Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Феодора Нижегородская, прп. - житие

Икона Феодора Нижегородская, прп.
Эта страничка относится к разделу

s   Феодора Нижегородская, прп.


Сведения о сей княгине чрезвычайно перепутаны. Одни называют ее Анастасиею, в иночестве Феодорою (Филарет Черниговский, Русск. святые, апрель 490 стр.), другие-Вассою или Василисою при крещении, а в монашестве Феодорою (Барсуков. Источники русской Агиографии, 97 стр., Архим. Леонид "св. Русь", 194 стр.), третьи называют эту святую тремя именами (Анастасия, Васса или Василиса и Феодора-у архиепископа Сергия т. II). В Никоновской летописи под 1367 г. сказано о супруге Нижегородского князя Андрея Константиновича: "Того же года в Нижнем Новгороде пострижеся великая княгиня Андреева Константиновича Настасия во святый ангельский иноческий чин”; но в той же летописи под 1368 г. она названа Василисою: "Того же лета преставися Василиса князя Андрея Константиновича Нижнего Новгорода в иноческом чину; имя иноческое ей Феодора, и положена бысть в монастыре Святого Зачатия, его же сама создала".-Далее родиною Вассы-Анастасии одни считают Киев (граф М. Вл. Толстой, Книга глаголемая о российских святых, 247 стр.), а другие (и большинство) — Тверь. Архиепископ Черниговский Филарет (Русские святые, апрель, 490 стр.) пишет: "дочь Тверского боярина Анастасия (Васса Ивановна"...).-Барсуков говорить: "она родилась в 1331 г. в Твери и наречена при крещении

Вассою, отец её был киевлянин (История русск. Агиографии, стр. 98) и, таким образом, по-видимому примиряет разногласие историков о родине св. Вассы Анастасии. Есть и другие несогласия и противоречия в сказании об этой святой (см. у архиеп. Димитрия, Месяцеслов русских святых. Апрель, 97-100)

В 1903 г. любителями и знатоками русской церковной древности В. Успенским и Л. Целепи (в Печатне В. В. Комарова) издано "Лицевое житие преподобные Феодоры, благоверные княгини Нижнего Новгорода" (Выпись из Лицевого Царственного Летописца). Это житие издателями посвящено Тверскому Областному Археологическому съезду, бывшему в 1903 г., потому что преп. Феодора, — эта высоконравственная женщина княгиня была родом "Тверянка". Вместо ученого критического разбора разных противоречивых сказаний о преподобной Феодоре, воспроизведем вышеупомянутое житие. "Преставися княгиня Василиса Нижнего Новогорода, князя Андрея Константиновича Нижнего Новогорода, во иноческом чину имя ей иноческое Феодора, а положена бысть в монастыре Святого Зачатия (Пресвятой Богородицы), его же сама создала. Родом же была Тверянка, от отца Ивана, Киасовского и матери Анны. Родишеся в лето (6839=1331), во царство Андроника Цареградского, а патриарх тогда бысть Каллист, а в Орде тогда бысть царь Азбяк (Узбек), а на Руси во княжении князя Ивана Даниловича Калиты, а митрополит бысть на Руси Оеогнаст (Феогност) '). И еще сущи отроковича, изучися грамоте всей, и ветхий и новый завет извыче, и восхоте во иноческий сан пострищися, родители же её не хотящи и даша её за князя Андрея Константиновича Суздальского и Новагорода Нижнего, 18 (ги) лет сущи. А замужем ей сущи, не внимаше суетному житию, но прилежапзе посту и воздержанию и молитве и милостыни и иссуши тело свое жестотою жития и ношаше под светлым одеянием на теле своем власяницу, и по четырех надесяти летех преставися князь Андрей Константинович, муж её, во иноческом чину и положиша его в церкви святого Спаса, идеже и отец его Константин). Она же по преставлении мужа своего пострижеся во иноческий чин Дионисием, архимандритом Печерским, и наречена бысть Феодора, и все богатство свое и имение, и злато, и сребро, и. жемчуг раздаде церквам и монастырем и нищим, и всех своих свободи и сама вниде в монастырь Зачатия, его же сама создала, и пребывше в велицей молитве и кормляшеся рукоделием и жестоко и трудолюбезно живяше житие, в посте и в молитвах и в пропитании божественных писаний, и в умилении, и в слезах, и мнози жены и вдовицы и девицы и боярыни и княгини постригошася у нея в монастыри, и бысть их число ри (110), и вси общее житие живяху, жестоко и крепко зело. И в старость пришедши не ослабе от подвига, но в жестоком и дивном житии преставися ко Господу, Его же из млада возлюби. Ему же слава во веки веков аминь".

Тело пр. Феодоры было погребено в основанном ею Зачатьевском монастыре, а затем (по закрытии обители) было перенесено в усыпальницу в кафедральном Преображенском соборе и положено рядом с гробницею её супруга, Андрея Константиновича. День её кончины полагают]6 или 15 апреля. "Васса, в иночестве Феодора, скончалась 15 апреля 1378 г. (архим. Леонид "Св. Русь", 194). но память её совершается 16 апреля (арх. Филарет. Русские святые, апрель, 490 стр., архиеп. Димитрия. Месяцеслов русских святых, апрель, 97- 99 и др.). В полном христианском Месяцеслове под 16 ч. апреля сказано: память преп. Феодоры, скончавшейся в 1378 г. — В "Иконописном Подлиннике" Филимонова память её обозначена под 28 ч. марта (но об изображены её ничего не сказано). Архим, Леонид полагает, что 28 марта, вероятно, было перенесете её тела из Зачатьевского монастыря в кафедральный собор ("Св. Русь" 1904 г.). Но едва ли Филимонов не принял этой преп. Вассы (Феодоры) за одно лицо с другою русскою святою, тоже Вассою, супругою Иоанна (в иночестве Ионы) Псково-Печерского, память коей обозначается 29 или 28 марта.

Зачатьевский монастырь (в честь Зачатия Пресвятой Девы), основанный преп. Феодорою, находился в Нижнем Новгороде, на берегу р. Волги, у впадения в нее р. Оки; этот монастырь в 1743 г. сгорел а переведен был на новое место между монастырем в честь происхождения честных древ Креста Господня (Происхожденский) и церковью св. великомуч. Георгия Победоносца, почему и назван был ЗачатьевскимГеоргиевским, а в 1764 г. монахини этого монастыря были переведены в Происхожденский монастырь, — в этой обители был построен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Не переименована-ли прежняя Происхожденская в Крестовоздвиженскую)? В 1815 году этот монастырь был закрыть и монахини переведены в нынешний Крестовоздвиженский монастырь (за городом, на Арзамасской дороге).

Преп. Дионисий, подстригавший в иночество княгиню Вассу был основателем Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, затем архиепископом Суздальским, скончался в Киеве в 1385 г. (см. о нем 15 окт. в Месяцеслове русских святых архиепископа Димитрия).

Князь Андрей Константинович, супруг преп. Вассы-Феодоры, был старший сын Суздальско Нижегородского князя Константина Васильевича, родился в 1323 г., был "духовен зело и многодобродетелен”. Когда братья его побуждали по смерти Московского князя Иоанна 2-го просить великого княжения у хана, он отвечал им: "Добиваться ярлыка-только потратить деньги, а потом, когда вырастет законный наследник (Димитрий), то надобно воевать с ним” (Татищев, IY, 188. Подробнее о нем см. Экземпляров. "Великие и удельные князья", т. II, 404-407). Этот князь в старинных святцах считается в числе святых неканонизованных (см. у архиеп. Сергия т. II, — Варсуков, Источ. русск. Агиографии, архим. Леонид, № 758 и др.). Память его 2-го июня (см. архиеп. Димитрий, под 2 июня).


Тверской Патерик

источник-http://www.delosergievo.ru/tverskoy/48-prepodobnaya-vassa-vasilisa-v-monashestve-feodora-nizhegorodskaya-knyaginya.php.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Феодора Нижегородская, прп.'.