Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Алексий Великоустюжский, сщмч. - житие

Икона Алексий Великоустюжский, сщмч.
Эта страничка относится к разделу

s   Алексий Великоустюжский, сщмч.


Священномученик Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский
Священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский) родился в 1842 году в селе Рождествино Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Филиппа Евфимовича Бельковского. Священник Филипп Бельковский (1813-1878) был сыном пономаря из села Белькова Московской губернии; он служил более сорока лет на одном месте, в храме села Рождествино. Интересны воспоминания о нем, из которых становится ясно, в какой обстановке провел свое детство архиепископ Алексий. Семья священника Филиппа была бедная, и, как вспоминают знавшие его, «в жизни своей Филипп Евфимович не испытал и не знал, что такое роскошь, или богатство, или слава — не любил он этого и не искал в жизни. Нужда с самого детства приучила его к умеренности, а умеренность зато не допустила его испытать и понести то тяжелое иго, которое зовется бедностью.
С первых дней поступления на должность священника скудость средств, которая была общим делом многих священников, выпала и на его долю. Но он и со скудными средствами скоро сроднился. И без того по воспитанию воздержанный — приучил себя к бережливости и крайне умеренному образу жизни. С удивительным умением он и малым пользовался так, что не имел ни в чем недостатка, не испытал, не встречал, как он сам передавал, того, что называется нуждою. Сообразуясь со своими небольшими средствами, он не заводил ни веселых кружков, ни изысканных пиршеств. За удовольствиями самыми обычными в жизни ему некогда было гоняться, он всецело предавался исполнению того, что служило и ему и обществу на пользу. Никакие развлечения не в состоянии были поколебать или отклонить его от исполнения долга христианского, семейного и пастырского. При многотрудном и многосложном образе сельской жизни он сумел совместить исполнение обязанностей и христианина, и семьянина, и пастыря, и сельского хозяина, которые при всем своем разнообразии легко гармонировали в нем, одно другому не препятствуя, а, напротив, одно другим разумно поддерживаясь. При всей многосложности, разнохарактерности занятий сельскохозяйственных, потребностей семейных и обязанностей пастырских он обладал удивительным умением ничего не опустить и исполнить все вовремя.

В округе своем он десять лет нес должность благочинного, около двадцати лет был духовным отцом своих собратий и эту должность, по их избранию, исполнял до последней минуты своей жизни. Храм был для него и утехою и отрадою от мирских забот и был в свою очередь предметом многих его забот и трудов. Можно сказать, что его трудами храм в селе Рождествино пересоздан и доведен до соответствующего святыне благолепия.

Насколько он заботился о благолепии внешнего храма, настолько же и даже более заботился о благолепии внутреннего храма своих пасомых, вверенных ему Богом. Не щадил он и в этом отношении ни труда, ни времени, иногда столь дорогого для него как семьянина, как хозяина, лишь бы только принести пользу своей пастве, уничтожить тот или другой недостаток, замеченный в целом обществе или в отдельных лицах. Не опускал ни одного случая, чтобы не вразумить или не обличить невежду или не посоветовать, чтобы он возвратился с пути заблуждения. Все, что только доброго он сам знал, всегда старался передать и духовным чадам своим, в непросвещенных сердцах старался возжечь тот свет, который необходим каждому христианину, возгреть ту теплоту веры, которой сам пламенел к Промыслителю; всеми мерами стремился в пасомых возбудить ту любовь к Богу и закону Его, которая и самому ему была присуща.
В 1864 году Петр Филиппович окончил Тульскую Духовную семинарию. В 1867 году он был рукоположен в сан священника и служил в Михайловской церкви при Михайловском детском приюте в городе Туле, а с 1886 года — в тульской Александро-Невской церкви. В 1874 году отец Петр был назначен законоучителем в школу мещанского общества. При архиерейском служении в кафедральном соборе именно ему чаще других поручалось говорить проповеди. Он устраивал и сам активно участвовал во внебогослужебных религиозных беседах и чтениях. В 1890 году священник Петр был награжден наперсным крестом.
Много усилий употребил священник на устроение приходской школы, в которой училось в то время восемьдесят детей. Кроме обычных предметов ученики обучались также церковному чтению и пению. Во время некоторых праздников дети целиком исполняли все песнопения литургии. Ученики по очереди читали шестопсалмие и часы, были хорошо обучены богослужебному уставу и сами находили в книгах необходимые тексты.
В 1891 году Тульскую губернию вследствие неурожая поразил голод. Некоторые из крестьянских семейств, чьи дети обучались в школе, остались без средств к пропитанию. Родители не могли дать детям в школу даже куска хлеба. Был случай, когда мать покинула дом, только бы не видеть вернувшегося из школы голодного сына, накормить которого ей было нечем. Видя такое положение, священник Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям. В устроенной при храме богадельне стал ежедневно готовиться горячий завтрак для учеников — детей беднейших родителей.

В 1892 году за самоотверженную школьную деятельность отец Петр был награжден наперсным крестом с украшениями. В грамоте прихожан, сопровождавшей преподнесение креста, говорилось: «Многоуважаемый и добрый наш пастырь... Непродолжительно служение Ваше в нашем приходском храме, но велики и обильны плоды его. Самым лучшим тому свидетельством могут служить эти дети, сегодня впервые выпускаемые в жизнь, нашей школы, Вашими заботами основанной и Вашими же неусыпными трудами поддерживаемой. Эти дети, из коих многие по крайней бедности едва ли бы увидали когда свет учения, теперь, благодаря Вам, вступают в жизнь с твердыми основами христианского знания и нравственности. Всё это мы видим и на себе ежедневно испытываем действие Вашей доброты, оценивать же это не в нашей власти, пусть за это вознаградит Вас Тот, Кто обильно излил на Вас благодать Свою».
Храм, в котором служил священник Петр, был выстроен в 1881 году на средства, пожертвованные тульским купцом Евфимием Кучиным; благотворитель завещал выстроить храм в память освобождения крестьян от крепостной зависимости во имя святого благоверного князя Александра Невского, имя которого носил царь-освободитель Александр II. Ко времени начала служения здесь священника Петра храм еще не был благоукрашен, не был расписан, не хватало икон для иконостаса, но все это ревностный священник восполнил. Храм был выстроен на окраине города, где проживало беднейшее население. Но именно здесь образовался крепкий приход, который, несмотря на скудость средств, создал такие благотворительные учреждения, каких не было и в состоятельных приходах города — богадельню и школу. При проведении ревизий церковноприходских школ школа при Александро-Невском храме получала от проверяющих неизменно высокую оценку в постановке преподавания Закона Божия и за успехи учеников в освоении изучаемых предметов.
Со временем все более расширялся круг деятельности отца Петра, и в 1896 году при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня в помещении местной церковноприходской школы.
3 февраля 1897 года отец Петр за особо усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах был награжден орденом святой Анны III степени. 9 апреля того же года он был возведен в сан протоиерея. В том же году он овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий.

14 марта 1898 года иеромонах Алексий был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита.
5 сентября 1904 года архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. 28 сентября он прибыл в Великий Устюг. Этот город всегда славился обилием храмов, которые и доныне украшают его, свидетельствуя о ревности в вере и благочестии наших предков. Настоятель городского собора протоиерей Василий Поляков обратился к епископу с речью, где довольно точно охарактеризовал некоторые черты жизни города. «Преосвященный владыка! — начал свою речь настоятель. — Встреча нового архипастыря, представляющая не редкость для губернских городов, и для нас, устюжан, жителей уездного города — не новость, ибо за шестнадцать лет своего существования Велико-устюжское викариатство в лице Вашего преосвященства встречает уже шестого своего архипастыря. Такое довольно частое преемство владык наших, мало благотворное для архипастырской их деятельности, могло, думается мне, возбудить и в тебе, преосвященнейший владыка, некоторые недоуменные вопросы относительно нашей страны, нашего града и вверенной тебе паствы. Как уроженец северного края и в течение шестнадцати лет служитель алтаря Господня в граде сем, я могу свидетельствовать, владыка, что страна наша действительно холодная, но сердца наши горячи и способны отзываться на все доброе и святое и проникаться любовью к своим архипастырям. Наша страна, удаленная от центров высокого образования и большими пространствами, и неудобством путей сообщения, не лишена однако же собственных рассадников просвещения; в ней по числу жителей немало учебных заведений и средних и низших, и мужских и женских; а главное — град наш изобилует благоустроенными храмами, этими рассадниками "на всё полезного благочестия" (1 Тим. 4,8) в таком количестве, которое вполне приличествовало бы и городу губернскому. Это обилие и благоустройство святых храмов уже само собою свидетельствует о религиозном настроении и добром нравственном направлении обитателей этого града».
Насущной потребностью стало в то время образование народа, и в этой связи почти во всех епархиях стали устраиваться педагогические курсы для учащих в церковноприходских школах. Летом 1908 года такие курсы были устроены в Великом Устюге для учащихся церковноприходских школ Устюжского викариатства. Открывая курсы, епископ Алексий «указал на цель прибытия сюда учителей — расширить свои познания, усовершенствоваться в учительской практике, продолжить свое образование. Это дело полезное и похвальное, — так приблизительно говорил владыка, — еще ветхозаветный богодухновенный мудрец сказал: "блажен человек, иже обрете премудрость". Но истинная мудрость состоит в развитии не одного только ума, но и сердца, не в накоплении только знаний, но в приобретении добродетелей; человек умный, но порочный, многознающий, но гордый, как всем известно, не пользуется любовью окружающих и не может принести большой пользы, особенно в учебном деле. Заботясь же о приобретении этой именно истинной мудрости, и помолимся Господу Богу, чтобы Он помог вам в этом благом деле, ради которого вы собрались сюда».
Как и в то время, когда владыка был в Туле, так и теперь, став архиереем, он проявлял особое попечение о народном образовании. При епископе Алексии было выстроено женское епархиальное училище, в деятельности которого владыка принимал постоянное участие. Во время служения епископа Алексия в Великом Устюге было построено и освящено несколько храмов, один из последних в 1916 году — храм во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, выстроенный при Великоустюжском тюремном замке, в котором суждено было умереть владыке через двадцать один год.
12 октября 1916 года по постановлению Святейшего Синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Усть-вымским. В начале двадцатых годов епископ Алексий был возведен в сан архиепископа. 30 июля 1923 года архиепископ Алексий вступил в управление Великоустюжской епархией, которая к этому времени стала самостоятельной.
В 1924 году в возрасте восьмидесяти двух лет архиепископ Алексий был уволен на покой. Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал литургию. После закрытия этого храма архиепископ стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре часа утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 года, когда ему по немощи стало трудно передвигаться, и он мог ходить только пользуясь помощью живших при нем монахинь.
Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 года, когда ему было девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++

К вопросу о дате рождения священномученика Алексия (Бельковского), архиепископа Великоустюжского, первого настоятеля тульского храма святого благоверного великого князя Александра Невского

В 2012 году исполняется 75 лет со времени мученической кончины тысяч православных христиан и священнослужителей – расстрелянных и умерших от пыток (летом 1937 г. меры физического воздействия были официально санкционированы и рекомендованы как метод ведения следствия) и нечеловеческих условий содержания в лагерях и тюрьмах. Они были умучены только за то, что не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали никого на допросах.
В 2000 году Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение «прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских XХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу».
В списке новопрославленных святых значится и имя архиепископа Великоустюжского Алексия (в миру – Петр Филиппович Бельковский), первого настоятеля храма Александра Невского г. Тулы, принявшего мученическую кончину в тюремных застенках Великого Устюга в ноябре 1937 года (память – в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вологодских святых).
Общиной храма святого Александра Невского ведется кропотливая работа по сбору информации о священниках, служивших в храме с 1886 года до его закрытия в 1930 году. В отношении П.Ф. Бельковского эта задача была значительно облегчена тем, что в связи с его прославлением, базовые биографические сведения были собраны Православным Свято-Тихоновским институтом (ныне университет). На их основе членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период, Игуменом Дамаскиным (Орловским) было написано подробное «Житие священномученика Алексия, архиепископа Великоустюжского».
Согласно Житию, архиепископ родился в 1842 году в с. Рождествино Каширского уезда Тульской губернии.
В 1864 году окончил Тульскую Духовную семинарию.
5 марта 1867 года возведен в сан иерея и священствовал в Туле.
С 1886 года служит в тульской Александро-Невской церкви.
Отец Петр был энергичным благотворителем и бескорыстным пастырем. Отпевал бедных на свой счет, а при посещении их домов всегда оделял их деньгами.
Заботился он и о просвещении народа. Много усилий употребил священник на устроение приходской школы, в которой училось в то время восемьдесят детей. Кроме обычных предметов ученики обучались также церковному чтению и пению. Во время некоторых праздников дети целиком исполняли все песнопения литургии. Ученики по очереди читали шестопсалмие и часы, были хорошо обучены богослужебному уставу и сами находили в книгах необходимые тексты.
В 1891 году Тульскую губернию вследствие неурожая поразил голод. Некоторые из крестьянских семейств, чьи дети обучались в школе, остались без средств к пропитанию. Родители не могли дать детям в школу даже куска хлеба. Был случай, когда мать покинула дом, только бы не видеть вернувшегося из школы голодного сына, накормить которого ей было нечем. Видя такое положение, священник Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям. В устроенной при храме богадельне стал ежедневно готовиться горячий завтрак для учеников – детей беднейших родителей.
Благодаря о. Петру Александро-Невский храм, находившийся на окраине города, где проживало беднейшее население, стал одним из центров просвещения и благотворительности. Здесь образовался крепкий приход, который, несмотря на скудость средств, создал такие благотворительные учреждения, каких не было и в состоятельных приходах города.
При проведении ревизий церковноприходских школ школа при Александро-Невском храме получала от проверяющих неизменно высокую оценку в постановке преподавания Закона Божия и за успехи учеников в освоении изучаемых предметов.
В 1896 году при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня в помещении местной церковноприходской школы.
3 февраля 1897 года отец Петр за особо усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах был награжден орденом святой Анны III степени. 9 апреля того же года он был возведен в сан протоиерея. В том же году он овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий. (По другим данным пострижение в монашество протоиерея Петра Бельковского было совершено 7 марта 1898 года. Основание: Тульские епархиальные ведомости. – 1898. – №7. – С. 297. – Прим. авт.).
14 марта 1898 года он был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря Новгородской и Старорусской епархии с возведением в сан архимандрита.
«Хотя и не был точно известен день и час отъезда отца Алексия, однако ко времени его отъезда, 27 марта в 12 час. дня, собрались к дому его прихожане, а на пути следования его выходили из домов, кланялись на его благословение и желали ему счастливого пути. Немало почитателей его собралось и на вокзал Московско-Курской железной дороги с целью еще раз получить от него благословение и еще раз пролить благодарную слезу за ту добрую память, которую он о себе оставил».
5 сентября 1904 г. он был хиротонисан во епископа Велико-Устюжского, викария Вологодской епархии.
25 апреля 1906 г., согласно прошению, по преклонности лет и болезненному состоянию уволен на покой.
1909 год – епископ Велико-Устюжский и Усть-Вымский, викарий Вологодской епархии.
С 30 июля 1923 г. архиепископ Великоустюжский.
В 1924 году в возрасте восьмидесяти двух лет архиепископ Алексий был уволен на покой. Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал литургию. После закрытия этого храма архиепископ стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре часа утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 года, когда ему по немощи стало трудно передвигаться, и он мог ходить только пользуясь помощью живших при нем монахинь.
Осенью 1937 года архиепископ Алексий был арестован. Ему было уже девяносто пять лет. Он не мог выйти самостоятельно из дома, когда за ним пришли сотрудники НКВД и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище.
Ежегодно в день памяти священномученика Алексия в храме святителя Стефана Великопермского (Стефановском Архиерейском подворье) города Великий Устюг совершается Божественная Литургия в память угодника Божия принявшего мученическую кончину.
Церковь святителя Стефана расположена на территории кладбища, на котором находится захоронение священномученика Алексия. После Божественной Литургии духовенством Архиерейского Стефановского подворья храма совершается молебен священномученику Алексию с крестным ходом к его могиле. Также, во время крестного хода духовенство и прихожане храма молятся у Поклонного креста, установленного в честь растреляных на этом месте православных христиан в 30-х гг. ХХ столетия.
К сожалению, в каноническом Житии архиепископа дается только год его рождения – 1842, без указания точных дня и месяца, и ни каких сведений о его семье, кроме упоминания о том, что в 1897 году он овдовел. Учитывая же, что в храме в особые дни принято поминать не только почивших священнослужителей, но и членов их семей, общиной храма был осуществлен архивный поиск в целях получения недостающих данных, увенчавшийся успехом.
В фонде Тульской духовной консистории в клировой ведомости Александро-Невской, что на Плац-параде церкви г. Тулы за 1896 год был выявлен послужной список священника Петра Филипповича Бельковского, настоятеля церкви, который позволяет сделать вывод об ошибочности указываемой практически во всех печатных и электронных ресурсах и Житиях даты рождения священномученика Алексия (Бельковского) – 1842 год (за исключением «Тульского синодика», где указан 1841 г.). Возникает также вопрос и в отношении года смерти его жены. Жития, а за ними и другие источники указывают, что священномученик Алексий овдовел в 1897 г., а в приводимом ниже послужном списке, составленном в 1896 г., он уже назван вдовцом.
В связи с этим мы находим нужным опубликовать данный документ в полном объеме:

Родился 14 декабря 1841 г. в с. Рождествино Каширского уезда. Окончил Тульскую духовную семинарию в 1864 г. В 1864 г. рукоположен Преосвященным Никандром к Александро-Невской церкви при больнице. С 1867 г. – учитель певческой архиерейской школы, потом законоучитель и преподаватель в фельдшерской школе, в Тульской местной артиллерийской команде при ТОЗе, в школе Тульского мещанского общества и Михайловского детского приюта, в двух земских школах – мужской и женской на Арсенальной ул. С 1873 по 1879 – член правления Тульского духовного училища.
17 мая 1875 г. перемещен в Тульский кафедральный Собор. С 1 сент. 1879 г. по прошению Тульского мещанского общества – к Михайловской церкви при Тульском Михайловском детском приюте как законоучитель.26 июля 1886 г. по собственному прошению перемещен к Александро-Невской церкви.
С 1883 – 1890 гг. член наблюдательного комитета по Тульскому Епархиальному свечному заводу, член Строительной комиссии по переустройству зданий Тульского духовного училища. С 1882 по 1885 гг. – уполномоченный на съездах духовенства тульской епархии, член Совета от духовенства Тульского Епархиального женского училища, 1893 – 1895 гг. член комитета Тульского Епархиального свечного завода. С 1 сент. 1888 г. заведующий и законоучитель в школе.

НАГРАДЫ:
1 мая 1871 г. – набедренник;
31 марта 1874 г. – скуфьей;
16 апреля 1873 г. – камилавкой;
1 апреля 1890 г. – золотым наперстным крестом.

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ:
Вдов. Дети: Алексей – род. 31 янв. 1873 г., студент Киевской Академии; Александр – род. 17 окт. 1874 г., студент Киевского университета; Василий – род. 12 янв. 1877 г., студент Тульской духовной семинарии; Евгений – род. 4 марта 1880 г., студент Тульского духовного училища; Вера – род. 14 янв. 1882 г., обучалась в Тульском Епархиальном женском училище.

(Основание: ГАТО, Ф. 3. Оп. 17. Д. 1003. Л. 2 об. – 4 об.)

В клировой описи Александро-Невской больничной церкви за 1874 год были найдены также сведения и о супруге Петра Филипповича: «жена: Елисавета Ивановна – 28 лет», то есть получается, что родилась она в 1846 году (Основание: ГАТО, Ф. 3, оп. 17, д. 977, л. 167 об.).
Так же в фонде Тульской духовной консистории найдены сведения о сыне Петра Филипповича – Василии Петровиче Бельковском, настоятеле Богородицерождественской, что на Ржавце (Никола-на-Ржавце) церкви г. Тулы. Биография его также интересна и поучительна, но в существующей на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета базе данных о репрессированных священнослужителях в информации о нем содержится много неточностей, что требует проведения дополнительных исследований. Отметим только, что протоиерей Василий Бельковский, как и его отец, принял мученическую смерть. Он был обвинен в «контрреволюционной деятельности» и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу и 9 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Так трагически переплелись судьбы отца и сына, погибших в один год.
Надеемся, что данная публикация в издании «Тульский край. Памятные даты» послужит основанием для ввода в научный оборот уточненной даты рождения священномученика Алексия (Бельковского), архиепископа Великоустюжского, первого настоятеля тульского храма святого благоверного великого князя Александра Невского.

протоиерей Виктор Рябовол
М.В. Курлов





Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Алексий Великоустюжский, сщмч.'.