образа Богоматери, т. е. с 1711 г., в Кривоезерской обители вошло в обычай отпускать св. икону из монастыря по просьбе окрестных жителей, имевших к ней большую веру, в их приходские церкви, а оттуда в селения и дома для совершения молебствий. Обычай этот был утвержден в 1720 г. преосвященным Питиримом, архиепископом Нижегородским и Алатырским, к епархии которого тогда принадлежала Кривоезерская пустынь.
Первое и точно установленное прославление этой иконы Богоматери произошло в 1781 году. В это время, 22 декабря, в монастыре возник большой пожар, испепеливший большую часть монастырских зданий, а также деревянную Никольскую церковь и деревянную колокольню. Огонь стал уже захватывать и ныне существующий каменный Троицкий храм. Монастырская братия была бессильна остановить разбушевавшуюся огненную стихию и с ужасом смотрела, как огонь охватил два деревянных придела каменного храма и уничтожал их. Казалось, что пожар охватил весь храм и погибнет в нем святыня монастыря. Но храм, где стояла Иерусалимская икона Богоматери, остался целым, хотя пламя проникло и туда. От жара и дыма в нем были повреждены все иконы: все они закоптели и краска на них попортилась, и среди этого мрачного зрелища стояла одна лишь икона Иерусалимская, все так же сияющая, светлая, чистая, как и до пожара. Лишь только на левой руке Пречистой Богоматери, на самой кисти, виднелся большой бугор, как будто у живого человека от ожога; но и он со временем сам собой пропал, и остался только видимый и доселе на руке Пречистой знак, как будто рука Ее когда-то болела...
С этого времени жители города Юрьевца, от которого Кривоезерская обитель отстоит всего лишь в 2 верстах, а вместе с ними и все ближних и дальних сел и деревень возымели теплейшую веру и усердие к иконе Богоматери и стали часто брать ее к себе или приходить в обитель и совершать перед чудотворным образом молебствия.
«1859 года, июля 4 дня, в 11 часу пополудни, — говорится в одном акте, скрепленном подписями протоиерея Юрьевецкого собора, городничего, гражданского головы и сверх того еще 15 лицами духовного и светского звания, — в городе Юрьевце-Повольском, в так называемом Гребецком овраге, произошел пожар в доме юрьевецкого мещанина Александра Луговского от неосторожности одного из его рабочих. При сильном ветре пожар очень скоро распространился и на соседние в том же овраге дома и строения. От него пострадали 14 домовладельцев, у которых сгорели дома и все почти имущество. Подобному несчастью неминуемо должны были бы подвергнуться и стоящие неподалеку от оврага три церкви — Рождественская и две соборные с колокольнями, которые по красоте архитектуры принадлежат к лучшим в городе и драгоценны для граждан, — равно как и прочие дома и здания обывателей, потому что пламя разливалось по ветру и раскидывало искры большими кучами на дальнее расстояние, и на некоторых зданиях крыши начали уже загораться. Но Господу Богу угодно было явить чудо милосердия к нам грешным. В это время в городском соборе находилась святая Иерусалимская икона Божией Матери — драгоценнейшее достояние Троицкой Кривоезерской пустыни, состоящей в Макарьевском уезде. Сия чтимая древле святыня принесена была по усердию жителей Юрьевца для совершения крестного хода вокруг города. Жители, при распространяющемся час от часу пожаре и недействительности всех способов к потушению его, обратились к настоятелю собора с просьбой — вынести св. Иерусалимскую икону Божией Матери к месту пожара. По желанию граждан изнесена была святая икона с подобающей честию из собора, и когда приблизились с ней к месту пожара, то мгновенно ветер, дувший на северо-восток, переменил свое направление на запад, и искры, сыпавшиеся на город, начали падать внутрь оврага и на гору. Когда пожар начал утихать, тогда Иерусалимская икона Божией Матери унесена была обратно в собор. Но чудо, описанное здесь, к величайшему удивлению всех, повторилось: ветер, дувший на запад, опять обратился на северо-восток, отчего пожар начал увеличиваться, и искры посыпались по прежнему направлению. Граждане, пораженные повторившимся на их глазах чудом и видевшие в нем явное заступление и покровительство Божией Матери, опять начали просить изнести святую икону из собора. Когда это было исполнено, то и в этот раз Заступница рода христианского явила Свое милосердие. Ветер, дувший на город, опять переменил свое направление. После этого св. икона стояла уже у места пожара до тех пор, пока пожар не был совершенно потушен. Чудо, явленное от Иерусалимской иконы Божией Матери, видели все находившиеся на пожаре жители города. Признавая его за явное к себе покровительство Божией Матери, они положили не скрывать его, но предать гласности на память грядущим родам, дабы потомки их, воспоминая о нем и умиляясь душой, чаще с верой притекали к Заступнице всех христиан во всяких нуждах и обстояниях и молили Ее о ходатайстве за них пред Престолом Божественного Сына Ее, Господа Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков, аминь».
Заступление Божией Матери обнаруживалось через Ее чудотворный образ не только при пожарах, но и в других случаях. Так, например, когда в 1848 и 1853 годах в окрестных и ближайших к Кривоезерской обители селениях свирепствовала холера, в самом монастыре никто из монашествующих и даже из вольнонаемных рабочих не заболевал этой опасной болезнью. Мало того, было замечено всеми, что в тех местах, куда приносили в это время чудотворный образ Богоматери, зараза или совсем прекращалась, или по крайней мере ослабевало ее смертоносное действие.
Во время бывших неоднократно в окрестных селениях падежей скота монастырский скот всегда оставался невредимым. Когда же из монастыря приносили в какое-либо селение чудотворную Иерусалимскую икону Богоматери, то там тотчас же падеж скота прекращался.
Наконец, в памяти окрестных жителей сохранилось следующее предание о чуде от этой иконы.
Одна девица жестоко страдала водянкой и едва могла передвигаться. Когда она услышала, что в их деревню принесена икона Богоматери, то она поспешила обратиться к Царице Небесной с молитвой о своем исцелении. При этом верующая женщина дала обет всюду сопровождать по деревням честный образ. Более недели она неотступно ходила за св. иконой, непрестанно умоляя Матерь Божию о своем выздоровлении. И Заступница рода христианского услышала ее слезные моления о помощи.
Однажды, в знойный день недужная девица шла за иконой через рощу. Вдруг она так ослабела, что без чувств упала на землю. Перед своим падением она ощутила, как будто ее ударили в бок острым оружием. Когда она в изнеможении лежала на земле, ей представилось, что подошла к ней некая благолепная Дева и будила ее. Придя в чувство и поднявшись с земли, она увидела, что вся одежда ее и то место, где она лежала, были чем-то смочены. На боку своем она заметила язвину, из которой текла вода. Себя же она почувствовала совершенно здоровой. Когда она пришла за иконой в свое село, все знавшие ее ранее не могли узнать ее, так как все тело на руках и на лице у нее было покрыто безобразными глубокими морщинами. Девица же поведала своим односельчанам о бывшем с ней чуде. Прошло немного времени, и она совершенно оправилась, и морщины на ее теле изгладились.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Примечание от PRAVICON.COM: Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется.
Статья опубликована участником [tol] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская Кривоезерская'.