Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Монастырь Прусос и икона Богородицы «Прусиотисса» - подробное описание

Икона Прусиотисса (Пирсиотисса)
Эта страничка относится к разделу

b   Икона Пресвятой Богородицы Прусиотисса (Пирсиотисса)


Монастырь Прусос (Богородицы «Прусиотисса») расположен высоко в горах возле деревни Карпенисион, в удивительной по красоте области Эвритания и известен всей православной Греции, так как здесь находится знаменитая икона Божией Матери «Прусиотисса». Тысячи благочестивых греков ежегодно приезжают в это отдаленное, уединенное место, чтобы помолиться перед чудотворной иконой Богородицы о своих духовных и телесных нуждах.

Икона и монастырь носят название древнего города Прусса (Бруса), ныне Бурса (в Турции).1 Когда император-иконоборец Феофил (839— 842) приказал уничтожить в своей империи все святые изображения, церковь в Прусе, в которой хранился этот образ, также оказалась под угрозой. Тогда один молодой человек благородного происхождения, отец которого служил в императорском суде, взял эту икону и собирался бежать с нею в ту часть Греции, где иконоборчество еше не успело укорениться. Однако, добравшись до Галиполи с намерением сесть на корабль, он необъяснимым образом потерял икону. Проискав ее несколько дней и, наконец, отчаявшись найти, отплыл без нее. Юноша поселился в Неа Патрах (ныне деревня Ипатион возле Ламии) и построил там храм в честь Святой Премудрости, который представляет собой уменьшенную копию знаменитой Святой Софии в Константинополе.

Высоко в горах к западу от Неа Патр стояла маленькая деревушка Айос Деметриос (ныне Кастания). Это был малонаселенный район, в горах можно было встретить только пастухов со стадами коз и овец. Как-то ночью один юный пастух, спавший на том месте, где сейчас стоит монастырь Прусос, услышал прекрасное пение. Музыка доносилась из соседней пещеры. Он проснулся и увидел, как из входа в пещеру бьет и поднимается к небу столп света. Мальчик побежал за отцом, и в следующую ночь они уже наблюдали это явление вдвоем. На другой день они привели еще несколько человек и, забравшись в пещеру, обнаружили в одном из углов святую икону, окруженную сиянием. Пастухи преклонили свои колена в молитве. Потом они принесли кирки и расширили вход в пещеру. Сами пастухи и их семьи стали ежедневно приходить сюда молиться. Они зажигали перед иконой свечи и воскуряли ладан.

Вскоре жители всей округи только и говорили, что об обретении этой загадочной иконы. Весть о ней дошла и до дома того знатного молодого человека, жившего в Ипатионе. Услышав о появлении иконы, он в нетерпении за два дня проскакал на коне огромное расстояние до пещеры. Взглянув на икону, сразу узнал в ней ту, что утратил в Галиполи, и воздал хвалу Пресвятой Богородице. Он щедро одарил пастухов, нашедших ее, взял икону и собрался уезжать. Пастухи запротестовали, прося его не увозить икону. Он же говорил, что икона принадлежит ему, и он заплатил им за беспокойство, тем более, что их труднодоступная местность не годится для строительства церкви, которая привлекла бы паломников.

Проехав какое-то расстояние, молодой человек остановился со своей свитой у часовни на вершине холма. С благоговением поставил икону в часовне, а сам пошел отдохнуть. Когда они были готовы ехать дальше, он пришел в часовню, чтобы забрать икону, но иконы там уже не было. Он подумал, что пастухи все это время следовали за ним и украли образ, пока он спал. Решил вернуться в пешеру. Но на пути, проходя по узкой горной тропе, услышал, как чей-то голос произнес: «Юноша, возвращайся обратно. Прошай. Не утомляй себе напрасным беспокойством. Мне лучше в этих диких местах с крестьянами и пастухами, нежели с еретиками и политиками. Если сам хочешь остаться, возвращайся туда, где нашел Меня, и это будет тебе во благо».

Молодой человек отпустил всех слуг, кроме одного, и вернулся в пещеру. Там он построил часовню и стал вести тихую жизнь рядом с пещерой вместе со своим слугой. По преданию, их обоих со временем постриг в монахи один инок из соседней деревни. Знатный юноша получил имя Дионисий, а его слуга — Тимофей. В дальнейшем на этом месте возвели большой монастырь.

С тех пор прошла уже тысяча лет, а православные христиане до сих пор поднимаются на эти горы, чтобы помолиться перед чудотворной иконой и поклониться Царице Небесной.

Чудеса Матери Божией по молитвам перед Ее иконой Прусиотисса.

Насельники монастыря Прусса могут рассказать о сотнях чудес, совершившихся предстательством Матери Божией по молитвам перед иконой «Прусиотисса», начиная с девятого века и заканчивая нашим временем. Вот некоторые из этих чудес.

Пожар
В 1580 году, спустя несколько столетий со дня основания монастыря, по вине одного из сторожей в монастыре возник пожар. Огонь распространялся так быстро, что братия не надеялась уже что-либо спасти. Казалось, что неизбежно сгорит и обширная библиотека рукописей, и чудотворная икона Богоматери. Церковь и библиотека действительно сгорели дотла, но когда огонь погас, иноки увидели, что икона стоит на престоле, огонь совершенно не тронул ее.

Жена священника Холмы и склоны вокруг монастыря круты и обрывисты, а пещерный храм расположен у края ущелья с отвесным склоном. Однажды, в день престольного праздника в монастыре, жена одного священника стояла с грудным младенцем на руках у края ущелья. Вокруг толпился народ, и она, потеряв равновесие, упала и скатилась с края вниз. Нельзя было бы даже представить, что человек может выжить, упав с такой высоты, и монахи вместе с родственниками женщины бросились бежать вниз, чтобы принести тела погибших. Но, спустившись на дно ущелья, они увидели, что женщина спокойно сидит на камне и кормит грудью ребенка. И мать, и младенец совершенно не пострадали при падении. Изумленные иноки и родные стали расспрашивать ее о случившемся, и она сказала: «Когда я упала со скалы, у меня вырвались слова: «Святая Матушка Прусиотисса, помоги!» — и вот, видите — Она помогла».

Чудесный источник Летом 1764 года игумен монастыря отец Пелагий (Кавсока-ливитис) задумал выкопать колодец для воды во дворе возле храма, чтобы избавить братию от тяжкого труда (им приходилось на себе носить воду со дна ущелья, поднимаясь по крутому, почти отвесному склону). Но работники, которыми руководил албанец по имени Мастронатос, начав копать, увидели, что перед ними стоит крайне трудная задача, поскольку яму нужно было долбить в почти совершенно твердой скале.

Как-то днем в конце обеденного перерыва, когда они занимались лечением ссадин и порезов на руках, один из работников рассказал, что во сне ему явилась некая Жена и велела копать на правой стороне скалы, где есть источник свежей воды. Услышав это, работники лишь посмеялись над своим молодым товарищем. А он, пристыженный, вернулся к своей работе. Он докопал до края уступа и ударил лопатой по скале сбоку, как ему было сказано. Оттуда потекла свежая чистая вода. Братия и работники поняли, что получили воду по предстательству Богородицы, и до сего дня паломники берут с собой эту воду как благословение.

Хлефты
Во времена, когда игуменом монастыря был отец Пелагий (XVIII век), случилось так, что хлефты (разбойники) схватили возле деревни Апокорос местного жителя по имени Иоаннис и стали требовать денег. Он ответил, что денег у него нет, но что они могут забрать его лошадь, а его самого отпустить. Он напомнил разбойникам, что и они все христиане и не должны вести себя, как язычники, но они лишь насмехались над ним. Привязав его к дереву с намерением на следующий день пытать его, они легли спать. Он же стал молить об избавлении Матерь Божию Прусиотиссу. Наконец он задремал, и во сне увидел, как перед ним явилась некая Жена и сказала: «Вставай, чего ты ждешь?» Он проснулся и почувствовал, что руки у него почему-то свободны. Потихоньку выскользнув из разбойничьего лагеря, побежал в лес. На следующий день он добралсд до монастыря и рассказал отцу Пелагию о том, как Богородица вызволила его из рук разбойников. Разбойников начали искать и через три дня поймали. Они понесли заслуженное наказание.

Военачальник Али Паши
В 1810 году правитель Янины Али Паша, внушавший всем поданным страх,2 отправил одного из своих военачальников, Хасана Томарицаса, с отрядом конных солдат, чтобы найти разбойников, грабивших эти места, и освободить от них территорию Стереа Элласа и Этолии. Здесь кто-то сказал Томарицасу, что насельники монастыря Прусоса снабжали преступников едой и помогали им скрываться от властей. Томарицас, даже не проверив эти слухи, послал одного из своих людей с требованием выдать ему того монаха, который помогал преступникам продуктами, намереваясь казнить его. В случае отказа, военачальник угрожал дотла сжечь монастырь и подвергнуть иноков пыткам. Настоятель с братией отслужили всенощную, молясь о заступлении перед иконой Богородицы Прусиотиссы. Не успели они окончить молитву, как у Томарициса, находившегося неподалеку, началась лихорадка, он задыхался от нападения злого духа. Его солдаты закричали по-турецки: «Аллах, Аллах, это святое место не хочет покоряться,» — и отпустили тех баранов, которых до того забрали из монастырского стада, чтобы заколоть и съесть, а сами отправились восвояси. После этого случая люди Али Паши больше никогда не беспокоили насельников монастыря.

Парализованный мальчик Кимон Делигианнис вспоминал, что когда ему было около четырех или пяти лет, его парализовало, и родители носили его по врачам, но все без толку, ребенок угасал на глазах. Бабушка молилась за него перед иконой Богородицы «Прусиотисса». Вся семья после пятнадцатидневного поста отправилась в монастырь вместе с мальчиком. Настоятель соборовал его и помазал его тело маслом от лампады, горевшей перед этой чудотворной иконой.

Семье дали комнату для ночлега в одной из келий на верхнем этаже. Когда стемнело, в здании напротив загорелась одна из келий. Родители и тетка больного мальчика, стоя у окна, смотрели, как она горит. И тут ‘ ребенок поднялся и прошел 1 через всю комнату к окну, чтобы тоже посмотреть на пожар. Родители пришли в изумление и всю ночь благодарили Пресвятую Богородицу. Утром они привели Кимона к игумену, и тот отслужил над ним благодарственный молебен. \

Девятая Дивизия 1947 год был трудным для жителей этих мест. Сразу после II , Мировой войны, после немецкой и итальянской оккупации, ‘ разразилась гражданская война, и маленькие деревеньки, потерявшие много людей, больше не в силах были поддерживать свое существование. Война подступала все ближе, и жители Кар-пенисиона оставили свои жилища и стали беженцами. Монастырь был частично сожжен, и поскольку содержать его было не на что, братия покинула его, забрав с собой чудотворную икону Божией Матери. Горы опустели, в Прусосе не осталось ни души.

В 1949 году здесь проходила походным порядком Девятая Дивизия армии Греции. Некоторые полки шли через Прусос, и 1 солдаты вместе со своими офицерами остановились посмот- -реть монастырь. Они были македонцами и не знали его истории, но, увидев обгоревшую церковь и кельи, поняли, что это j святое место. Они вошли в храм, чтобы помолиться, и там в глубине пещеры обнаружили лампадку, светящуюся, как драгоценный камень, перед иконостасом. Перед лампадкой на коленях стояла Монахиня. У них не укладывалось в голове, как Она может жить в таком заброшенном месте, где невозможно было достать пропитание и масло для лампады. Они спросили, как Она тут живет, и Она ответила кротко и ласково: «Я здесь живу, ребятки. Я тут уже два года Одна. Мне ни хлеб, ни другая еда не нужна, довольно того, что лампадка у Меня горит». Уставшие солдаты и офицеры еще какое-то время постояли там, а потом продолжили свой путь в Нафпактос.

Однако потом на привалах обсуждали увиденное в Прусосе — развалины, загадочную Женщину, Ее странные слова… Дойдя до мест, где жили люди, солдаты начали расспрашивать их о той разрушенной церкви, и им рассказали, что это был монастырь Богородицы Прусиотиссы, принадлежащий епархии Нафпактоса. Проходя Нафпактос, они решили зайти к Митрополиту и попросить его объяснить увиденное ими. Митрополит впоследствии вспоминал: «Я рассказал им историю иконы Прусиотисса, которая уже два года находилась здесь, в Нафпактосе, в храме святого Дионисия, куда они могли пойти и помолиться перед ней. Что же касается монастыря, я сказал им, что монастырь там раньше был, но только мужской, и никакая монахиня там никогда не жила. Они пошли в часовню, где висела икона, и, взглянув на нее, пришли в ужас — изображение на иконе было один в один похоже на ту Монахиню, Которую они видели в Прусосе. Им стало ясно, что они встретились с Самой Царицей Небесной. Они упали на колени, благодаря Матерь Божию за то, что сподобила их стать свидетелями Своего попечения о заброшенной святыне».

В последующие десятилетия икону возвратили в пещерный храм. Монастырь в честь Успения Богородицы был восстановлен. Сейчас там живут иноки, и ежегодно монастырь посещают тысячи паломников.

Праздник иконы Богородицы «Прусиотисса» отмечают 23 августа.

Как добраться:
От Афин и Ламии (Lamia) до Карпенисиона (Karpenissi) несколько раз в день ходят автобусы (от Афин ехать четыре-пять часов, около 270 км., причем немалая часть пути проходит по извилистым горным дорогам). От автовокзала в Карпенисионе (он расположен на главной дороге, от площади наверх) три раза в день отходит автобус до Прусоса. К тому же, в Карпенисионе можно без труда взять такси до монастыря.

Источник: Сайт www.molitva.gr [2011]

Статья опубликована участником [tol] 2014-01-16, последний раз редактировалась участником [tol] 2014-01-16. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Прусиотисса (Пирсиотисса)'.