Перивлепта
  Икона Пресвятой Богородицы Перивлепта |
Чтимая икона Богоматери находилась в константинопольском монастыре Перивлептос («Прекрасных видов»), расположенного на пути к Золотым воротам неподалеку от Студийского монастыря. Монастырь был основан императором Романом Аргиром (1034 год), возобновлен в 1261 – 1282 годах. Обитель владела многими известными христианскими реликвиями, в XIV веке ее посещали русские паломники, один из них дьяк Александр, побывавший между 1391 и 1397 годами (вероятно, около 1395 года). Он единственный из всех паломников сообщает, что в монастыре Перивлептос (помимо мощей многих святых) "есть икона святей Богородици, что поколол жидовин в шахматной игре, и изошла кров, и ныне знати кров". Раненная иудеем икона находилась также в Софийском соборе Константинополя, она была чтимой святыней столицы. Возможно, икона из монастыря Перивлептос имела какое-то отношение к святыне из Софийского собора, но более обоснованным считается мнение, что это были две разные иконы.
Святыня константинопольского монастыря Перивлептос утрачена. Но благодаря иконе Богоматери Перивлепты, происходящей из охридского монастыря с тем же названием – Перивлептос (церковь освящена в 1295 году) – можно составить представление об иконографии святыни. Охридскую икону Богоматери с надписью "Перивлепта" Н. П. Кондаков считал "получившей свое имя от известного в летописях византийской столицы монастыря". В конце XIII – XIV веке, в константинопольском монастыре Перивлептос, вероятно, имелись списки с местночтимого образа, на которых кровоточащая рана уже не изображалась. Охридская икона Богоматери Перивлепты начала XIV века могла быть прямым списком либо самого чтимого образа (но без изображения кровоточащей раны), либо копией одного из тех списков, на которых рана не показана.
Изображение Божией Матери поясное, относится к иконографическому типу Одигитрии. Богоматерь изображена почти фронтально, с чуть склоненной к Младенцу Христу головой, Ее взгляд обращен на молящихся. На левой руке Богоматерь держит Младенца, правая рука обращена к Сыну. Христос представлен сидящим вполоборота к Богоматери. Его правая рука благословляет, в левой – свернутый свиток. Ноги Младенца заложены одна за другую.
Важное место среди Богородичных икон, восходящих к святыне константинопольского монастыря Перивлептос, занимает небольшая икона XIV века из собрания музея-заповедника "Московский Кремль". Другой чтимый список – византийская икона последней четверти XIV века из Сергиево-Посадского музея-заповедника. К этой иконографии относится также Богоматерь Одигитрия (около 1397 года, собрание Третьяковской галереи) – моленный образ преподобного Кирилла Белозерского, по преданию принесенная из московского Симонова монастыря, в отличие от описанных икон она является работой русского (московского) художника конца XIV века и повторяет не саму царьградскую святыню или ее список из константинопольского монастыря Перивлептос.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. 2. Кат. № 90. С. 316–317. Илл. 111.
2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915.
3. Щенникова Л. А. Царьградская святыня "Богоматерь Одигитрия" и ее почитание в Московской Руси // Искусство Византии и Древней Руси. К 100-летию со дня рождения А. Н. Грабаря.
4. Гусева Э. К. О ранних изображениях Одигитрии в искусстве Древней Руси // Русское искусство XI – XIII веков: Сб. статей. М., 1986.
5. Пименова М. М. Византийская икона "Богоматерь Перивлепта" конца XIV в. // Древнерусское и народное искусство: Сообщения Загорского музея-заповедника. М., 1990. С. 17–27.
6. Византия. Балканы. Русь: Иконы конца XIII – первой половины XV века. Кат. № 56. С. 232–233.
7. Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.
8. Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки "Богоматери Портаитиссы" и проблемы подобия в иконописи // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.
9. Антонова В. И. Иконографический тип Перивлепты и русские иконы Богоматери в XIV веке // Из истории русского и западноевропейского искусства: Материалы и исследования. М., 1960. С. 104–116.
10. Смирнова Э.С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988. Кат. № 57. С. 269.
11. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. Кат. № 66. С. 152–153.
Источник: Сайт www.iconrussia.ru
Статья опубликована участником [tol] 2014-01-17, последний раз редактировалась участником [tol] 2014-01-17. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Перивлепта'.