Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Василий Острожский, Захолмский, свт. - житие

Икона Василий Острожский, Захолмский, свт.
Эта страничка относится к разделу

s   Василий Острожский, Захолмский, свт.


Житие святого и богоносного отца нашего Василия Острожского Чудотворца Митрополита Захолмского.


Каждому народу и всегда Всечеловеколюбивый Господь дарит через Церковь свою святителей, которые благочестивый народ Его будут просвещать и освящать, а на земной их путь к Царству Небесному направлять. Так и сербскому народу, с тех пор как он стал Христовым, Господь постоянно дарил святителей, Бога прославляющих и Его свидетельствующих, а православный народ спасающих и богоугодно просвещающих. Многими и великими святителями Господь одарил каждый уголок земли сербской в течении всей его истории и во времена его свободы, и во времена его рабства. Захолмской земле сербской, а таким образом и целому роду святосаввскому Господь во времена тяжкого турецкого ига дал святого и богоносного отца нашего Василия, новопрославленного чудотворца Острожского и Захолмского.
Святой отец наш Василий, именуемый Острожским, родился в Хумском крае, который в те времена входил в состав нынешней Герцеговины и которым в то время, до своего ухода на Афон, правил Святой Савва. Вернувшись из Святой Земли, Святой Савва там учередил Захумскую епархию, митрополитом которой потом и стал святой отец наш Василий.

Святой Василий родился в деревне Мрконич, что в Поповом Поле, 28 декабря 1610 года от благочестивых православных родителей Петра Йовановича и жены его Анастасии. При святом крещении родители ребенку нарекли имя Стоян, а потом воспитывали его в страхе Божием и учили его Божией мудрости. Блаженный Стоян с детства будучи проницательным и весьма умным, а душой своей, преисполненной верой, он целиком был предан Господу. Вере и добородетели он в первую очередь учился в своем доме, так как в его семье больше пеклись о Боге и душе, чем о земном и преходящем. Вере его учил и пост, и молитва, и присутствие на богослужениях в храме. Хотя молодой, преподобный постоянно ходил на святые богослужения.
Входя в храм Божий, он сначала клал земные поклоны, с благоговением лобызая пол храма, а потом Святой Крест и святые иконы. На Божественной Литургии он стоял, преисполненный страхом Божиим. Он всегда отличался смирением и серьезностью, а также милосердным сердцем и душой. Семья его весьма нуждалась, у них еле-еле на хлебушек хватало. Но он даже доставшийся ему кусочек хлеба никогда не съедал один, а всегда делился с кем-то, особенно если вместе с другим пастушками пас овец. К его родителям питали ненависть недобрые соседи, вероотступники и потурченцы, которые возненавидели юного Стояна за его благочестивость и мудрость. Это были первые искушения, терзающие его юную душу, которою в будущем будут терзать многие искушения. Чтобы уберечь дитя свое от врагов и одновременно дать ему возможность научиться грамоте, родители отвели Стояна в ближайший в окрестности монастырь, монастырь Завала, воздвигнутый в честь Введения Пресвятой Богородицы и Девы Марии, игуменом которого был дядя Стояна Серафим. Монастырь этот был весьма почитаемым в Герцеговине и был довольно богатым.
Многие из монахов очень хорошо владели грамотой, да и самом в монастыре было много книг. Здесь благоразумный юноша учился мудрости Священного Писания и Святых Отцов Церкви, а также и многим светским наукам, читая книги, написанные Святыми Отцами Церкви, душа его воспламенилась любовию ко Господу и святой подвижнической жизни. В нем появилось желание принять монашеский постриг. Преподобный какое-то время остался в монастыре Завала, после чего он ушел в монастырь Успения Пресвятой Богородицы, являющемся одновременно и резиденцией Требиньском епархии, именуемый Тврдош, расположенный недалеко от города Требине.

В этом монастыре блаженный еще сильнее воодушевился монашеской жизнью и поэтому он усилил свои подвиги, окончательно решив принять святой и ангельский монашеский постриг. Он неустанно подвизался постом, бдением и молитвой, а также и физическим трудом. Приняв монашеский постриг, он был наречен именем Василий. Данное имя для него было знаком, чтобы в будущем в качестве подвижника и епископа следовать святому и великому иерарху Церкви Божией Василию Великому, через какое-то время преподобный удостоился сана диакона, а потом и священника. Служил он перед престолом и жертвенником Божьим с глубокой верой и целомудрием. Оставшись еще какое-то время в данном монастыре, он потом отправился в Черногорию к митрополиту Цетиньского монастыря, который оставил его при себе в Цетине. Но вскоре между ними возникли расхождения во мнениях относительно весьма важного вопроса, о котором мы теперь расскажем более подробно.
В те времена среди православных была очень распространена католическая пропаганда. Римские священники, так называемые иезуты, которых римский папа отправил способствовать тяжкому рабству и страданию православных, с целью вовлечь их в свою католическую иересь и подчинить власти папы, они хлынули на Побережье, в Черногорию и Герцеговину. Ревнитель веры православной блаженный Василий указал митрополиту Мардарию на коварную антиправославную деятельность католиков, но митрополит не обратил внимания на его слова, ведя себя довольно снисходительно по отношению к униатской пропаганде.

Благодаря своей вере и преданности Православию, а также усердной борьбе преподобного Василия против Унии, православный народ и духовенство не подпали под влияние униатов. Преподобный советовал митрополиту оказать горячее сопротивление врагам Церкви, и, никого и ничего не боясь, защищать веру и истину Христову, но митрополит его не послушался. Тем более, он начал плести интригу против святого Василия и несправедливо обвинять его перед народом. Народ не поверил клевете митрополита, так как он хорошо знал, что святой Василий жил святой и богоугодной жизнью, за что чтили его и весьма любили. Но, желая уйти от злобы и интриг, преподобный вернулся в монастырь Тврдош.

Но он и там не перестал бороться за сохранение веры православной, неустанно защищая свой народ от угрозы иностранщины. Поэтому народ его и называл ревнителем Православия.

В Тврдоше святитель продолжил подвизываться, но пекся он не только о спасении своей души, а в первую очередь о спасении своего православного народа. Из своей кельи он наблюдал за всеми бедами и страданиями своего народа, который задыхался под тяжким турецким рабством, жил в нищете и бедности, в страхе от турецкого насилия и беззакония, в опасности от притеснения унитской пропаганды. Поэтому он постоянно возносил горячие молитвы Господу о спасении своего народа. Хотя он в то время был уже архимандритом, он не остался сидеть в монастыре, а отправился учить народ Евангелию, и как настоящий духовник и пастырь обходил герце-говинские деревни и дома, проповедуя Евангелие Христово. Когда он обходил свой народ, подобно св. Савве, он совершал все святые богослужения и святые таинства, поддерживая веру и терпение народа, помогал терпящим нужду и скорбящим. Он, "плебейский богомолец", как называли его служил пастырем своему народу и был его евангельским просветителем.

Его апостольское усердие настроило против него местных потурченцев, которые задумали его убить, чтобы уклониться от опасности, но одновременно и помочь своему народу, св. Василий отправился в православную Россию, через какое-то время он вернулся со многочисленными и щедрыми подарками, святыми облачениями и богослужебными книгами, а также привез и небольшую денежную сумму для своего народа. Подарки эти он отдавал небогатым храмам в Герцеговине, а также и нуждающемуся в помощи народу. Одновременно он стал восстанавливать многие опустевшие и обветшавшие церкви, учредил народную школу в Тврдоше и при приходских храмах. Помочь ему в этом благотворительном и просветительском деле он пригласил иеромонахов Тврдоша и приходских священников. Но лукавый враг человека и в этот раз не дал ему покоя. Его враги снова возненавидели св. Василия прежней ненавистью. Враждебно к нему относились, с одной стороны, потурченцы, а с другой, агенты католической унии. Его неустрашимое усердие и неустанная апостольская деятельность только усиливали ненависть и суровость богоотсупников, снова пришлось уйти.

Он, этот светоч веры православной и добродетельной жизни, решил уехать на Афон. Он отправился из Тврдоша в Оногошт (Никшич) и жупу никшичскую, а оттуда в монастырь Морача. Из Морачи, через Васоевиче и Будимлю, он дошел до монастыря Джурджевы Столпы, продолжив потом свою дорогу в Печ. В Печи он побывал у Святейшего Патриарха Печского Паисия Яневаца (1614-1647), которому подробно рассказал о горестном и тяжком положении православных сербов в Герцеговине, о их страданиях, турецких бесчинствах, о лукавой пропаганде католиков. В конце он выразил свое желание уехать на Святую Гору, попросив у Святейшего на это благословения.

Мудрый патриарх Паисий сразу понял, что архимандрит Василий отличается великими духовными добродетелями и способностями. Патриарх восхищался пастырской деятельностью св. Василия, поэтому он сразу решил возвести его в сан архиерея. Но сначала он ему разрешил уехать на Афон, посоветовав там не задерживаться, а быстро вернуться в Печ. Патирарх видел, что перед ним человек Божий, и знал, что только такой человек может помочь страдающему православному народу Захолмской области.

Василий спокойно добрался до Святой Горы и остался там на год. Побывал он во многих свято-горских монастырях и скитах, набрался опыта у многих подвижников и отшельников афонских. Но большую часть времени он провел в сербском монастыре Хиландар среди сербских монахов. На обратном пути из Святой Горы он снова побывал в Печи, чтобы поприветствовать патриарха. Святейший патриарх тогда собрал всех сербских архиереев и в день праздника Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа 1638 года рукоположил Василия в епископы, назначив его митрополитом Требиньским. Кафедра его была в Тврдоше. Хотя св. Василий был еще молодым (святителю в то время было лет тридцать), он был удостоен епископского сана за свою добродетельную жизнь. Он не только был нужен Церкви, но и этого требовали сложные исторические обстоятельства.

Из Печи он вернулся обратно в Тврдош, где православный народ встретил его с радостью. Сразу по приезде в монастырь св. Василий продолжил свою пастырскую деятельность. Несмотря на многочисленные опасности, которые ему со всех сторон угрожали, он постоянно объезжал свою епархию, проявляя настоящую неустрашимость как архипастырь. Главное его оружие было слово Божие и молитва. Сила его молитв была такова, что его молитвами уже тогда происходили исцеления. Тогда Господь и проявил св. Василия чудотворцем. Народ его считал святым за его святую жизнь и его молитвы, а также и од Господа дарованную ему прозорливость. И не только он ходил в народ, а и сам народ приходил к св. Василию, ища от него помощи и утешения в разных бедах и искушениях. И святитель с великим благодушием помогал каждому своей молитвой и духовными наставлениями, а часто и подаяниями. Он и других учил давать подаяния, а также и восстанавливать святые храмы и монастыри. Его стараниями Стефан Владиславлевич, богатый и добродетельный человек, и игумен монастыря Тврдош Вениамин, отремонтировали и привели в порядок монастырь Тврдош, в котором они жили.

Турки в то время убили митрополита восточно-герцеговинского Паисия Требешанина, кафедра которого находилась недалеко от Оногошта (Никшича). Тогда сербским патриархом в Печи был Святейший Гавриил Раич (1648-1656), который позже принял мученическую кончину. Патриарх тогда св. Василия, бывшего митрополитом Захолмским, благословил на упраздненную кафедру, написав в связи с этим грамоту (письмо).

В грамоте написано: "смерность моя пишет богоспасаемой епархии, называемой Никитич, Плана, Колашиновичи и Морача, т.е. кадилук приепольский, вам, преподобие отче игумен, иеромонахам и монахам, всему во Христе благочестивому народу. Благодать Божия и помощь Святых просветителей всем вам! Данным привожу вас в сведение, что владыке Захолмскому, господину Василию поручил я и благословил его на кафедру епархии, главой которой был упокоившийся владыка Максим и блаженнопочивший владыка Паисий, вечная им память. Вышеупомянутого Владыку встретьте с радостью и окажите ему все почести, как и положено по отношению к своему законному митрполиту, чтобы благословение и благодать Господа Бога и покров Пресвятой Владычицы нашей было на всех вас и на ваших детях и на домах ваших православных".

Митрополия восточно-герцеговинская, которую тогда еще называли Милешевской или Петровской, теперь находился на кафедре которой св. на Василий, являлась самом деле частью старой Захолмской епархии, так как Патриарх Макарий Соколович (1557-1574), восстнавливая Печский патриархат, разделил Захолмскую епархию на восточную часть - Милешевскую, и на западную - Требиньскую, кафедра которой находилась в м. Тврдош. Св. Василий таким образом возглавил восточную, Оногоштскую митрополию, но он в Оногошт (Никшич) переехал не сразу, а какое-то время возглавлял митрополию, находясь в монастыре Тврдош. Позже он переехал в свою митрополию, продолжив свою архипастырскую деятельность.

Тогда турки усилили свое беззаконие по отношению к сербскому народу, стали еще чаще грабить дома, а народ уводить в плен. Особенно этим отличались солдаты Али-аги. Они грабили церкви и монастыри, опустошая все вокруг себя, в результате чего народ со страху бежал из своих домов. И на всех напали такие небывалые бедствия, что и иразильтянам в Египте не снилось.

Безжалостный герцеговинский санджак-бек взял в плен всех народных вождей и казнил их. Хотя жить в монастыре св. Апостола Луки в жупе Никшичской св. Василию очень нравилось, и кроме того, он восстановил и монастырь св. великомученика Дмитрия в деревне Попе возле Оногошта, святителя заставили покинуть все это, так как со всех сторон царило беззаконие турок. Поэтому он отыскал себе одно укромное место, где хотел уединиться. Это была пещера в Пьешивцах, у подножья горы Загарач. Он устроил себе келию, имея намерение какое-то время там остаться. Узнав об этом, св. Василия навестили люди почтенного возраста из окрестности и посоветовали ему переехать в монастырь Острог. Святитель послушался их совета.

Об Остроге святитель уже знал, знал о его подвижниках, особенно о благочестивом игумене его, преподобном старце Исайи. Тот благочестивый старец подвизался и жил Господу угодной жизнью в одной пещере, находящейся над монастырем Верхний Острог. После его упокоения Господь прославил его святые мощи, но очень быстро турки их нашли и сожгли. Придя в святой монастырь Острог, св. Василий сначала остановился у подножья Острожской горы, а потом поднялся в Верхний монастырь, находящийся в пещере преподобного подвижника Исайи. С тех пор в течении пятнадцати лет он оттуда управлял своей митрополией. В Остроге он стал собирать вокруг себя других монахов и подвижников, с помоыцю которых он восстановил церковь Введения Пресвятой Богородицы и Девы Марии, воздвигнутую острожскими подвижниками, которые до них там подвизались. Немного спустя св. Василий в Острожской скале построил и украсил церковь Честного и Животворящего Креста, которая потом была расписана и которая сохранилась до сих пор.

Одним словом, он старался, чтоб его острожская пещера выросла в настоящий монастырь, который, на подобие другим православным монастырям, должен был стать источником духовной жизни для народа. Когда число монахов увеличилось, он игуменом монастыря нарек Исайю, внука преподобного Исайи из деревни Попа, что недалеко от Оногошта. Сам святитель возложил на себя самые строгие обеты. Помимо того что он строил церкви и келий и своими руками носил камни для строительства, он заботился и о своей епархии и своей пастве, не уменьшая своих деяний. Питался он только фруктами и овощами, клал земные поклоны и совершал другие подвиги монашеской жизни. Был он тощий, а лицо у него было желтое как воск, и весь он являлся храмом Пречистого Духа.

Но святитель не все время пребывал в своей келье. Он с своих острожских духовных высот спускался к народу и вместе с народом терпел страдания, как настоящий пастырь. К святителю стали приходить люди толпами, ища у него помощи, а также духовного и телесного утешения. Еще при жизни св. Василия народ стал почитать его как святого, и поэтому со всех сторон к нему стекались люди. Многие почувствовали силу его молитв, за что возносили хвалу Господу. Народ Герцеговины, подвергнутый гонениям и страданиям, спасаясь от жестокости турок, собирался в Остроге вокруг св. Василия, а многие старики, женщины и дети оставались подолгу возле своего владыки. Духовный отец их и молитвенник перед Господом, св. Василий, опекал их. Помогали ему в том и жители окрестных деревень.

Св. Василий поддерживал контакт с сербскими патриархами в Печи, вел переписку с ними, а если у него была возможность, то он и ездил к ним. Он жаловался им на великую злобу людскую, которая окружала его. Недалеко от монастыря Острог жил какой-то князь Раич, у которого было пятеро сыновей. Они постоянно обижали святителя и монастырь. Об этом св. Василий написал в своем завещании: "Пишу я, чтобы все христиане правду знали: какое-то время я жил в Остроге в отшельничестве, прилагая все свои усилия и отдавая все свое имущество, ничего не жалея ради милости Божией и милости Пресвятой Богородицы. С помощью братьев-монахов, благодаря Господу, я восстановил там то, что можно и увидеть. И многие ко мне относились со злобой, но Господь во всем помощником мне был. Данное мною написано, не только для того, чтобы жители Острога, которые после меня будут там служить Господу и Святой Богородице, подвизаясь в холодной пещере ради теплоты Божией, но чтобы и вы, христиане, знали...".

Из-за жестокости князя Раича и великой злобы людской святителю приходила мысль переехать куда-то и там продолжить свои подвиги. Была у него мысль навсегда уехать на Святую Гору. Но он понимал, что злоба та - дело демонов, которе хотли я воспрепрятствовать его подвигам. Помимо того, племя Биелопавличей, проживавшее недалеко, во главе со своим духовником, священником Михаилом Бошковичем, упросили св. Василия не покидать их, не лишать их его благодатной помощи и оберегать их его молитвой. Святитель тогда принял решение не покидать Острог, а и дальше терпеть несправедливость. Но в 1667 году он все-таки отправился к блаженному патриарху Максиму в Печ, которому он рассказал все про себя и про народ. Святейший патриарх Максим тогда написал письмо князю Раичу и народу в Биелопавличах, в котором он учил народ беречь монастырь Острог и помогать ему, угрожая проклясть каждого, кто и впредь будет наносить оскорбления св. Василию и монахам.

Св. Василий предрек князю Раичу, что из-за оскорбительного его отношения к монастырю все сыновья его погибнут. Данное предсказание осуществилось. Сокрушенный князь Раич тогда пришел к св. Василию и рассказал ему о трагической кончине своих сыновей. Святитель утешил князя и посоветовал ему покаяться в своих и в грехах своих сыновей, сказав ему, что, если тот искренне принесет свое покаяние, то Господь даст ему утешение и снова благословит его сыновьями. И данное предсказание св. Василия быстро осуществилось. У князя снова родились сыновья. Многие предсказание святителя осуществились еще при его жизни, многие чудеса по его молитвам совершились.

Земная жизнь св. Василия, неутомимого в подвигах, молитвах, посту, физическом труде, в своих попечениях о земных и небесных благах своего народа, потихоньку подошла к концу. Острожский святитель упокоился во Господе тихо, безболезненно, отдав свою душу в руки Господа своего, 29 апреля 1671 года. Упокоился он в своей келье, находящейся над острожской пещерой. Из скалы, возле которой он упокоился, потом выросла виноградная лоза, хотя земли там практически нет. В момент блаженного его упокоения келья его исполнилась необыкновенным неземным светом. Тело св. Василия монахи погребли в могилу под церковью Введения Пресвятой Богородицы.

Сразу после его упокоения народ стал приходить с молитвой на могилу св. Василия, как приходили и при жизни его. На могиле его стали происходить многие чудеса и происходят они в Остроге до сих пор. Спустя семь лет после своего упокоения (1678) св. Василий явился во сне настоятелю монастыря св. Луки в жупе возле Никитича, игумену Рафаилу Косиерцу, приказав ему пойти в Острог и открыть свою могилу. Игумен не придал особого значения сну и в Острог не пошел. Но то же сонное видение повторилось. Игумен снова не отправился в Острог. В третий раз явился св. Василий игумену в архиерейском облачении и с кадильницей в руках. И пока Святитель кадил, жаром из кадильницы обдало и обожгло игумену лицо и руки.

Игумен проснулся и со страхом рассказал братьям-монахам про свой сон. Они тогда договорились пойти в монастырь Острог. Придя в Острог, они обо всем рассказали острожским монахам. Сначала они все вместе наложили на себя очень строгий пост, ежедневно выполняли молитвенное правило и совершали Божественную Литургию. Семь дней спустя, окадив могилу, они ее открыли и увидели Святителя в прославленном теле, которое было желтым, будто воск, и которое благоухало, будто базилика. Монахи взяли святое тело, положили его в раку и перенесли в храм Введения Пресвятой Богородицы, в котором оно до сих пор находится.

Весть о прославлении тела св. Василия очень быстро разнеслась, и все больше и больше народа стало приезжать приложиться к святым мощам. С тех пор милостью Божией и святостью св. Василия у его святых и чудотворных мощей постоянно совершаются многочисленные чудеса. В великую и дивную острожскую святыню стали приезжать не только православные, но и другие христиане, даже мусульмане. И по вере их милостью Божией и молитвами св. Василия они приобретали утешение и благодатную помощь. Среди паломников, которые приезжали приложиться к мощам св. Василия в Острог, был и последний сербский патриарх в Печи Василий Бркич-Йованович (он был патриархом с 1763 до 1765 года, а упокоился он в 1772 г.).

Патриарх Василий, преследованный турками, нашел убежище в Черногории. В Остроге он пробыл шесть месяцев в посте и молитве, написав тем временем Службу св. Василию и его житие. В тяжелые военные и послевоенные годы, находя у раки Святителя утешение, пресвитер Василий в 1947 г сочинил Акафист св. Василию, рукопись которого находится в Остроге. И наше время к острожскому чудотворцу приезжают многочисленные паломники из всех уголков нашей страны, несмотря на веру и национальность.

Более того, приезжают и из-за рубежа. Возле раки Святителя возносятся молитвы и на нашем и на других языках. Многие приезжают крестить своих детей именно у мощей св. Василия, а многие своих детей нарекают именем Василий, многие здесь венчаются или многие здесь приступают к Таинству Исповеди и Причащения Святых Тайн, или приезжают, чтобы отслужить молебен о здравии, исцелении, спасении. Приносят они многие пожертвования св. Василию в Острог, но лучшее пожертвование - это искреннее покаяние и очищение сердца перед Господом и св. Василием.

Св. Василия уважают даже безбожники и со благоговением произносят его имя, так как все знают, что со св. Василием нельзя было нелепо шутить ни при его жизни, ни после. К милостивому острожскому святителю весь сербский святосаввский народ несет свои боли и недуги, возносит горячие молитвы за упокоение и о здравии своих родных. В праздники и по будням из ближних и отдаленных краев к святому Василию стекаются паломники, подготовившиеся молитвой и постом, чтобы у раки со его святыми мощами рассказать о своей беде, выплакаться, исповедаться и получить благословение. Помимо постов установленных Церковью народ налагает на себя и особые заветные посты. Время этого поста называется "седмицей Святого отца Василия". Этот пост народ особенно часто налагает на себя накануне праздника Введения Пресвятой Богородицы. В Черногории народ клянется именем св. Василия, подтверждая таким образом правдивость своих слов и поступков. У мощей св. Василия раньше приносили клятвы и давали обеты.

Паломнические поездки в Острог начались еще при жизни св. Василия, продолжились по прославлении его мощей и продолжаются до сих пор. Народ в большом количестве собирается в Остроге в день праздника св. Василия в Остроге, но помимо этого, и в праздник Св. Троицы, св. апостолов Петра и Павла, св. Ильи и в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Тогда в Острог приезжают тысячи и тысячи паломников.

Св. Василия при жизни не оставляли в покое, его враги нападали на него, особенно самый опасный враг род человеческого - лукавый. Лукавый не давал покоя и его святым мощам. Первый раз острожским монахам пришлось спрятать мощи св. Василия в 1714 году, когда Нуман-паша Чуприлич опустошил Черногорию. Тогда монахи закопали мощи св. Василия возле реки Зеты, где они оставались в течение года. Река заливала это место, но вода чудесным образом не коснулась ни раки, ни мощей. В следующий раз во время осады монастыря Омер-пашой. Зимой 1852 года Омер-паша держал в осаде черногорцев десять суток в Верхнем монастыре.

Всего тридцать черногорцев во главе с великим воеводой Мирко Петровичем, отцом черногорского короля Николы, мужественно защищали монастырь от турок. Когда черногорцам напоследок с помощью св. Василия удалось отразить атаку, они отслужили благодарственную службу Господу, Пресвятой Богородице и св. Василию. Тогда черногорцы взяли со собой мощи св. Василия и унесли их в город Цетине, положив их рядом с мощами св. Петра Цетиньского. Мощи св. Василия находились в Цетине до весны 1856 года, а потом их снова вернули в Острог. Во время войны со турками монастырь ограбили: многочисленные драгоценности, а также и документы, восходяшие ко времени св. Василия, исчезли.

В третий раз мощи св. Василия увозили из Острога во время войны 1876/77 года, снова в Цетине, где они оставались около года. В 1878 году они торжественно были возвращены в Острог. В феврале 1942 года, во время бомбардировки Острога врагами, монахи, думая, что бомбы могут разрушить церковь Введения Пресвятой Богородицы, где покоятся мощи св. Василия, перенесли его тело в маленькую пещеру, расположенную за братским корпусом.

Оказалось, что они опасались зря, так как снаряды падали вокруг монастыря, взрывались, но не причиняли никакого ущерба монастырю, никто из монахов не был ранен. Св. Василий и тогда, как и раньше, сберег свою обитель.

Многочисленные храмы в нашей стране и за рубежом, воздвигнутые в честь св. Василия также являются показателем того, как глубоко наш народ почитает св. Василия. Своей красотой особенно выделяется храм в его городе Оногоште (Никшиче). В 1935 году в Белграде открыли больницу имени св. Василия Острожского, а в храме св. царя Константина и царицы Елены в Вождоваце до сих пор хранится его святой омофор. Но в первую очередь св. Василия славят в монастыре Острог, где, как мы уже сказали, собираются многочисленные паломники из всех наших краев.

В Острог приезжают со благоговением и верою, приходят пешком, часто на коленях переходя расстояние между Нижним и Верхним монастырями. Из Острога паломники везут святую воду, масло и ладан, просфору или хлопок, приложенный к раке св. Василия, чтобы потом помазаться или подарить тем, которые не смогли приехать к св. Василию, страдающих от разных и неизлечимых болезней. Св. Василий исцеляет и освобождает страждущих от многих телесных и душевных недугов. Потверждением этого являются многочисленные костыли, носилки, цепи, а также драгоценности, оставленные в Остроге в знак благодарности за чудесное исцеление и выздоровление.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Василий Острожский, Захолмский, свт.'.