Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Доримедонт Синадский, мч. - житие

Икона Доримедонт Синадский, мч.
Эта страничка относится к разделу

s   Доримедонт Синадский, мч.


В царствование императора римского Проба1 и во время управления Антиохией Аттика, называвшегося также Илиодором, антиохийцы совершали однажды праздник в честь Аполлона Дафнийского и, по обычаю, весь день проводили в жертвоприношениях идолам, в пьянстве и ликованиях и всякого рода непотребных делах. В то время пришли в Антиохию из другой страны два неизвестных человека: Трофим и Савватий, — люди благочестивые, почитатели истинного Бога. Видя ослепление и гибель столь многих душ, они только воздохнули и, обратясь к Богу, молились со слезами, говоря:
— Боже, создавший мир весь из ничего одним словом Своим и сотворивший человека по образу Своему! Призри с небес и исторгни людей этих из рук супротивного.
Когда они говорили это, идолопоклонники заметили, что они не поклоняются языческим богам и, схватив их, повели к властелину и судье своему Аттику-Илиодору. Он велел их разлучить друг от друга и сначала привести к нему святого Трофима, которого и начал допрашивать об имени, жизни и вере.
Святой отвечал:
— Имя мое — Трофим, родился я от свободных и благородных родителей, но, подпав под власть греха, сначала жил нечестиво, пока через святое крещение не получил истинной свободы и благородства.
Тогда судья спросил:
— Какой ты веры?
Трофим отвечал:
— Я уже сказал тебе, но слушай, — я скажу еще яснее: я — христианин, раб Христа, и желаю быть жертвой Христу.
Судья спросил:
— Ты иностранец, или римский гражданин?
Святой, который был чужд миру, ответил, что он — странник. На это судия спросил:
— Читал ли ты императорские указы о христианах?
— Прочел, — ответил святой, — но что они нам? Между благочестием и бесовским обольщением такая же разница, как между днем и ночью.
Эти слова привели мучителя в гнев; он велел обнажить святого Трофима и, растянув за руки и за ноги, бить без всякого милосердия. Мученика били так долго, что земля обагрилась кровью. Потом судья велел перестать бить его и сказал:
— Принеси богам жертву, Трофим, — иначе я пошлю тебя во Фригию, к мучителю Дионисию.
Этот Дионисий был повсюду известен своей лютостью и бесчеловечием.
Святой Трофим отвечал:
— Для меня не важно, тобою ли я буду убит, или кем другим, ты ли замучаешь меня, или Дионисий: смерть все равно будет только одна, потому что у вас обоих одно намерение: убивать тех, которые служат истинному Богу.
Судья еще более разгневался и велел повесить святого на дерево и терзать его тело. Тогда его тотчас же обступили палачи с острыми орудиями, которыми они терзали мученика, строгая его тело до костей и даже до самых внутренностей. Он же, претерпевая все, тихо и кротко говорил:
— Господи, помоги рабу Твоему!
Тогда судья спросил:
— Где же твой Христос?
Мученик отвечал:
— Христос мой — со всеми, призывающими Его, Он и от меня не отлучается, и явно знамение Христова со мной присутствия в том и состоит, что я легко переношу мучения, которые невозможно было бы перенести человеческому естеству, если бы страдальцам не помогал Сам Бог.
После этих мучений святого Трофима ввергнули в темницу. Тогда привели на суд блаженного Савватия, и судья сказал ему:
— Я не спрашиваю тебя, христианин ли ты, но ты сначала скажи: какого ты звания?
Самое слово «христианин» для язычников было так противно, что мучитель не хотел даже слышать его; как больной глазами не может смотреть на свет, приятный для всех здоровых, так он с помраченными душевными очами не мог взирать ими на свет имени Христова, почему и сказал: «я не спрашиваю, христианин ли ты».
Святой Савватий отвечал:
— Мое звание, достоинство и отечество, слава и богатство есть Христос Сын Божий, вечно Сущий: Его промыслом утверждена и управляется вселенная.
Судья, приняв смелый ответ мученика за оскорбление себе, пришел в ярость и, ударив его по щеке, сказал:
— Отвечай то, о чем тебя спрашивают, и прежде, чем я не погубил тебя посредством мучений, приступи к богам и принеси им жертвы.
Но святой поносил богов, смеялся безумию нечестивых и обличал их безбожие.
Тогда по повелению мучителя Савватия повесили и строгали железными когтями, до тех пор пока не обнажились его кости. Так как от костей отпали уже целые куски тела и были растерзаны все внутренности, то мучителям нечего было уже терзать. Поэтому мученика отвязали от дерева, и святой Савватий тотчас же передал свою душу в руки Господа своего.
Когда святой Савватий преставился ко Господу, в руках мучителей остался один блаженный Трофим. Аттик, отчаявшись в его обращении в идолопоклонство, решил послать его в Фригию к мучителю Дионисию. Он написал Дионисию письмо, сообщая ему о Трофиме и о том, что сколько он ни претерпел мук, все же оказался сильнее мучителей своих, — что он почитает одного Христа, смеется над богами и ни во что не ставит их. Затем он велел вывести святого из темницы, обуть его в железные сапоги, внутри коих было набито множество гвоздей остриями вверх, и в тех сапогах вести его во Фригию. Воины, взявши святого, повели его и заставили идти рядом с собой: они ехали на конях, а святой шел пешком, в железных с гвоздями сапогах, с пронзенными ногами, — перегоняя при этом пеших и конных и обагряя весь путь своею кровью. Это был поистине скорбный путь, ведущий в блаженную жизнь: сколько он сделал шагов, столько новых ран принял в свои ноги, и сколько было новых ран, столько он претерпел болезней и мук. Но Сам Господь сопутствовал ему: Он укреплял на этом пути Своего раба и за каждый шаг приготовил ему воздаяние.
После трехдневного пути воины со святым мучеником достигли фригийского города, называвшегося Синад2, и там отдали Дионисию послание Илиодора. Прочитав послание, Дионисий велел тотчас же привести к себе святого Трофима и спросил:
— Ты ли Трофим?
Мученик отвечал:
— Я — Трофим и раб истинного Бога, верующие в Которого никогда не постыдятся.
Дионисий сказал:
— Ты остаешься непокорным и еще призываешь суетного и тщетного Христа, бывшего виновником смерти многих; но если ты прежде не хотел от Него отказаться, то теперь оставь надежду, которую имел на Него: принеси жертву богам, чтобы тебе избавиться от лютых мучений и смерти и прожить свою жизнь в мире.
Мужественный Трофим отвечал:
— Если бы я даже и хотел избавиться от смерти, то это невозможно: ибо если ты не убьешь меня, то самое естество мое во всяком случае смертно. Смертно же должно приобретать жизнь вечную, которая безмерно лучше и продолжительнее здешней, исполненной зол и кратковременной жизни, а благ будущей жизни не может видеть наше бренное око, ухо не может слышать и на ум человеку они не придут. Я охвачен великим желанием сей жизни и радуюсь, слыша от тебя о смерти, которой ты мне угрожаешь.
Тогда Дионисий, весь дыша яростью, повелел бить святого Трофима толстыми жилами; когда же били его, то мучитель говорил:
—Ты только обещай принести богам жертву, и тотчас же избавишься от мучения.
Он же, не обращая внимания на раны и слова мучителя, молчал.
Слуги по повелению мучителя взяли уксус, смешали его с горчицею и вливали в ноздри Трофиму. После этого, повесив его на дереве, резали ему бока, нанося глубокие продолговатые раны, и из ребер его исходили потоки крови.
Святой молча переносил эти муки, говоря себе самому: много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь (Пс 33,20).
Дионисий, услышав это, сказал:
— Напрасна надежда твоя, Трофим, и тщетны твои помышления: ибо кто придет к тебе с неба и избавит тебя от настоящих страданий? Почему советую тебе принести богам жертву, и тогда ты поможешь себе.
Святой, смеясь безумию мучителя, отвечал:
— Никогда не отверзнусь я Бога моего, истинного и живого.
Тогда Дионисий с яростью сказал слугам:
— Мучьте его еще.
И они стали его мучить еще с большей жестокостью. Святой же молился и говорил так:
— Призри с небес Боже мои и избави мя от сети ловящих, яко ты еси терпение мое Господи (Пс 70,5).
Мучитель повелел лить на раны святого мученика уксус с солью, чтобы тем увеличить его страдания. Тогда блаженный сказал мучителю:
— Ты теперь только укрепляешь тело мое, чтобы оно не истлело от наносимых тобою ран.
Потом стали жечь его ребра горящими свечами, но и этим не могли победить непобедимого Христова воина; после этого святого Трофима посадили в темницу.
В Синаде был сенатор и первый советник по имени Доримедонт; он был благочестивый христианин, но скрывал это, боясь мучителя. Он часто тайно приходил к святому Трофиму в темницу, омывал кровь и отирал струпы его чистыми полотенцами, перевязывал его раны и вообще всячески заботился о нем. Но недолго пришлось ему скрываться от мучителя. Вскоре наступил богопротивный праздник, называемый Диоскория, то есть день Кастора и Поллукса3: празднество это совершалось всенародно в городе Синаде. Дионисий, вместе со всеми своими приближенными и советниками, поклонялся идолам и, увидев, что с ними нет Доримедонта, послал к нему сказать, чтобы он явился на празднество.
Блаженный Доримедонт отвечал посланным:
— Я христианин, и потому мне не следует ходить на бесовские праздники.
Дионисий, услышав об этом, велел силой привести его к себе и, расспросив его, убедился, что он — действительно христианин: однако, не желая судить святого в тот же день, велел взять его под стражу.
Потом он посылал к нему своих друзей уговорить, чтобы он раскаялся и обратился к их богам. Но Доримедонт, грозно взглянув на них, сказал: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Пс 6,9).
Затем он замолчал и был, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих света (Пс 37,15).
На другой день мучитель пошел в суд и повелел привести Доримедонта.
— Обольщенный человек! — сказал он святому мученику, — что с тобой вчера произошло, что ты отступил от богов и отказался исполнить царские повеления? Разве тебе не угодно стало, чтобы тебя все почитали и чтобы ты занимал между нами не последнее место?
Святой на это отвечал:
— Любящий истинного Бога ни во что не ставит мирскую честь и славу. Какая польза гордиться перед другими, одеваться в драгоценные одежды и поклоняться идолам? Все это — временно и суетно, все это отлучает от Бога и ввергает человека в геенну огненную.
Мучитель долго и ласками, и угрозами старался отвратить святого Доримедонта от Христа, но, ничего не достигши в том, велел обнажить его, повесить и жечь его ребра раскаленными железными кольями, причем говорил:
— Посмотрю, придет ли Христос помочь тебе?
Святой же в этих мучениях призывал имя Господа Бога своего, смеялся над языческими богами и своими словами уязвлял сердце мучителя более, нежели он — копьями тело святого.
Тогда Дионисий обратил гнев свой на слуг, мучивших святого, и укорял их, что они не могут заставить умолкнуть одного человека, хулящего их богов. Слуги, пришедшие в ярость, рвали святому лицо железными когтями и выбили ему зубы; однако и этим не могли заставить молчать богоглаголивые уста, исповедывавшие Христа и поносившие бездушных идолов. Потом развели под святым мучеником огонь и поставили его на горящие уголья; но он ходил по ним, как бы по прекрасным цветам, радовался при этих страданиях и был готов претерпевать за Христа большие и лютейшие муки. После того мучитель повелел отвести его в темницу, а святого Трофима вывести на мучение. Его повесили, начали рвать его тело железными когтями, подновляя прежние раны, а затем выкололи ему глаза раскаленными прутьями. Но святой при таких страданиях благодарил Христа, после чего был опять отведен в темницу.
Дионисий стал советоваться со своими приближенными, какой смерти передать Трофима и Доримедонта, так как они пренебрегали всякими муками, — и решил отдать мучеников на съедение зверям. Для этого мучитель повелел приготовить голодных зверей и устроить публичное зрелище. Когда настал день, в который святых хотели отдать на съедение зверям, на зрелище это явился Дионисий со всеми своими советниками и слугами, и собралось множество народа. Святые мученики Трофим и Доримедонт были выведены из темницы нагие, покрытые ранами, так что все тело их было как бы сплошной язвой. Когда святых поставили на место, предназначенное для травли зверей, на них выпущена была медведица, которая с яростью устремилась на них, но, приблизившись к ним, тотчас же сделалась кроткой. Святой Доримедонт, желая скорее разрешится телом и быть со Христом (Флп 1,23), взял медведицу за ухо и раздражал ее, чтобы она скорее растерзала его; но медведица, как бы стыдясь, наклоняла и отворачивала от него голову свою. Тогда мучитель разъярился более зверя и, видя, что святые остаются невредимыми от медведицы, выпустил на них парда, но и он, как пес, лизал их ноги. Затем выпустили льва, однако же и этот зверь, подобно первым, стал кротким, как агнец. Мучитель разгневался на заведующего зверями и грозил ему смертью, если он не сумеет раздражить зверей так, чтобы они пожрали сих двух христиан; но когда тот стал раздражать льва, то лев устремился на него и растерзал его. Все присутствовавшие, видя такое чудо, устрашились и познали силу истинного Бога и Спаса нашего. Один только беззаконный мучитель не хотел познать ее, но еще больше покрывался тьмой своего безумия, хуля Христа и называя волшебниками рабов Его. Потом он велел отсечь главы святых мечом. Так окончили страдания святые Трофим и Доримедонт, скончавшиеся от меча после многих и лютых мучений, и, присоединясь к святому Савватию в бессмертной жизни, ликуют ныне с ангелами, прославляя Святую Троицу, — Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, всеми прославляемого во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Трофиму, Савватию и Доримедонту
Тропарь, глас 8:
В Троице хвалимый Бог троицу мученик прослави, Трофима и Савватия и Доримедонта, в Того бо веровавше, врага низложиша. Тех молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас.

Кондак, глас 8:
Яко страдальцев основание и благочестия утверждение, Церковь чтит и славит твое светоносное страдание, приснопеваемый блаженне страдальче, доблемудре славне Трофиме, со страдавшими с тобою, очищение поющим тя испроси, яко непобедим.

Величание
Величаем вас, страстотерпцы святии Трофиме, Савватие и Доримедонте, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Прим.
1 Римский император Проб царствовала с 276 по 282 г.
2 Синад, или Синнада, — город на севере Фригии близ горной цепи, где находились знаменитые Синадские мраморные ломки. Ныне — развалины близ Ескикары.
3 Кастор и Поллукс, по верованиям греков и римлян, были сыновьями властителя неба и высшего из богов Зевса (иначе Дия), почему назывались Диоскурами. Оба они первоначально, по всей вероятности, были древнепелопонесскими божествами света. В то же время они почитались, как покровители государства. В честь их совершались особые праздники, называвшиеся Диоскуриями (по их имени), а также Анакиями (праздниками властителей и правителей, как в некоторых местностях назывались Кастор и Поллукс).
Свт. Димитрий Ростовский

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Доримедонт Синадский, мч.'.