Ной Праотец, прав. - житие
  Ной Праотец, прав. |
Ной - десятый (последний) из допотопных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама (потомок Адама в девятом колене), сын Ламеха и внук Мафусаила, правнук Еноха. Ной был родоначальником послепотопного человечества. Сохранив свою праведность среди всеобщего развращения, Ной после потопа сделался через своих сыновей — Сима, Хама и Иафета — новым родоначальником человечества.
От Сима, Хама и Иафета пошли все народы земли. Бог заключил с Ноем завет, одним из главных положений которого было запрещение человекоубийства под угрозой наказания смертью: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6). Бог, в свою очередь обещал Ною, что «не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9:15).
Его жизнеописание содержится в ветхозаветной книге Бытия (Быт. V–IX). Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. VI, 9), и Бог предупредил его о грядушем потопе, ниспосланном человечеству за грехи. Устроив по велению Божиему ковчег, праотец ввел в него свое семейство и всех чистых и нечистых животных, птиц и гадов, населявших землю. После потопа, длившегося 365 дней, Ной принес Богу жертву и заключил с ним завет, получив благословение, некогда данное Адаму.
…«И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Быт.6:22). «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» (Быт.7:7). «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю» (Быт.7:10). «И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод» (Быт.7:17,18). «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт.7:24). «Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней» (Быт.8:3). «И остановился ковчег… на горах Араратских» (Быт.8:4).
Ной пробыл в ковчеге немногим больше года. После того, как испытание закончилось, Ной занялся земледелием и скотоводством.
В Новом Завете Ной назван «проповедником правды», а само спасение человечества в ковчеге прообразует спасение души через крещение (2 Петр. II, 5).
В построенном им ковчеге спасения можно видеть символ и предназначение христианской церкви.
Четыре тропаря 4-й песни канона на утрене службы святых праотцев, посвященные Ною:
Хвалу принесем Богу, / чтуще песньми Ноя, воистинну суща праведнаго: / во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив, / Емуже песнопоем, вернии: / слава силе Твоей, Господи.
Видев твое Бог благородное нрава, и простое, / и по всему, Ное, совершена, втораго мира яве началовождя тя показует, / спасшаго тому всякаго рода от потопа чувственнаго семя, / якоже Сам повеле.
Ноя, сохраньшаго Божий закон невредимь, / и обретшася тогда праведна в роде своем, / и древяным спасша древле ковчегом безсловесных роды повелением Вседетельным, / песньми благочестно ублажим.
Вино умиления нам точит, / чтущим тя, Ное блаженне, память твоя, веселящее и души, и сердца всегда / чисте блажащих нравы твоя честныя и жительство Божественное.
Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.
Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Ной Праотец, прав.'.