Александр Самарский (Трапицын), сщмч. - житие
  Александр Самарский (Трапицын), сщмч. |
Будущий священномученик Александр родился 29 августа 1862 г. в селе Волма Вятской губернии, в семье священника Иоанна Трапицына. Воспитывался, как и все дети, в православных традициях и теплой вере, которой его научала мать Клавдия. Он окончил Вятскую Духовную Семинарию, а в 1888 г. Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании обучения Александр был назначен надзирателем в Вятское Духовное училище, коим был до 1897 г. Начальствуя в Училище, Александр женился и 26 февраля 1889 г. рукоположен во священника в Всесвятской церкви города Вятки. В 1892 г. тридцатилетнего отца Александра посетило горе. Господь призвал к Себе его благочестивую и кроткую матушку. Будущий архиепископ горько оплакивал и свое вдовство и свою бездетность. Но сердцеведец Господь промыслом своим изменил казалось бы уже известный путь женатого священника, на путь более высокого служения Церкви. Отец Александр как Иов полностью был предан воли Божией: "Господь даде, Господь отъятъ, Господевн изволися, тако бысть: буди имя Господне Благословенно во веки" (Иов. 1, 22).
В 1897 г. о. Александра назначают инспектором Вятской Духовной Семинарии. 26 февраля 1900 г. в субботу на первой недели Великого Поста после Великого Славословия на всенощной состоялось пострижение в монашество отца инспектора, которое совершил Преосвященнейший Алексий (Окоцкий), епископ Вятский. Этот случай был вторым за 10 лет Семинарии, поэтому на постриг были допущены учащиеся старших классов Семинарии. Новопостриженному было оставлено прежнее его имя - Александр. Сам постриг проходил в состоянии духовного подъема всех присутствующих и произвел глубокое впечатление.
Господь, видя старание и усердие о. Александра, наградил его добрым и отзывчивым сердцем. Воспитанники Училища и Семинарии очень любили и уважали о. Александра, проводили с ним духовные беседы, а иногда и споры по самым разным вопросам и были благодарны инспектору за его рассудительность и готовность помочь подрастающему поколению разобраться в грядущих событиях в Церкви и мире. Учительство и инспекторство было самым любимым временем будущего архипастыря. Он с любовью и нежным трепетом вспоминал эти годы.
В 1894 г. Господь, подав утешение в скорбях, сподобил о. Александра посетить Святую Землю. О своей продолжительной поездке он написал ряд очерков и опубликовал их в Вятских Епархиальных Ведомостях. Будучи на святой Земле, он молился в Гефсимании на том месте, где когда-то Господь взывал: "Да минет Мя чаша сия", и служил Божественную Литургию в Вознесенском храме на горе Елеонской. В годы гонений он часто вспоминал об этих событиях, видя в них предзнаменование событий своей дальнейшей жизни.
В 1901 г. о. Александр возводится в сан архимандрита и назначается ректором Калужской Духовной Семинарии. 12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры о. Александр был рукоположен во епископа Муромского - викария Владимирской епархии. В хиротонии принимали участие митрополиты: Антоний Санкт-Петербургский, Владимир Московский - будущий священномученик, Флавиан Киевский и другие архипастыри. До 1912 г. епископ Александр был викарием Владимирской епархии, а с 1912 г. стал управляющим Вологодской епархией. Будучи епископом Вологодским, он в 1917-18 гг. участвовал в заседаниях Всероссийского Церковного Собора и был членом комиссий церковно-правовой и по делам монастырей.
Наступили очень трудные времена для Христовой Церкви. Уже на заседании Собора Владыка Александр призывал паству к терпимости к чужим мнениям, все споры решать любовью в союзе мира. В своих воспоминаниях он писал, что удивлен какая ненависть друг к другу царит на съездах приходских и благочинных, что тон в них задают женщины, призванные рожать и воспитывать детей, а не быть поучающей в храме. Его, строго держащегося древних канонов, в делах управления епархией, "передовое духовенство" не любило. Они видели в епископе Александре опасного противника своим замыслам демократических реформ в Церкви. Против владыки началась массовая агитация на собраниях духовенства и мирян на всех уровнях, что привело к тому, что в 1921 г. состоялись выборы нового архиерея, а Владыка Александр ушел за штат, как "реакционер". Это было первое искушение, посланное епископу Александру от Господа. За этим последовала ссылка, а в Русской Православной Церкви наступил период массовых расколов. Многие раскольники как правого, так и левого толка приезжали к владыке и хотели привлечь его на свою сторону. Владыка был в глубоком смятении, усердно молился Пресвятой Богородице и своему небесному покровителю князю Александру Невскому с просьбой оградить от искушений, смущавших душу, и открыть путь к истине. В 1927 г. ссылка закончилась. Владыка принял посланцев митрополита Сергия, заместителя Местоблюстителя, и признал его предстоятелем Русской Православной Церкви.
В 1928 г. он получает титул архиепископа и направляется на Самарскую кафедру. В это время это была одна из самых тяжелых кафедр в Русской Церкви. С 1924 г. она не имела правящего архиерея, потому что там были очень сильны обновленцы, которые имели своего лжемитрополита и захватили все храмы в городе. Когда Владыка прибыл в Самару, она подействовала на его душу удручающе. Впечатление вавилонского столпотворения. Во всем обширнейшем городе не было видно ни креста, ни верующего, ограждающего себя крестным знамением. Все были запуганы. Не многое духовенство, оставшееся верным православию, одевшись в штатское, собирается на окраину в древнейший храм Самары - маленькую Спасо-Преображенскую церковь, чтобы сослужить первую службу с новым владыкой.
С 1928 г. она становится кафедральным собором. В штате - 7 протоиереев и 7 диаконов. Владыка Александр деятельно принимается за возрождение православия в Самаре и епархии. Видя невозможность победить обновленчество в городе, он направляет свою кипучую деятельность в сельские храмы. Владыка служит по 2-3 литургии в неделю, объезжая последовательно благочиние за благочинием. Архиерейские службы проходят очень торжественно и привлекают множество народа, на них Владыка произносит поучения, смысл которых прост и ясен крестьянскому населению - бежать раскола, держаться православия. Обязательно заканчивается богослужение колокольным звоном и крестным ходом. Владыка старался за каждым богослужением рукополагать священников и диаконов из грамотных крестьян с целью сохранения и восстановления священства, поредевшего из-за расколов и репрессий. Труды владыки Александра не остались напрасными, и, хотя в Самаре православные имели один храм, но по губернии православных приходов стало большинство. Не забывал он и о монашестве, проводя тайные постриги достойных, а также тайно рукополагая их. Через своих духовных чад (Прасковью Никифорову и др.) поддерживал духовную связь и помогал материально бывшим насельницам Серафимо-Дивеевского монастыря. Многие из монахинь нашли приют в Самарской епархии у владыки Александра. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу. Заштатным благословлял антиминсы, чтобы они могли тайно служить Литургию в домах благочестивых христиан, преподавая им Тело и Кровь Спасителя. В своих многочисленных поучениях Владыка Александр опирался на духовный опыт преподобного Серафима Саровского, призывая прихожан подражать ему.
В своей жизни архиепископ Александр был прост, скромен и милосерден. Часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам. Помогал семьям репрессированных, духовно укрепляя их. Был строгим постником и, поучая духовных чад, говорил: "Что от плоти убавишь - то душе прибавишь". Спал не более 6 часов в сутки, свободное время посвящал молитве и чтению Святого Евангелия. При всем этом он не унывал и не падал духом, а призывал своих духовных чад к усилению молитв к Пресвятой Богородице как хранительнице Русской Земли и особо подчеркивал, что только ее молитвами и заступничеством живет вера православная среди людей. Строго запрещал православным посещать обновленческие храмы под угрозой отлучения, и сам отказывался идти с ними на любые контакты.
К 1933 г. на всей территории Самарской епархии православная жизнь в храмах восстановилась. В городе передали православным Петропавловскую церковь, но Господь уготовал владыке новое искушение, проверяя его веру. Активная деятельность архиепископа Александра вызвала резкое недовольство обновленцев и их покровителей. В ГПУ стали поступать доносы на Владыку и особо активных священников и мирян. В 1933 г. за антисоветскую деятельность Владыка был арестован. Клеветники истолковывали призывы к стоянию за православие как призывы против Советской власти, богослужения в селах и проповеди Владыки как антиколхозную агитацию, крестные ходы как антисоветские демонстрации, тайные хиротонии и постриги как подготовку контрреволюционных кадров на случай интервенции. Клевета удалась, и Владыку с духовенством и мирянами ссылают на три года на строительство канала Волга-Москва. После окончания ссылки ему разрешили вернуться в Самару, где совместно с проживавшим в городе архиепископом Петром (Рудневым), архимандритом Палладием (Воробьевым) и несколькими священниками и мирянами создал тайную семинарию - "институт научного тайного духовенства", где подготавливались кадры из интеллигенции для священства.
По доносу 29 ноября 1937 г. был арестован вместе 26 священнослужителями и мирянами. Всем было предъявлено обвинение по статьям 58-10 и 58-11 - контрреволюционная деятельность и организация террористических групп. Владыка себя виновным не признал. 21 декабря 1937 г. его приговорили к расстрелу и 30 декабря 1937 г. расстреляли. Место погребения Владыки неизвестно.
Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.
Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Александр Самарский (Трапицын), сщмч.'.