Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Димитрий Нарвский (Чистосердов), сщмч. - житие

Икона Димитрий Нарвский (Чистосердов), сщмч.
Эта страничка относится к разделу

s   Димитрий Нарвский (Чистосердов), сщмч.


В январе 1919 года, на второй день Рождества Христова, в праздник собора Пресвятой Богородицы, по распоряжению властей Эстляндской Трудовой Коммуны в Нарве были расстреляны два священника: протоиерей Димитрий Чистосердов и иерей Александр Волков. Оба пастыря, плечом к плечу принявшие свою смерть, вместе несли свою службу, имели сходные вехи в своих биографиях. Они служили в соседних храмах города Нарвы на ивангородской стороне. Отец Александр – в Успенской церкви в крепости, а отец Димитрий – в Знаменской церкви у Петербургского тракта.

Священномученик ДИМИТРИЙ (Чистосердов)

Такой же – исполненной трудов на благо Церкви – была жизнь и другого нарвского пастыря о.Димитрия Чистосердова, служившего по соседству с о.Александром Волковым. Служил он в приходе Знаменского Ивангородского храма, выстроенного в 1750 году и имевшего три придела: иконы Богоматери «Знамение», св. пророка Илии и Крестовоздвиженский. Он был уроженцем Санкт-Петербургской губернии, родившимся 14 октября 1861 года в семье диакона. Окончив Петербургскую семинарию по первому разряду в 1882 году, выпускник Димитрий Чистосердов, как и о.Александр, первое время трудился в Александро-Невском училище в качестве комнатного надзирателя. В 1889 году 3 февраля он был определен и рукоположен во священника к Знаменской церкви Ивангорода, в которой он прослужил настоятелем 30 лет, вплоть до своей мученической кончины. Отец Димитрий занимал многие руководящие посты в церковной жизни епархии. Он являлся благочинным одновременно двух округов: церквей города Нарвы и 1 округа Ямбургского уезда. Помимо этого протоиерей Димитрий был председателем Ямбургского отделения епархиального училищного совета и уездным надзирателем церковно-приходских школ. Несмотря на загруженность, он не оставлял и школьного дела, преподавая Закон Божий в трех школах: в школе при своем приходе, в Нарвском мужском училище и в Нарвском приюте П. Орлова. Об уважении окружающих к о.Димитрию можно судить по прочувствованному слову, произнесенному протоиереем Иоанном Кочуровым, будущим священномучеником, в день двадцатипятилетия служения о. Димитрия, в котором о. Иоанн охарактеризовал юбиляра как ревностного, неутомимого пастыря Церкви и насадителя просвещения среди населения Принаровского края. Авторитет его был столь велик, что даже в 1917 году, когда население и многие прихожане были революционизированы, и духовенство везде отстранялось от управления приходами и братствами, он на общем собрании приходов города был избран членом совета нарвского отделения Братства Пресвятой Богородицы. Ни один священник Нарвы и Ивангорода, за исключением протоиерея Димитрия Чистосердова, не вошел в состав совета Братства.

Октябрьский переворот 1917 года со временем дал знать о себе и в Нарве. В ноябре месяце немецкая военная власть, утвердившаяся в Эстляндии в ходе Первой мировой войны, сменилась диктатурой большевиков. Совершив насильственный захват власти и объявив Эстонию Трудовой Коммуной, представители нового режима первым делом взялись за очищение страны от «религиозного дурмана». 10 декабря 1918 года Совет Эстляндской Трудовой Коммуны издал декрет о выселении из страны всех лиц духовного звания, как распространителей ложного учения. Через два дня вышло новое постановление, запрещавшее совершение богослужений. А 30 декабря Управление внутренних дел передало все культовые здания в распоряжение местных исполнительных комитетов. Фактически эти декреты преследовали цель полного уничтожения Церкви в пределах Эстонии. На основании этих указов все нарвское духовенство было арестовано. Священникам было выдано предписание – покинуть страну в течение 24 часов. Депортации избежали только трое из них: о.Александр Волков, о.Димитрий Чистосердов – они были расстреляны – и о.Владимир Бежаницкий, священник Нарвской Кренгольмской Воскресенской церкви, которого подвергли издевательствам.

Никакого расследования по делам высылаемых и расстреливаемых не проводилось, списки заранее составлялись. Было достаточно резолюции председателя нарвской комиссии по борьбе с контрреволюцией Оскара Эллека для того, чтобы человек был расстрелян.

Отец Александр Волков и о.Димитрий Чистосердов были расстреляны как черносотенцы, хотя в политической деятельности они замешаны не были, в противном случае в следственных делах обязательно появились бы соответствующие документы и характеристики. Но как пастыри они, вероятно, не могли не говорить пастве о своих взглядах и убеждениях в то трагическое время. Только за это – за искренность и пастырское прямодушие, за верность взрастившей их Родине и Церкви – они были приговорены к расстрелу. На второй день Рождества Христова, в праздник собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года их вывели за пределы города и предали мученической смерти.

История не сохранила нам подробностей гибели двух ивангородских священников. Тела расстрелянных были брошены в нечистоты. Когда красные ушли, священник Никольской Ивангородской церкви о.Константин Колчин позаботился об отпевании мучеников и христианском их погребении.

Следует заметить, что уничтожение духовенства носило организованный, а не произвольный характер. Расстреливая пастырей или выдворяя их за пределы страны, красные комиссары искореняли идеологию, которая, как им казалось, поддерживала существование строя имущественного неравенства. Характерно, что в декрете Я.Анвельта служители Церкви объявлялись «распространителями ложного учения». А это значит, что, уничтожая духовенство, большевики боролись, прежде всего, с учением Христа, с православной верой как таковой. Все это не позволяет нам считать убиенных пастырей случайными жертвами времени, втянутыми в роковой круговорот исторических событий, а обязывает относиться к ним как к мученикам за веру православную и Церковь Христову.

Тропарь священномученикам Ивангородским Александру (Волкову) и Димитрию (Чистосердову):

Почтим, вернии, двоицу священную,/ пастырей честных Александра и Димитрия,/ во Иванграде Богу и людем послуживших,/ и тамо неповинно убиенных,/ смертию своею Христа прославивших,/ ихже яви Господь Бог наш,/ яко новых молитвенников о душах наших.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Димитрий Нарвский (Чистосердов), сщмч.'.