Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Иоанн Верхотурский (Кевролетин), прп. - житие

Икона Иоанн Верхотурский (Кевролетин), прп.
Эта страничка относится к разделу

s   Иоанн Верхотурский (Кевролетин), прп.


Преподобноисповедник Иоанн родился 23 мая 1875 года в деревне
Кулаково Троицкого уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Афанасия
Кевролетина. Образование получил дома. В 1894 году он поступил послушником
в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь в Ирбитском уезде Пермской
губернии.
Монастырь был основан в 1878 году и находился в ста десяти верстах от
Ирбита и в шестидесяти верстах от Алапаевска на берегу реки Кыртомки. Когда-то
здесь были дремучие леса и непроходимые болота. Основателем обители был
инок Адриан (в миру Андрей Медведев). Выходец из пермских крестьян, он
некоторое время подвизался на Афоне, где принял иноческий постриг, а затем
вернулся на родину и стал подвизаться в пермских лесах. Через некоторое время
к нему присоединился другой подвижник – Тимофей Шеин, отставной солдат из
Тульской губернии. Их трудами и возникла обитель; в 1891 году она получила от
Святейшего Синода официальное признание. В монастыре было два храма, и оба
в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В начале
ХХ века в монастыре было около восьмидесяти человек братии. Условия жизни
здесь были довольно суровыми. До двенадцати часов дня ничего не вкушали, и
сама трапеза состояла из простых и грубых продуктов, хлеб подавался только
ржаной. Послушание Ивана в обители заключалось в выделке кож.
Он подвизался здесь шесть лет, находясь в послушании у основателя
обители отца Адриана, но по смерти его в 1902 году перешел в Верхотурский
Николаевский монастырь. Здесь он нес послушание маляра и плотника. Вскоре
настоятелем монастыря был назначен иеромонах Ксенофонт (Медведев),
возведенный впоследствии в сан архимандрита. При нем в монастыре был
сооружен величественный Крестовоздвиженский собор, в котором была
помещена главная святыня обители – мощи святого праведного Симеона
Верхотурского.
20 декабря 1907 года послушник Иоанн был пострижен в мантию с именем
Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, память которого
празднуется в этот день. В 1909 году монах Игнатий был рукоположен во
иеродиакона, а в 1913 году, в день освящения нового собора, – во иеромонаха.
В 1925 году Верхотурский монастырь был безбожниками закрыт; монахи
частью остались жить в городе, а частью разошлись по окрестным селам и
служили в приходских храмах. Отца Игнатия еще до закрытия монастыря часто
посылали служить в разные храмы, где не было на тот момент священника.
С 1919 по 1922 год отец Игнатий служил в храме в селе Сербишна Невьянского
района. В 1922 году в течение девяти месяцев он служил в Казанском храме в
заводе Касли, с конца 1922 года стал служить в храме в Верхне-Исетском заводе, с
1923 по 1924 год – в храме во имя преподобного Сергия на заимке. В 1924
году он вернулся в Верхотурье и служил до 1925 года в одном из монастырских
храмов.В те годы любой из священников мог быть подвергнут неожиданному
аресту, и отец Игнатий, зная это, старался уклоняться, насколько это было
возможно, от встречи с сотрудниками ОГПУ. Однажды они пришли в дом его
духовной дочери, в то время когда он там находился; девушка спрятала отца
Игнатия в подполе, а сама настолько смело и находчиво отвечала пришедшим,
что полностью отвела их подозрения, что священник находится в доме, и они
ушли, не произведя обыска.
Впервые иеромонах Игнатий был арестован в 1925 году и заключен в
тюрьму ОГПУ, где провел около месяца. Из тюрьмы его выпустили глубоким
вечером, и он сразу пошел к знакомым монахиням и стал стучаться, но, чтобы не
быть услышанным посторонними, в ответ на их вопрошания ничего не отвечал.
Было поздно, они не знали, кто стучит, и не открывали ему. Тогда отец Игнатий
сказал жалобным голосом: «Теща меня на улицу выгнала, и здесь не пускают».
Его сразу узнали по голосу и по тому, что и раньше он тюрьму называл «тещей», и
впустили.
С 1925 по 1927 год отец Игнатий служил в храме в селе Дымково, в 1927
году он был переведен в храм в заводе Николо-Павдинск, а затем в Ирбит. В 1928
году его перевели в храм в городе Долматово, где он прослужил два месяца, а
затем в село Кислово. С 1929 по 1931 год он служил в храме в селе Федоровка,
а затем – в селе Сербишна, где и был арестован.
В 1931 году ОГПУ поставило своей целью уничтожение всех монашеских
общин на Урале. Аресты были произведены в начале 1932 года. Всего по делу
только братии Верхотурского монастыря было арестовано сто сорок человек, и
среди них отец Игнатий; он был арестован 28 марта 1932 года. На вопрос
следователя, состоял ли иеромонах Игнатий в контрреволюционной организации, он ответил: «Я действительно состоял членом монашеской организации, которая
после закрытия Верхотурского монастыря в 1925 году продолжала существовать
непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева).
К последнему я ездил летом 1930 года за получением совета, как к настоятелю.
Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и
убеждениям был противником, диаметрально противоположен установкам
и мероприятиям советской власти, иначе не могло быть. Если разделять
полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом;
быть монахом – значит быть врагом советской власти и партии. Для меня
монашество было важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь
врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…»
Завершая следствие, следователь в последний раз вызвал на допрос отца
Игнатия и спросил, не хочет ли он раскаяться перед советской властью, на что
отец Игнатий ответил: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаяться перед
советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не
хочу и не буду».
7 сентября 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило
отца Игнатия к трем годам ссылки в Западную Сибирь, и он вместе с группой
священнослужителей и монахов был отправлен этапом в Нарымский край, где
часть пути им пришлось пройти пешком. В ссылке отец Игнатий заболел цингой,
от которой ему помогла вылечиться его духовная дочь, приехавшая ухаживать за
ним и привезшая со своей пасеки мед.
Возвращаясь домой по окончании срока ссылки, отец Игнатий оказался в
одном вагоне с уголовниками. Чтобы не привлекать к себе внимания, он стал
принимать участие в разговорах, и даже вертел в руках папиросу, изображая, что
собирается закурить, и таким образом благополучно доехал до Екатеринбурга. Но здесь силы оставили его, он едва добрался до квартиры духовной дочери и на ее
пороге упал. В Екатеринбурге, как и во многих других крупных городах, ему было
жить запрещено, и он поселился в маленьком ветхом домике на окраине
Верхотурья. Место было глухое, и отца Игнатия стали беспокоить здесь хулиганы;
но некий раб Божий по имени Михаил, который работал зубным врачом и был
пострижен в монашество, дал денег на покупку нового дома, расположенного
неподалеку от Верхотурского монастыря, так что отсюда хорошо был виден
величественный Крестовоздвиженский собор. Сюда отец Игнатий и переехал
вместе с помогавшими ему по хозяйству келейницами, схимонахиней Евдокией и
монахиней Симеонией.
Наступил новый период в жизни подвижника, когда он стал скрываться от
мира за внешней формой юродства. Одеваться стал в светскую одежду, иногда и
в женскую, так что бывало, что его не узнавали и хорошо его знавшие. Некоторое
время он пас на окраине города коз и был любимцем всех окрестных мальчишек,
которые тесным кружком собирались вокруг него, с упоением слушая его
рассказы.
У отца Игнатия оставалось много духовных детей, и он, навещая их,
совершал в их домах таинства. Когда состояние здоровья не позволяло покидать
дом, он принимал духовных детей у себя в келье. Здесь отец Игнатий вместе со
своими келейницами вычитывал весь богослужебный круг.
Об этом периоде жизни подвижника сохранились воспоминания людей, его
знавших. Один из священников рассказывал: «У меня в памяти отец Игнатий
остался человеком находчивым, неунывающим... Он слегка юродствовал, искал
повода, чтобы его осудили, посмеялись над ним. Однажды пришел в Ивановскую
церковь на Пасху, в середине службы заходит и говорит: “Проспал я службу,
только что пришел”. Удивились, конечно, посмеялись. Дома у себя тоже чудил: в
женский халат оденется, на голове скуфейка, как у звездочета, набок надета, по
сторонам два пучка волос торчат, шея голая – это он вышел умываться.
Келейницам его большое терпение требовалось, чтобы его причуды выносить.
Они только начнут что-нибудь варить – он выйдет на кухню, кастрюли перевернет
или огонь водой зальет, а потом быстро к себе в келейку, в одеяло завернется и
лежит тихонько. Любил своих чад называть “страшилищами”. Службы совершал в
крохотной своей келье. Про кровать свою говорил, что кто на нее ляжет, тот
получит исцеление. И я, действительно, это на себе испытал».
Духовная дочь отца Игнатия рассказывала: «Я жила в Верхотурье, работала в
швейной мастерской, а к отцу Игнатию ходила благословляться. На работе у меня
не ладилось, машина ломалась, ничего не получалось. Отец Игнатий надо мною
посмеивался: “Ну вот, шила да порола, шила да порола”. Но однажды сказал: “Ты
праведному Симеону молишься? А ведь он был портной. Вот и проси, чтобы он
тебе помог. Своими словами проси”. Я стала молиться и просить праведного
Симеона о помощи. И стало лучше получаться в работе, сложные заказы стали
давать, лучше тех получалось, кто раньше меня начал работать. Но огорчений
всегда было много. Бывало, бегу с работы к батюшке – и, пока бегу, на душе
посветлеет, прихожу: “Благословите, батюшка! Сейчас сколько хотела вам
рассказать, да все забылось”. А он: “А ты рассказала, я слышал – вот про это и про
это”. И правда я об этом думала, когда к нему шла.
Как-то велел мне поленницу складывать. Я складывала, складывала – вот
готова поленница, а он подошел, палочкой толкнул – и она рассыпалась. Мне
обидно, а батюшка меня же и ругает: “Вот какая бестолочь, поленницу сложить не можешь”. В другой раз я в огороде грядки копала, борозды делала, а он стоит
рядом и ругает: “Какая же ты бестолковая, землю копать не умеешь. Положи-ка
палку – видишь, неровно!” Я ровняю, ровняю, он опять: “Ты видишь – там дыра,
там дыра”. Я обиделась, ушла. Потом вернулась: “Батюшка, простите,
благословите!” Он, радостный, сияющий, благословил меня, и я – как на крыльях
весь день.
Однажды оделся странником, пришел к одним матушкам, стучит, просит
милостыню, а они говорят: “Нет ничего!” А он все стучит, стучит по железке. Они
говорят: “Какой нищий! Надо посмотреть, не утащит ли чего!” Подошли поближе
и узнали – это же отец Игнатий. “Батюшка, заходи!” А он: “А! Узнали, так заходи!
Да не пойду я!” – И ушел».
Жительница Верхотурья рассказывала: «Один раз дали ему в мороз
валенки. Он их стал надевать и говорит: “А что, в чужих-то тепло”. Женщина
сказала, смутившись: “Простите, батюшка, и вправду чужие”.
Иеромонах Игнатий после ссылки
Приехал он как-то в одно село и пришел в избу к знакомым. Хозяйка стала
его кормить: подала хлеб и похлебку, а пироги утаила. И принялся он есть да
приговаривать: “Сами-то пироги едят, а меня похлебкой кормят”.
Батюшка учил нас молиться со вниманием. К посещению службы церковной
он сам относился строго и нас тому же учил. Однажды мы во время службы
собрались огород копать, пришли благословиться, а он: “А на службу кто
пойдет?”».
В последние годы отец Игнатий тяжело болел и незадолго до смерти был
пострижен в схиму с именем Иоанн. Духовная дочь его рассказывала: «Я сижу в
уголочке, плачу и прошу Царицу Небесную, чтобы взяла нашего батюшку к Себе.
А он говорит: “Смотрите, она молится, чтобы я умер”. Он любил пошутить. Как-то пришли женщины и спрашивают: “Тяжело лежать, батюшка?” А он и говорит: “Так
не буду лежать, меня дрова колоть заставят”.
В день его смерти пришло много народу и спрашивают: “Батюшка, читать
канон на исход души?” А он говорит: “Рано еще”. Через некоторое время я начала
читать, а он говорит: “Не так надо читать”. И сам прочитал полторы страницы, а
потом уже не было сил читать и читали другие».
Иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) скончался 27 января 1961 года. Летом
1993 года были обретены его мощи и перенесены в Верхотурский Николаевский
монастырь.
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь».
Тверь. 2005. С. 129-137
Библиография
Православные русские обители. СПб., б.г. С. 166.
Правдина Г. Жизнеописание иеромонаха Игнатия (Кевролетина), в схиме Иоанна. Н

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Иоанн Верхотурский (Кевролетин), прп.'.