Эгидий Провансальский, Гардский, прп. - житие
  Эгидий Провансальский, Гардский, прп. |
Эгидий Провансальский (721). В Католической Церкви включён в состав «Четырнадцати святых помощников», почитающихся как единая группа со времен эпидемии чумы 1346-1349 г.
Имя (франц. Жиль, испан. Хиль) происходит от греческого "эгио" - "козья шкура"; так позднее называли щиты, общитые шкурой, в том числе "эгиду" - щит мифической Афины; "эгидиос" - "щитоносец". Легендарный провансальский отшельник, ок. 680 г. основавший (возможно, при поддержке короля вестготов Вамбы) монастырь близ устья Роны. Позднее монастырь стали называть его именем -Сен-Жиль. Находилась обитель на дороге, по которой паломники шли в Кампостеллу к мощам ап. Иакова, почему пользовалась она большой известностью. Легенда об Эгидии, чрезвычайно популярная в Средние века, гласила, что он был грек из Афин (замечательно, что один из величайших святых Запада, вполне "православный" и в самом узком, культурном смысле слова), прославился на родине своей благотворительностью и уехал от людской славы в Марсель, поселился отшельником в лесу около устья Роны. Его кормила молоком олениха, охотясь за которой на отшельника наткнулся готский вождь.
Другое предание говорит, что Эгидий был духовником Карла Великого, но однажды король постыдился исповедовать тяжелый грех. На следующий день во время мессы ангел передал Эгидию свиток, на котором был написан грех Карла и сказано, что грех будет прощен через заступничество святого, если король покается и никогда не совершит более этого греха. Любопытно, что автор жития сообщает, что святой мягко попенял королю, но не уточняет, покаялся король или нет, - характерное для мифологическая сознания безразличие к конкретному факту, к личному поступку (историки вообще сомневаются во всех преданиях об Эгидии, признавая, впрочем, что в VI-VIII вв. мог быть отшельник с таким именем, о котором позднее монахи сочинили красивые истории).
Умер Эгидий в воскресенье 1 сентября, и летописец удачно выразился, что "мир остался печалиться о его телесном уходе, а Небеса возрадовались о его блаженном прибытии". Известно, что всегда меньше грустит тот, кого провожают, потому что предвкушает нечто новое. Правда, чаще на похоронах ощущение, что это мы, оставшиеся жить, продолжем путешествие вперед, в будущее, а покойник остановился и постепенно исчезает за нашей спиной, но святой уж тем и отличается, что его даже смерть не ввергает в состояние покоя, это мы рядом с ним чувствуем себя обломовыми.
Город, возникший вокруг монастыря, тоже стали называть Сен-Жиль (когда в XIII веке в Провансе шла гражданская война под предлогом борьбы с еретиками-альбигойцами, "крестоносцы" разрушили святилище). Эгидия почитали в Средние века и немцы, почему его имя присутствует в многочисленных географических газваниях: Гильден близ Мариенвердера, Гильдвейлер (Эльзас), Гильгенберг (верх. Австрия), Гилленберг близ Аахена, Гилленбойрен близ Кобленца, Гилленфельд близ Трира, Гиллерсдорф близ Герена (Тюрингия), Гиллерсгейм близ Гильдесгейма, Ильгенберг, Иллген близ Глогау (Силезия). Во многих местах еще и ныне крестьяне и охотники совершают паломничество к храмам, посвященным Эгидию. Ему молились об исцелении от эпилепсии, безумия, бесплодия. Он считался защитником от чумы. Покровитель города Грац, охотников, скота, пастухов, кормящих матерей, нищих, прокаженных. К нему взывают о помощи в случае засухи, пожара, бури, в несчастьях, при душевной боли, в одиночестве, в беспомощности.
Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.
Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Эгидий Провансальский, Гардский, прп.'.