Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Дионисий Ареопагит, сщмч. - житие

Икона Дионисий Ареопагит, сщмч.
Эта страничка относится к разделу

s   Дионисий Ареопагит, сщмч.


Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов.
Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Ге¬лиополисе вместе со своим другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертой по земле во время день распятия Иисуса Христа (Мф. 27, 45). Так как эта тьма не могла быть объ¬яснена астрономическими причина¬ми, философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значительной мере подготовило последующее обращение Дионисия.
Известный своей мудростью, он был введен в состав Ареопага — высшего суда Афин. Свое название Ареопаг получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея». Ареопаг наблюдал за исполне¬нием древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным.
Во время своего второго миссионер¬ского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, свя¬той апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подроб¬ного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произ¬вели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34).
После принятия Крещения Дио¬нисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными... премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6—7). Основы этого учения были впоследствии изложены Диони¬сием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небес¬ной Иерархии», «О Церковной Иерар¬хии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и де¬сять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведени¬ях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символическое Богословие», «О ду¬ховном и чувственном», «Божественные гимны», «О праведном суде Божием».
Согласно Церковному преданию, Дионисий Ареопагит, рукоположенный святым апостолом Павлом во епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных».
На православных иконах «Успения Пресвятой Богородицы» святитель Дионисий изображается стоящим у изголовья Пресвятой Девы.
В конце 60-х годов I века великий богослов посещает Рим для свида¬ния с первоверховными апостолами Петром и Павлом, схваченными, а затем и казненными императором Нероном. Сам святитель Дионисий претерпел мученическую смерть за свои христианские убеждения при императоре Домициане в 96 году.
Его творения получили широкое распространение с 30-х годов VI века. Особую известность они приобрели благодаря схолиям Иоанна Скифопольского и преподобного Максима Исповедника. Сочинения священномученика Дионисия Ареопагита яви¬лись священным авторитетом для византийских богословов, что под¬тверждено многочисленными свиде¬тельствами Леонтия Византийского, преподобных Анастасия Синаита, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. Огромно влияние святого Дионисия Ареопагита и на развитие православного искусства, благодаря раскрытой им сущности христианской символики.
Древнейшее описание жития и мученической кончины святого Дио¬нисия Ареопагита составлено, по сви¬детельству Церковного предания, равноапостольным Мефодием Кон¬стантинопольским в IX веке. Самый ранний из дошедших до нас визан¬тийских иконописных подлинников (в отрывке «Из древностей церков¬ной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов»), датируемый 993 годом, передает описание внешности святителя Дионисия, в течение столетий хранимое в благо¬говейной памяти Церкви Христовой.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Дионисий Ареопагит, сщмч.'.