Иоанн Московский (Восторгов), сщмч. - житие
  Иоанн Московский (Восторгов), сщмч. |
Священномученик Иоанн Восторгов
Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января по старому стилю (12 февраля - по новому) в 1867 г. в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии, магистра богословия Александра Восторгова. Мать звали Татьяна Ксенофонтовна. Крещен он был в честь святителя Иоанна Златоуста.
В марте 1868 г. семья переехала в станицу Ново-Александровскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошло детство и отрочество Иоанна.
Иоанн Восторгов по окончании в 1887 г. Ставропольской духовной семинарии по первому разряду (под первым номером), был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского духовного училища. В сентябре он назначается штатным учителем. За усердную работу его отмечали в послужном списке вознаграждения.
В 1887 г., работая учителем русского и церковно-славянского языка в том же училище, написал сочинение «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов», против мнения старообрядцев-раскольников о канонической законности белокриницкой иерархии. Уже в этой работе определились церковно-апологетические устремления будущего защитника Церкви от различных противоцерковных течений.
1 августа 1889 г. он был рукоположен в диакона, а 6 августа стал иереем. Молодому пастырю предстояло священство в Михайло-Архангельской церкви пос. Кирпильский Кубанской области в необычайно трудных условиях: большую часть населения составляли раскольники, около 100 лет здесь не было православного священника. С приходом о. Иоанна храм был «построен, освящен и наполнен утварью». Уходя из прихода через 14 месяцев, он оставил людей более богобоязненными, привыкшими ходить в храм. Более ста человек из старообрядцев познали истину и присоединились к Православной Церкви. За время своего служения в селе он на свои средства открывает церковно-приходскую школу, общество трезвости.
К 25 годам обнаружились такие свойства его личности, как жертвенность, ревность в трудах и любовь к учительству. Он имел, несомненно, особое призвание. 15 сентября 1890 г. молодой священник получил новое назначение – в Ставропольскую мужскую гимназию, а 21 августа 1891 г. о. Иоанна назначают настоятелем церкви этой гимназии. В декабре 1891 г. владыка Евгений наградил о. Иоанна набедренником.
24 августа 1893 г. о. Иоанн стал членом совета Ставропольского епархиального женского училища на 3 года.
2 октября 1893 г. - член правления Ставропольской Духовной семинарии.
29 сентября 1894 г. - законоучитель в гимназии в Елисоветполе (г. Гянджа) в Азербайджане по согласию экзарха Грузии.
О. Иоанн покидает родную епархию и начинает деятельность на Кавказе. Всякое дело он освящал молитвой, согревал теплотою сердца, оживлял любовью.
14 мая 1894 г. преосвященный Агафадор за усердную службу наградил о. Иоанна бархатной фиолетовой скуфьей.
И на новом месте он проявляет сугубую ответственность и усердие. Ревность, соединенная с дарованиями, приносит плоды. В послужном списке 12 июля 1896 г. он «удостоен благословения Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты». Как в Ставрополе, в Елисаветполе ведет о. Иоанн наряду с богослужением, воспитанием и обучением учащихся разнообразную общественно-административную работу.
7 сентября 1895 г. - назначен членом Елисаветпольского отд. Грузинского епархиального училищного совета.
11 августа 1896 г. - избран на 3 года секретарем педагогического совета училища.
6 мая 1897 г. - святейший Синод наградил о. Иоанна бархатной фиолетовой камилавкой.
17 июля 1897 г. - назначен законоучителем Тифлисской 1-й гимназии великой княгини Ольги Феодоровны. Настоятель домовой гимназической церкви.
Август 1898 г. - поручено преподавание Закона Божия в 1-й Тифлисской мужской классической гимназии.
Руководя 3 церковно-приходскими школами, о. Иоанн вскоре довел их до 8, а количество учащихся возросло с 300 учащихся до 500 всего за несколько месяцев. За усердную и полезную службу Святейший Синод наградил о. Иоанна золотым наперсным крестом.
7 ноября 1900 г. - назначен временно заведующим приходом и школой первой миссионерской тифлисской Покровской школы, до 21 июля 1891 г.
Декабрь 1900 г. - должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии.
Возведен в сан протоиерея.
21 декабря 1900 г. - поставлен наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех школах Кавказского учебного округа.
Январь 1901 г. - поставлен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края.
13 февраля 1901 г. - назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата».
Август-октябрь 1901 г. - окружной наблюдатель церковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского экзархата.
Командировка в Персию для обозрения дел Российской духовной миссии.
18 июля 1902 г. - избран пожизненным действительным членом Императорского Православного Палестинского общества с присвоением установленного знака.
28 декабря 1902 г. - председатель попечительства при тифлисской Кукийской Иоанно-Крестительской церкви.
В мае 1903 г. в связи с высочайшем утверждении положения об управлении церковными школами Грузинского экзархата с о. Иоанна были сняты обязанности грузинского епархиального наблюдателя школ.
Духовная жизнь о. Иоанна этого периода запечатлевалась в его проповедях. Настроение его было бодрое, а сердце исполнено благодарения Богу. «… В этот миг новогодней молитвы возблагодарим Отца Небесного, щедрого и милостивого о всех, ихже вемы и ихже не вемы, о всех благодеяниях, бывших на нас: за свет дня, за покой ночи, за каждое биение сердца, за радость осмысленного труда, за уроки нужды и страданий, за сладость молитвы, за отрадное и светлое чувство, за бодрость духа жизни, за то, что мы видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную. Слава Богу за все!»
Среди множества трудов в должности руководителя церковно-школьного дела о. Иоанн находил силы участвовать в жизни общественных организаций:
18 декабря 1903 г. - был избран членом Кавказского отдела Императорского общества, секретарем Тифлисского отдела Православного Императорского Палестинского общества.
25 января 1905 г. - утвержден пожизненным членом общества Кавказского окружного управления Красного Креста и членом Комитета этого управления.
Святейший Синод 6 мая 1904 г. наградил о. Иоанна палицею.
1904 - 1905 г. – две командировки на Северный Кавказ.
Безупречно выполнив порученные ему задания, по особому представлению Святейшего Синода от 27 августа 1905 г. он «Всемилостивейше сопричислен за отлично-усердную и полезную службу к ордену Святой Анны 2-й степени».
25 августа 1905 г. - очень продолжительная и трудная командировка о нуждах духовно-учебных заведений Иркутской Забайкальской и Приамурской епархий.
25 января 1906 г. - Указом Святейшего Синода назначается на должность проповедника-миссионера Московской епархии с правом противосектанского епархиального миссионерства.
Начинается последний ‑ московский - период жизни о. Иоанна. Ему 42 года. Яркие и многообразные дарования, соединившись с опытом жизни, созрели для новых выдающихся трудов. Богатые силы своей незаурядной личности он всегда отдавал на служение своей любимой Церкви.
Последние 12 лет жизни были отданы Иоанном Восторговым святому делу миссионерского служения. Его кипучая энергия, блестящий дар слова, творческий ум и высокое чувство долга вполне соответствовали требованиям этого важнейшего общецерковного дела.
29 июня 1906 г. - член редакционной комиссии по изданию и распространению журнала «Московские церковные новости»; исполняющий обязанности редактора.
1 июня 1906 г. - член Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде.
Сентябрь 1906 г. - посетил Самарскую и Симбирскую епархии.
Август 1907 г. – поезка в Нижний Новгород, участие в миссионерском съезде.
1907 г. - командировка в 24 епархии для изучения состояния миссионерского дела.
6 декабря 1906 г. о. Иоанн был всемилостивейше пожалован митрою.
К этим годам относится его сближение и общение с о. Иоанном Кронштадтским. В дневнике его духовной дочери читаем: «Похвалил священника Восторгова, сказав, что это дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России».
18 января 1908 г. - многомесячная поездка по посещению переселенческих мест в 10 епархиях Сибири.
12-26 июля 1908 г. – о. Иоанн один из организаторов четвертого миссионерского съезда в г. Киеве.
Избран председателем отдела по организации мер борьбы с социализмом, атеизмом и противоцерковной литературой. Был сделан доклад о нарастающей опасности сектантства.
Все 15 предложенных им тезисов были приняты общим собранием съезда.
О. Иоанн Восторгов с обостренным и тревожным вниманием следил за деятельностью социалистов в России и за успехами их пропаганды. Его работы показывают, насколько точным было его духовное видение сущности происходящих общественных процессов. О, Иоанн отдал много сил для раскрытия богоборческой природы социализма и коммунизма, «ибо социализм пытается приобрести все внешние черты религии и стать на место христианства. Раз социализм отрицает Бога, душу, бессмертие, свободу духовную в человеке, постоянные правила нравственности, то он должен обратиться к единственному средству воздействия на человека – насилию».
О. Иоанн - человек не только мысли, слова, но и дела - принял участие в патриотических союзах. Трезвое, вдумчивое отношение ко всем проявлениям «освободительного движения», умение увидеть в них богоборческую природу и разрушительные цели является главной причиной его участия в этих союзах. Он видел в них средство охранения Церкви и Святого Православия.
«… «Служить» спасению народа», ‑ значит служить Богу, Христу, Церкви, истине, Православию, спасению мира и человечества. Патриотизм и национализм тогда - не цель, а средство для высшей цели, для служения вечной истине»…
«Мы видим опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе и силе самой Церкви, делают свое пагубное дело».
Горячая ревность о. Иоанна о благе святой Церкви, мужественная защита Православия от клеветы и нападок, искренняя любовь к царю и активное участие в патриотических организациях навлекли на него нападки тех, кто испытывал явную и скрытую вражду к Православию и вековым отеческим традициям.
В полемиках о. Иоанн не участвовал. Отвечал в исключительных случаях:
1 В защиту великого молитвенника Иоанна Кронштадтского.
2 Опровержение на клеветническую брошюру Н.Н. Дурново.
Не могли враги России простить о. Иоанну Восторгову путь борьбы и исповедничества. Вместе со своими единомышленниками-патриотами он создает «Союз русского народа», в деятельность которого включаются лучшие сыны Отечества. Приступает к изданию газет «Церковность», «Русская земля», журнала «Верность», где разъясняет суть происходящего. И его труды принесли плод - революция 1905 г. была подавлена именно благодаря сплочению русского народа.
16 февраля 1908 г. - назначение членом Особого совещания при Святейшем Синоде о миссионерском деле для разработки мер к наилучшему устроению внутренней и внешней миссии и к оживлению их деятельности.
25 ноября 1908 г. - представитель духовного ведомства в межведомственной комиссии по организации празднования 200-летия Полтавской битвы и прославлению святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Написаны специальные листки и брошюры. Составлено и напечатано 6 поучений о миссионерском деле для рассылки по всем церквям империи.
1909 г. - напряженнейшие дела и многотрудные поездки.
4 января 1909 г. - утвержден в звании товарища председателя братства Воскресения Христова в Москве.
Январь 1909 г. - государь поручает вновь совершить поездку по восьми переселенческим епархиям (включая Владивостокскую) для определения порядка открытия новых приходов и школ, построения церквей и школьных зданий.
В течение многих месяцев он совершил путешествие по обширным просторам Сибири, Китая, Кореи, Маньчжурии и Японии. «…Посетил всюду могилы русских воинов, совершил везде панихиды».
Результаты поездки:
1. О. Иоанн издал пособие «Народно-миссионерские и катехизаторские курсы с подробными программами занятий, с указанием учебников и руководящими статьями по этому вопросу.
2. Московские курсы с 15 октября 1909 г. по 15 февраля 1910 г.
Теоретические занятия соединялись с практическими. Слушатели на практике применяли то, чему их учили.
105 слушателей было рукоположено для переселенческих приходов в Сибири и на Дальнем Востоке. О. Иоанн сам подбирал слушателей из способных псаломщиков и сельских учителей. В год по его методе ученики совершенно овладевали церковным ораторским искусством. Коллективно разработанные его учениками проповеди печатались и раздавались после их произнесения по церквам.
На приходах о. Иоанн широко создавал народно-миссионерские курсы, которые посещали в общей сложности до 8 тысяч слушателей.
1910 г. - поездка для изучения нужд переселенцев: Туркестан от персидской границы до северных пределов Сырдарьинской области, посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области.
С 24 июля по 5 августа 1910 г. - Общесибирский миссионерский съезд в г. Иркутске.
Избран товарищем председателя.
5 октября 1910 г. - руководитель Высших богословских женских курсов в Москве, председатель совета по управлению Московским епархиальным домом.
С 15 ноября по 15 декабря 1910 г. - руководит первыми Московскими епархиальными миссионерскими курсами. Владыка Владимир 30 декабря выразил о. Иоанну особую благодарность.
22 ноября 1910 г. - указ о назначении о. Иоанна членом Московского духовно-цензурного комитета.
Январь 1911 г. - поездка в Рим и Бари, где приобрел земельный участок для строительства православного храма и странноприимного дома для паломников.
Август 1911 г. - с соизволения государя член Барийского комитета по строительству в г. Бари храма и странноприимного дома.
Сентябрь 1911 г. - проповеди в дни праздничных торжеств в г. Белгороде в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского.
Июль - август 1912 г. - протоиерей Иоанн организовал для Сибири и Дальнего Востока выездные пастырско-миссионерские курсы в г. Тобольске и Хабаровске, где ему вручили благодарственные адреса с указанием, что благодаря только ему были проведены эти курсы. Занятия начинались с 9 часов утра и продолжались до 10 часов вечера. На обоих курсах было прочитано 140 лекций.
В 1913 г. протоиерей Иоанн Восторгов был поставлен настоятелем Покровского собора на рву (собора Василия Блаженного).
Свое священство о. Иоанн принял, как великую милость Божью к себе и стремился до последнего дня своей земной жизни быть верным и достойным этого дара.
Митрополит Макарий специальным представлением от 22 апреля 1916 г. предложил Святейшему Синоду возвести о. Иоанна по принятии монашества в сан епископа. В связи с промедлением ответа владыка 23 мая направил дополнительное представление.
С апреля началась волна клеветнических выступлений против о. Иоанна. На что резко ответил владыка: рассказав о работе о. Иоанна в соборе святого Василия Блаженного, он указал, что богомольцев множество и отметил религиозное усердие (он был избран закрытым голосованием председателем Московского столичного совета благочинных).
Первые вести из Петрограда о событиях, закончившихся февральским переворотом, о. Иоанн воспринял крайне тревожно. Но он продолжал нести свое служение так, как делал это всю свою жизнь.
В мае 1917 г., будучи настоятелем Покровского собора в Москве, где в то время почивали частицы честных мощей «от жидов убиенного» святого младенца Гавриила Белостокского, о. Иоанн почти ежедневно совершал молебен у мощей - что и послужило одной из причин ареста батюшки и его убийства коммунистами.
Когда до Москвы дошла весть об убиении первомученика митрополита Владимира, батюшка произнес на проходившем тогда Поместном Соборе трогательную речь, после которой к нему с благодарностью подошел Святейший Патриарх Тихон.
Отношение его к новой власти ‑ Временному правительству - определялось позицией, занятой Священным Синодом, признавшим ее законной. Но в сознании он оставался преданным монархии и в своем журнале «Церковность» (для народа и солдат) напечатал призыв к верности «помазаннику Божию».
27 мая на собрании мирян и духовенства о. Иоанну вынесли порицание, что дал подписку Временному правительству, а сам агитировал против него. Пожелание - удалить из клира Московской церкви.
13 мая протоиерей Иоанн уволен с должности наблюдателя церковных школ Поволжских и Приуральских епархий и лишен звания и должности синодального миссионера-проповедника.
От 15 марта 1918 г. в рапорте Святейшему Патриарху Тихону он писал: «Я уволен не за служебные, судом и следствием доказанные преступления или неисправности, а по каким-то другим, службы не касающимся соображениям». И просил оставить ему должность и все обязанности, которые он будет выполнять бесплатно. Должности были никем не замещены, и он продолжал оставаться секретарем Православного миссионерского общества.
В это страшное время батюшка бесстрашно говорит о тяжелых днях гонения на веру и Церковь.
Его проповедь 9 мая 1918 г. «Чудо и вера» - по случаю крестного хода к чудотворной иконе святителя Николая.
Революционные власти завесили огромными кумачовыми полотнами Спасские ворота, закрыв икону Спасителя, и Никольские ворота, на которых было изображение святителя Николая. Кумачовая завеса сама собой упала со Спасских ворот; люди вышедшие после всенощной из храма, увидели ее лежащей на земле, а лампада на Спасской башне ярко горела перед образом Спасителя. На Никольских воротах полотнище также само разодралось крестообразно перед иконою, потом стало быстро истлевать, распалось на части и развеялось ветром по площади. Свидетелями чуда были сотни людей.
Труды протоиерея Иоанна Восторгова.
1. Полное собрание сочинений (проповеди и поучительные статьи). В 5 томах.
2. Во дни войны. Голос пастыря-патриота. 1914-1916 гг.
3. Пастырский голос во дни смуты. 1917.
4. Клевета Дурново. 1909 г.
Отец Иоанн был женат на Елене Евпловне (уроженной Маковкиной). Она умерла в начале 1915 года. Сколь великой было переживание о. Иоанна, известно из писем к митрополиту Макарию: «Возлюбленный и незабвенный Владыко, отец мой и архипастырь! От всей души благодарю Вас за слово участия и соболезнования моему горю. Тяжело оно, несказанно тяжело, но да будет и совершится воля Божия. Теперь уже нет ничего у меня на земле, в смысле земных плотских привязанностей: пусть безраздельная любовь к Святой Церкви и служение ей совершенно заполнит мою жизнь».
31 мая 1918 г. протоиерей Иоанн Восторгов был арестован в своей квартире. Перед богоборческой властью стояла цель, которую она стремилась достичь любыми средствами, - уничтожить неутомимого миссионера, талантливого обличителя всех лжеучений (включая и социализм), преданнейшего служителя Церкви. С этой целью сотрудниками НКВД было сфабриковано дело о махинациях с купцом 1-й гильдии Погаревым, якобы петроградцем, хотя в справке из Петроградской купеческой управы говорилось, что такого купца в городе не значилось.
Протоиереем Иоанном было представлено прошение, документальные подтверждения, выданные председателем Православного миссионерского общества Святейшим Патриархом Тихоном (10/23 июля 1918 г.), объяснения в следственную комиссию Верховного революционного трибунала. Однако смертный приговор был предрешен заранее.
4 сентября 1918 г. о. Иоанна приговорили к расстрелу.
5 сентября он вместе с епископом Ефремом (Кузнецовым) и несколькими государственными деятелями был привезен на братское кладбище на Ходынском поле.
Рассказ очевидца: «По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени и полилась горячая молитва «смертников», после чего все подходили под благословение преосвященного Ефрема и отца Иоанна, затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», ‑ заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу».
В 5-ю неделю Великого Поста во Владивостоке протоиерей Иоанн Восторгов произнес замечательные слова: «В сознании обязанностей, в долге повиновения нужно, наконец, видеть не только силу жизни, не только исполнение заповедей Христовых, но и высокое наслаждение правды, доступных только для людей, много и долго над собою поработавших». Сказанные слова приложимы к нему самому.
Протоиерей Иоанн Восторгов писал не только о тех, кто угождал Богу своей праведной жизнью, но и о тех, кто, имея высокое благочестие, по-христиански исполнил свои многотрудные обязанности общественного служения. Хотя имена эти знакомы каждому образованному человеку, их богатая духовная жизнь и подвиги веры известны, к сожалению, немногим. Так при имени А.В. Суворова сразу вспоминаются блистательные ратные дела. Но сколько людей знают, что он построил несколько церквей (в Новой Ладоге он собственными руками изготовил крест-распятие), был щедрым благотворителем (только после смерти Суворова узнали, что он посылал ежегодно ко Святой Пасхе в петербургскую тюрьму несколько тысяч рублей на выкуп неимущих должников, что он свято соблюдал церковные уставы, составил «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу» (опубликован в 1998 г,), в конце жизни принял решение стать иноком и написал письмо Государю Павлу Петровичу с просьбой «позволить отбыть в Нилову Новгородскую Пустынь, где намерен окончить краткие дни в службе Богу».
Выступления протоиерея Иоанна, посвященные государю Александру III, представляют ценный вклад в духовно-нравственную оценку личности этого великого монарха. Плоды правления Александра III изумительны.
Среди тех, кого священномученик Иоанн Восторгов почитал как праведника, был также великий князь Сергей Александрович. Получив весть о его убийстве, святой преподобноисповедник Сергий (до монашества протоиерей Митрофан Сребрянский) записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новомученике царствующего дома, великом князе Сергии Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!»
Трудно найти в нашей истории другого человека, чей светлый лик так старательно пытались бы очернить клеветою. «Он был, ‑ пишет современный православный писатель, ‑ оклеветан не только революционерами, врагами великой национальной России, но и многими представителями «высшего» общества. Его неутомимо чернили за рубежом, чем особенно прославился германский император Вильгельм II. Но он высоко нес имя православного христианина, не воздавал злом за беззакония. Мать-Церковь обильно подавала ему свои утешения, и он наслаждался ее святыней.
Чуткий и духовно внимательный к проявлению благочестия, протоиерей Иоанн не упускал возможности говорить о святых угодниках Божиих. «Праведники не бывают совершенно одиноки: вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что, напротив, в обществе этом есть живые духовные силы; вот почему, дело прославления праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учила их вере и благочестию, и действительно ведет их к небу и блаженной вечности».
Жизнь протоиерея Иоанна, такая насыщенная, была посвящена Богу и своему Отечеству и Православию.
К 50 годам он являлся одним из самых выдающихся православных священников. Энергичный, деятельный и бесстрашный: «Дивный человек с необычным красноречием» (св. Иоанн Кронштадтский). С 1905 г. он - активный участник черносотенного движения, один из руководителей монархических организаций, издатель, член совета Всероссийского миссионерского общества, проповедник.
Как у многих активных деятелей, у о. Иоанна были недоброжелатели. Их клевета помешала его возведению в сан епископа, избранию в Государственный совет.
После захвата власти большевиками о. Иоанн не прекратил свою деятельность. Она лишь усилилась. Он проповедует с амвона. И каждое воскресенье служит молебен на Красной площади. Обличает власти и призывает народ к организации сопротивления, немедленно объединиться в «дружины пасомых» для защиты Церкви Христовой через приходские собрания, религиозные союзы и тому подобные братства. «Вы, пасомые, должны составить около пастырей ту дружину, которая обязана в единстве церковном бороться за веру и Церковь», ‑ так говорил он мирянам. А пастырей призывал готовиться к исповедническому подвигу священной борьбы: «Есть область, область веры и Церкви, где мы, пастыри, должны быть готовы на муки и страдания, должны гореть желанием исповедничества и мученичества»…
О. Иоанн говорил, самая главная причина успешного уничтожения страны была в духовной смуте, охватившей русских людей всех сословий и классов, в болезни их сознания, в беспамятстве, отрицающем отеческие предания, в погружении в тину пороков, в развращении умов и душ безбожными учениями уже почти языческого Запада. О. Иоанн знал, что за этими идеями скрываются «враги веры, Церкви и России», что их «единственное средство воздействия на человека - насилие». Слова, сказанные им в 1912 году. Мало кем услышанные, мало кем понятые…
Красный террор. Уже 5 ноября 1918 года публично казнят 80 заложников. Это совершит расстрельная команда из китайцев. На Ходынке тогда же убивают председателя Госсовета И.Г. Щегловитова, царских министров Н.А. Маклакова и А.И. Хвостова, сенатора С.П. Белецкого, епископа Селенчинского Ефрема (Кузнецова) и протоиерея И.И. Восторгова».
Протоиерей Иоанн Вострогов причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.
Дни памяти священномученика протоиерея Иоанна Восторгова (+ 1918)
День мученичества и кончины - 23/5 сентября.
День памяти - 29/11 февраля.
Литература: «Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова».
Москва, 2004 г. Издание Сретенского монастыря.
Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.
Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Иоанн Московский (Восторгов), сщмч.'.