Иоанн Угличский, мч. - житие
  Иоанн Угличский, мч. |
Житие и страдания за Христа, Господа и Бога нашего, младенца-мученика Святого Иоанна Угличского (месяца июня, в 25 день,убиение блаженного младенца Иоанна Никифоровича Чеполосова, Угличского нового страстотерпца).
Люди и дела, если о них не записывают, мраком покрываются и гробу забвения предаются, записанные же, как живые бывают, озаренные светом правды.
Жил в Богоспасаемом городе Угличе некий купец*, православный и благочестивый человек, известный добрыми делами и богатый Никифор Григорьевич Чеполосов. И супруга у него была также православная, благочестивая, звали ее Анна.
И родился у них сын (о котором в повести намерены рассказать) по имени Иоанн. И по обычаю христианскому был он Светом Божественного Крещения просвещен, и, возрастая, становился он с каждым днем очень славным**: собою красивым, но более духовно возрастал, укрепленный Духом Страха Божия.
Отдали его учиться грамоте у некоего христианина, и он ходил учиться, и провожали его до училища отроки, но чаще ходил в училище со злым человеком, который был в дружбе с отцом Иоанна: любимым им управляющим*** по ремеслу особенному, которому обучали за границей.
Однажды так случилось, что блаженный один пошел в училище, но произошло это по умыслу злобному убийцы на отца Иоанна. Тогда убийца Иоанна выполнял свою обычную работу и коварно наблюдал за одиноко проходящим Иоанном. И когда Иоанн стал невидим матери, но поспешил в училище, тогда этот злодей, житель селения Иерусалимского, находящегося от города Углича на расстоянии, примерно, в две тысячи шагов, по прозвищу Рудак (что означает разбойник или лукавый) устремился навстречу Иоанну, как волк в овечьей шкуре, и прекрасного Иоанна обнимал и целовал, слова похвальные говорил младенцу и звал его гулять.
Тогда был день седьмой, приближалось время погребения умерших, и бывал крестный ход от города к убогому дому (месту погребения умерших, не принадлежащих к городским приходам). И блаженный лису хитрому поверил, а так как он был еще дитя малое, то и забыл про обучение грамоте и об училище, и с верным слугою отца гулять идти собирается (собрался). Убийца же, злобный как волк, схватил блаженного со скрежетом зубовным и, окаянный, руками к себе блаженного привлек, а в сердце убийство задумал.
И когда убийца дошел до своего дома, то решил немного подождать, так как обедня еще не кончилась. И когда наступило время крестного хода, злодей обещанное Иоанну не выполняет. И взял его, как птенца голубиного, и посадил его в ларь на острые колючки, и как от злодея дверь закрыл и блаженному кричать запретил (с угрозой).
Какие скорби, какие рыдания были о блаженном и высказать нельзя. Немногое мы здесь расскажем. Когда родители Иоанна по христианскому закону, а более по своему благочестию и усердия, присоединились к крестному ходу и пошли (с ним), послали мальчика забрать своего блаженного сына из училища.
И отрок вернулся из училища, где и спросил учителя про Иоанна, а учитель сказал, что Иоанн сегодня в училище не был, и отрок этот подумал, что Иоанн перед учебой с другими детьми пошел гулять к убогому дому, и родителям Иоанна рассказать об этом не постарался.
Когда родители вернулись с крестного хода и спросили мальчиков о блаженном, почему Иоанна с ними нет, те сказали, что в училище мы его не нашли: он перед учебой с детьми какими-то гулять пошел.
Родители послали искать Иоанна, и мальчики не только не нашли Иоанна, но вернулись к родителям с печальной вестью, что о нем никто ничего не знает (не слышал.
Какие скорби, какие муки сердечные родители претерпели! Отец блаженного только ножом себя не заколол: как об утопленнике рыдает, как о пропавшем (украденном) лицо раздирает ногтями. И также мать блаженного: какие горькие слезы проливала, как рыдала, как тяжко вздыхала, как мертвого оплакивала и как утопленника велела искать в волнах Волги. И когда в водах Волги не нашли его, как долго она рыдала, как скорбело материнское сердце, ходила она, как безумная, с непокрытой головой, простоволосая, царапая лицо ногтями.
Также и отец блаженного и днем и ночью в слезах о блаженном пребывал. И посоветовали ему на дорогах и в лесах блаженного поискать, и все это время с ними и убийца-мучитель искал, и не находили блаженного, но везде о нем объявлено было. А убийца, кровопивец проклятый, днем Иоанна искал, а ночью в дом свой возвращалс, и блаженного из ларя выпускал, и по лицу бил своею скверною рукою и так спрашивал о родителях у блаженного: "Не будешь ли печалиться об отце и матери, и будешь ли меня отцом называть?" Но это был младенец мужественный, или лучше сказать, отрок возраста совершенного или муж достойный, и закон христианский желал исполнить не словом, но делом; благодатию Всесвятого и Животворящего Духа укрепленный, врага и убийцу своего посрамлял, отвечая ему: "Печалюсь о моих родителях , и тебя отцом своим назвать не могу".
И так этот житель селения Иерусалимского, окаянный, все 16 дней и ночей блаженного на день в ларь с острыми колючками запирал, а ночью выпускал и с жестокостью нечеловеческой конскою плетью блаженного стегал.
Говорили, что каждую ночь у блаженного по зубику вырывал и только одно и спрашивал: "Отрекись от отца и матери. Меня отцом назови - отпущу тебя". От жестоких ран гортань блаженного пересохла, он страдал от голода, и если ему бросали хлебные крошки, он их не съедал: он видел приготовленную себе чашу смерти.
Когда же и говорить он уже не смог, тогда руку свою поднимал и крестным знаменем лицо свое осенял, во утверждении рождения своего, и окаянного, требующего назвать себя отцом Иоанна, так побеждал.
И какой конец этим мучениям блаженного Иоанна-младенца этот жестокий дикий кабан творит? Не убоялся он ни Создателя всех, Бога, ни младенческой души- блаженного! Когда ни коварными ласками, ни жестокими побоями этот житель ада не смог Иоанна блаженного от рода своего отлучить, тогда взят он огромный острый нож и убил блаженного: 24 раны нанес телу, а 25-ю рану соделал ножом, вонзив ее во уши честной главы блаженного страдальца.
Вкусив такую горькую чашу смерти, после таких скорбей, блаженный Иоанн умирает и в селение небесное, как по лестнице, Венценосцем восходит, и после подвига страстотерпческого его святая невинная душа руками ангелов в руки Божий переносится.
И что же окаянный убийца? Какое учиняет телу Иоанна немилосердное погребение, какое достойное святого соделывает поминовение? Всего лишает!
Пусть искра, в пепле сокрытая, ветром раздуваемая, разгоревшись злобного убийцу и весь дом его (всех домашних его) сожжет! Вывозит он тело блаженного ночью в болото, что недалеко от убогого дома, и втаптывает тело блаженного в вязкий мох. И когда убийца помыслил, что злобное дело свое он закончил, тогда по Божьему непостижимому, таинственному действию над телом блаженного покров из мха полагается рукою невидимою, и через 8 дней тело блаженного, целое и невредимое, на болотном песке лежащее, нашли пастухи. Говорили, что все 7 дней над телом Иоанна свеча Света Божественного никем невозженная являлась, и пение ангелов слышали.
Когда пастухи увидели тело Иоанна, в город .быстро пошли. Тогда день был воскресный и родители Иоанна в церкви Божественную Литургию слушали, и уже началась херувимская песнь, когда принесли пастухи весть печальную. И сказали пришедшие так: "Никифор Григорьевич, сын твой убит, но нашли его!" О, душа отца! Какую крепкую веру и несомненную надежду на Бога явила ты! Как не дрогнула душа, не смутилось сердце! Хотя отец в лице изменился, но сказал пришедшим: "Дайте мне Божественную Литургию дослушать". Потом добавил: "Бог показал вам тело сына моего, и мне даст его увидеть".
Когда закончилась Божественная Литургия, отец блаженного просит причт церковный принести тело сына своего в церковь, чтобы после отпевания похоронить около Святой Церкви. Все такому терпению отца изумились, как он не явил малодушия, услышав о найденном теле Иоанна, как он вестью этой не опечалился, а внимал Духовной Жертве, Богу возносимой, и всю свою надежду на волю Божью возложил.
И священник в своем облачении, в котором был на Божественной службе, пошел с Честным Крестом и благовонным кадилом за телом Иоанна, как к страстотерпцу, венцом от Бога украшенному. И когда к месту, где были мощи блаженного, приблизились, удивились чуду: воздух был ароматом небесным облагоухаем. Когда же дошли до мощей блаженного, увидели печальное и страшное зрелище: острый нож во главе блаженного Иоанна, во уши вонзенный. Но более устрашились они, когда никто этот нож из ушей блаженного не смог вынуть: был этот нож как чем-то прилеплен, Божественною силою удержан был, и весьма сильные люди приступали, а вынуть нож не смогли.
И тогда тело блаженного Иоанна так на ложе смертное положили и в церковь благоговейно, с Честным Крестом принесли. И стояло еще три дня тело Иоанна в церкви, и прошло от убиения страдальца 12 дней. И много времени тело лежало на (знойном) солнцепеке, в болоте со мхом и испарениями, но запаха, присущего мертвым телам, от него не было, и внешний вид тела не изменился, но как цветок полевой, наполненный благодатью, источало тело благоухание.
Когда на 12-й день, после отпевания, хотели тело блаженного похоронить, успокоился окаянный убийца и пришел к телу блаженного, но как только прикоснулся к ножу, тут же нож, Божьей силой удерживаемый, выпал из ушей младенца в руки убийцы и этим убийцу обличил Господь, и стал убийца блаженного всем известен.
И когда тело блаженного с великим торжеством земле предали, убийцу увели в суд города Углича и заключили в темницу. Но когда готовились к суду над убийцей, и собрались определить ему наказание, тогда блаженный венценосец Иоанн умоляет Владыку Христа и так освобождает убийцу от жестокой казни: в одну из ночей является своей матери и умоляет своего убийцу и злобного кровопийцу забрать от палача. Когда же мать не захотела рассказать о явлении ей Иоанна и попыталась скрыть его, тогда на другую ночь блаженный является и отцу, и матери и грозно говорит: "Если не заступитесь за убийцу, меня не увидите ни на земле, ни в Царстве Небесном". И они, восстав ото сна, друг другу об одинаковом видении рассказали, удивились, и мать призналась, что и ранее ей было такое же явление. И они, посоветовавшись, за убийцу заступились, и никто его крови не пролил.
Избежал убийца суда земного и наказания, но не избежал кары Божией, вскоре суд Божий над ним совершился: был живой он изъеден червями, злой во зле дух испустил.
По летописи убиение блаженного Иоанна было в 7171 г. от сотворения мира (1663 г. от Рождества Христова), в 25-й день июня месяца, когда совершается память Святой Преподобномученицы Февронии, и от рождения исполнилось Иоанну 6 лет, а погребение младенца было 6 июля, на память Преподобного отца Сисоя великого, возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи. Вскоре, в лето 7197 от сотворения мира (1689 г. от Рождества Христова) по Божьему провидению над мощами блаженного Иоана стараниями отца его стала строиться каменная церковь. Когда начали копать рвы, нашли гроб блаженного, крепкий и невредимый, а в нем тело блаженного - целое и невредимое, и одежда, в которой его положили, была нетленная. И тогда охватил предстоящих благочестивый страх и сотворили мощам блаженного достойное святого поклонение: священник с Честным Крестом переносит тело блаженного Иоанна в деревянную церковь и ставит на возвышение напротив правого клироса., и все, кто приходит в церковь, видят блаженного.
Тогда и вспомнил отец блаженного, что он сказал в явлении своем об убийце: "Если не заступитесь за убийцу, не увидите меня ни в этой жизни, ни в Царствии Небесном". Тогда отца охватила такая неизреченная радость, и было такое утешение ему в старости, что и рассказать невозможно. И какие только похвальные слова не были сказаны о блаженном младенце: за малую скорбь он получил достойную святых радость, за малую печаль -Царство Небесное.
И более это послужило к прославлению блаженного. Отец блаженного тогда всем рассказал, что прежде блаженного на этом месте был погребен родной брат (блаженного) его, и не нашли ни гробницы, ни тела, ни одежды: все истлело. После этого отец блаженного, как говорили, не дождавшись (завершения) окончания строительства церкви, перешел от земных в небесные обители: увидел нетленные мощи своего возлюбленного сына, и сам был взят в Селения Небесные.
И это не утаилось от архиерея Ростовской Митрополии, Святителя Ионы,- и он благословил игумена и монахов Воскресенского монастыря, который был рядом с этой церковью, освидетельствовать мощи блаженного Иоанна.
Они освидетельствовали и признали мощи святыми: тело блаженного 26 лет находилось в земле, но смрада, как от мертвых тел, не было, выглядело тело так, как если бы только что положено в гроб, не сохранилась лишь небольшая часть мизинца: земля взяла свое. Также и одежда выглядела как только сейчас положена: целая и невредимая, и была на нем сорочка*, обагренная его страстотерпческой кровью, как из ткани драгоценной, в ней был убит и в ней был погребен.
* - нижняя рубашка из льна
И тело блаженного после обретения его более года стояло открытым в деревянной церкви Иоанна Предтечи, и было овеяно теплым воздухом в летнее время, но согреваясь не высохло, не истаяло, но источало благоухание, как от священных ароматов, наполнено было благодатью, как ручей прозрачный, как сосуд светлый, как прекрасный верховный собор небожителей.
И многие, одержимые разными недугами, приходили с верою и получали исцеление неоскудевающее. В чудесах у попа Ивана записано: пришел однажды слепой'боярин и приложившись у телу Иоанна молил его о даровании ему зрения, и одеждой Иоанна отер свои очи, и понемногу начал видеть дневной свет, и для совершенного исцеления попросил у священника дать ему с собой край одежды Иоанна. И о таком удивительном от мощей Иоанна чудотворении происшедшем доложили Святейшему Митрополиту Ростовской Епархии.
Но тогда архиереи больше заботились об умирении народа, и было не до новоявленных мощей. Тогда народ державы российской роптал на новоисправленные патриархом книги и по своему неразумию на архиереев восставал, и бунты поднимал, и многие за это были казнены.
И тогда отказал Святитель Ростовский, не разрешил собирать о блаженном свидетельства. И когда построена была в 7199 г. от сотворения мира (1681 г. от Рождества Христова) та церковь Святого Иоанна Предтечи, приказал положить мощи под спуд. В этой церкви, в теплом пределе, в стене трапезной, в том же самом гробе и было заложено в нишу тело Иоанна, в ней же и до сего дня тело пребывает, а над гробом - плита из белого камня.
Но не утаились невинные страдания блаженного и его страстотерпческие подвиги; многие христиане от отцов и дедов услышав повесть о блаженном Иоанне и записав ее, и любовью ко блаженному загоревшись, в церковь Иоанна Предтечи приходили и заказывали поминовение о блаженном Иоанне, как о страстотерпце Христовом, то есть панихиду о нем пели, и многие больные, с верою приходящие, здоровье получали, и рассказать обо всем нельзя, ибо чудотворения бесчисленны. Скажем лишь о некоторых, потому что в те лютые времена не записывалось предание. Аминь
______________________________________________________________________
В сказании об убиенном младенце Иоанне записаны три чуда:
* исцеление сухой руки жителя города Углича Сергея Кокорева;
* исцеление глаз некоторой женщины;
* наконец, явление убиенного во время поджога около церкви: он тушил пламя.
* - посадский человек -
1) Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., п. 12
относится к торговому сословию
2) Киссель "История города Углича"
Никифор Чеполосов - купец, торговал холстами и др. тканями
** - буквально: с каждым днем и часом становился все славней и славней
*** - м. б. приказчик
Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.
Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Иоанн Угличский, мч.'.