Пряжевская икона Пресвятой Богородицы на Слободской Украине
  Икона Пресвятой Богородицы Пряжевская (Горнальская) |
В XVII-XVIII ст. происходит активное заселение земель Слободской Украины. Заселение практически пустующих земель Слобожанщины осуществлялось представителями всех украинских регионов, а также выходцами из Московского царства. Этническое разнообразие населения Слободской Украины отразилось и в ее топонимике. Так возникла целая группа населенных пунктов, названия которых дублируют названия городов и сел, откуда происходили переселенцы. На Слобожанщине возникли г. Тростянец, г. Золочев, с. Ольшаны и др. Переселяясь на новое место, переселенцы привозили с собой и иконы. Со временем обстоятельства перемещения многих икон на Слобожанщину забывались, оставались лишь названия. К таким иконам, судя по названию Волынского происхождения, относится Пряжевская (Горнальская) икона Пресвятой Богородицы, которая и ныне имеет почитание в северной части Слободской Украины, что сейчас соответствует границам Сумской области и южной части Курской обл. (земли Сумского Слободского полка, отошедшие к Российской Федерации).
О Пряжевской (Горнальской) иконе имеется мало сведений. Эта икона и ее списки никогда не попадали в поле зрения исследователей. До 1917 г. об иконе писали, как правило, в Курской губернии, на территории которой находится монастырь. Среди работ, в которых приведены история и описание иконы, следует упомянуть работу А. И. Терлецкого "Исторические заметки о городе Судже и его уезде", изданную в 1894 г., (где икона именуется как Пряжовская) [8], и монастырское издание 1912 г. "Белогорская-Николаевская пустынь и ее святыни" [1]. Большие справочники, посвященные Богородичным иконам, издаваемые до революции, обходят Пряжевскую (Горнальскую) икону молчанием [3, 5]. В советское время икона была утрачена. После распада Советского Союза и нового обретения иконы в 1996 г. в церковных изданиях Курской и Сумской епархий снова появилась информация о Пряжевской иконе, правда также историко-описательного характера [11].
История Пряжевской (Горнальской) иконы связана со Свято-Николаевским Белогорским Горнальским монастырем. Этот монастырь был основан в 1672 г недалеко от г. Мирополье (Сумской полк). Основали его монахи Феодосий (ставший настоятелем), Лаврентий, Кесарий, Памва и старец Никодим. Эти пятеро монахов были прежде насельниками Дивногорского монастыря, расположенного на территории Острогожского Слободского казачьего полка (ныне часть Воронежской обл. Российской Федерации). Частые набеги крымских татар вынудили о. Феодосия с братиею покинуть Дивногорскую обитель и поселиться в 1671 г. на Девичьем городище, неподалеку от г. Мирополье (Сумского Слободского полка), основавши монастырь, на что вскоре получили патриаршее благословение. Вновь образованный монастырь был построен на средства Сумского полковника А. Г. Кондратьева. Монастырь был деревянный, обнесенный стеной с башнями, с колокольней, кельями и двумя храмами, освященными во имя св. Николая Чудотворца и Преображения Господня [8].
В 1764 г., когда были утверждены штаты монастырей и большинство монашеских обителей Слободской Украины были закрыты, Свято-Николаевский монастырь продолжал существовать до 1788 г. [8].
Обретение Пряжевской (Горнальской) иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1792 г., вскоре после закрытия монастыря. Иконописцу Ивану Белому приснился сон, что за иконостасом, уцелевшего после закрытия монастыря Преображенского храма, находится спрятанная икона Богородицы, которую следует оттуда извлечь и поновить, не прикасаясь к ликам Богородицы и Богомладенца. Проснувшись и рассказав свой сон приходскому священнику, Иван Белый действительно обнаружил за иконостасом спрятанную икону и выполнил ее поновление. Причем после поновления иконы Иван Белый исцелился от болезни, которой долгое время болел [1]. Обретенная икона послужила и дальнейшему восстановлению обители в 1863 г. [1].
Пряжевская (Горнальская) икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем в иконографическом типе Одигитрия-Перевлепта. Младенец изображен строго в анфас, правой рукой благословляет, левой опирается на державу, которая лежит у Него на колене. Облачен Богомладенец в темноохристый гимантий и белый хитон без клава. Богородица облачена в пурпурный гимантий и синюю тунику, на Ее запястьях поручи, украшенные жемчугами. Правой рукой Богородица указывает на Спасителя. Голова Богородицы наклонена к Богомладенцу. На иконе изображен драгоценный иконный убор [7], который состоит из венцов, очелья, цаты, и вотивов, в виде круглых медальонов и нитей жемчуга. Венцы Богородицы и Младенца золотые, имеют декор, имитирующий жемчуга, а также цветные камни овальной, четырехугольной и шестиугольной формы. Очелье Богородицы имеет аналогичный декор. Границы венца и очелья четко не выявлены. Цата (гривна) имеет сердцевидную форму. Ее декор близок декору венцов и очелья. Границы цаты определяются рядом жемчужин. На мафории Богородицы изображены вотивные украшения, в виде семи рядов нитей жемчуга, трех рядов круглых медальонов и крупной крестообразной привеской с квадратным синим камнем. Несмотря на документальную скрупулезность, с которой иконописец изображает иконный убор, он не перекрывает рядом вотивов правую руку Богородицы и державу в руках Спасителя. Таким образом, иконный приклад изображен под рукой Богородицы и под державой, которую держит Младенец. Вверху иконы надпись "И Слово плоть бысть".
В процессе исследования, в первую очередь, внимание было обращено на название иконы. Действительно, в с. Пряжев Житомирской области находилась чудотворная икона Богородицы, но совершенно иного иконографического типа. В конце ХIХ - начале ХХ в. Е. Поселянин [5], а затем и С. Снессорева [3] публиковали изображение и историю Пряжевской иконы, находящуюся в с. Пряжев. В 2002 г. историю той же Пряжевской иконы описал и В. Рожко в своей работе "Чудотворные иконы Волыни и Полесья" [6], ссылаясь на дореволюционные источники. В 2004 г. в издании "Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие" [9], так же была опубликована информация о Пряжевской (из с. Пряжев) иконе, являясь, пожалуй, наиболее полным описанием из всех вышеперечисленных. Согласно этим публикациям время явления Пряжевской иконы относится к концу XVII - нач. XVIII в. [3, 4, 5, 8]. Изображение Пряжевской (из с. Пряжев) иконы, представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богородицы, прильнув к Ней щекой. Правой рукой благословляет, левую руку вложил в правую руку Богородицы [3, 5, 9]. Если Пряжевская (Горнальская) икона относится к иконографическому типу Одигитрия, то Пряжевская икона (в с. Пряжев) относится к иконографическому типу Елеуса. Соответственно Горнальская икона по своей иконографии не восходит к чтимой Пряжевской иконе из с. Пряжева Житомирской области.
Затем внимание было обращено на списки Пряжевской (Горнальской) иконы и на близкие к ней изображения. Был обнаружен только один точный список середины XIX ст. в Троицком соборе г. Суджа (Курская обл. РФ).
Из близких по иконографии икон, была выявлена группа изображений Богородицы Лоретская конца XVIII в. Это две иконы из частных коллекций г. Харькова, две иконы из Пархомовского историко-художественного музея (ПИХМ Ж-120), икона из Чугуевского художественно-мемориального музея (ЧХММ) им. И. Е. Репина.
На иконе из ПИХМ в нижней части иконы картуш, в котором помещена надпись: "Изображение чудотворныя Богоматерныя иконы Лоретския", а на одном из списков, находящихся в частном собрании г. Харькова сохранились фрагменты текста такого содержания: "Изображение чудотворныя иконы Лоретския … лета 1799 …". Под картушем, в отдельном клейме помещен образ "Спаса недреманное око".
Выявленные Слобожанские Лоретские иконы, в отличие от Пряжевской иконы, не имеют изображения правой руки Богородицы и державы у Младенца. Характер вотивных украшений, изображенных на Лоретских иконах так же отличен. На Пряжевской иконе изображено три ряда медальонов, а на Лоретской два. Причем вотивы на Пряжевской позолочены, а на списках выписаны цветом. Это эмалевые медальоны, с изображением в средней части на зеленых фонах вензелей, зубчатых корон, лествицы, геральдических брусов, портретов коронованных особ, двуглавого орла, равноконечных крестов разных форм. По краю медальонов располагаются тексты, выполненные латинскими литерами. Иной характер имеют и прочие иконные привески. В центре нижнего ряда медальонов помещен крест (латинской формы) с распятием, по сторонам от него помещено еще два креста аналогичной формы. Над центральным крестом и к краям от боковых крестов располагаются золотые привески сложной формы, украшенные крупными камнями. Цата, контуры которой явно обозначены на Пряжевской иконе, на Лоретских иконах сливается с очельем и венцом в единый элемент оклада. По иному решены одежды Младенца. Если на Пряжевской иконе Младенец облачен в белую рубаху, то на всех Лоретских иконах одеяние Спаса Эммануила сливается с облачением Богородицы, и явно не обозначено. На плечах Спаса надето оплечье (возможно стилизованная цата) с изображением двух рядов эмалевых медальонов, изображения на которых в общих чертах повторяют изображения на вотивных привесках образа Богородицы.
Сравнение Пряжевской (Горнальской) и Лоретских икон Богородицы, несмотря на различия, убеждает, что эти изображения восходят к одному протографу - Лоретскому образу Богородицы.
Чудотворный образ Богоматери, именуемый Лоретский, представляет скульптурное изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из кедрового дерева, по преданию евангелистом Лукой [10]. У Младенца правая рука благословляет, в левой - держава. На голове Богоматери жемчужный венец, волосы распущены.
По преданию Западной церкви Дом Богоматери был перенесен ангелами из Назарета в Италию и явился 10 мая 1291 г. в местечке Рауница в Далмации. Там, в каменной сводчатой нише, и был обретен Чудотворный образ Богоматери, получивший позже название Лоретский. 10 декабря 1294 г. Дом переместился из Далмации и появился в провинции Анкона около города Реканати, а позже в 1295г. Дом обрели недалеко от города Лорето. До 1507 г. это чудо не было признано даже Римскими папами. До конца XVI в. о нем ничего не было известно и на востоке [10].
Предание о переносе дома Богородицы ангелами имеет вполне историческое основание. Камни Назаретского дома Богородицы были действительно перевезены в указанный год в Далмацию семьей Ангелов, деспотов Эпира. В 1294 святые камни стали одним из свадебных подарков Никифора Ангела своей дочери Тамаре, в связи с ее бракосочетанием с Неаполитанским принцем Филиппом ІІ Анжуйским. Со временем в Италии греческая династия Ангелов стала ассоциироваться с Ангелами Божими, отчего предание о доме Богородицы приобрело мистический оттенок [4, С. 58].
Скульптура Богородицы была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями [10]. Поверх скульптуры одевался красный далматик украшенный вотивами [4, C. 59].
В православной традиции изображения Богоматери Лоретской встречаются редко. В Московии Лоретские иконы именовались "Образ Пресвятой Богородицы Прибавление Ума", и известны с XVI ст., когда послы Василия ІІІ, посетив Дом Богородицы в Лорето, принесли западное предание об Лоретском образе в Москву [4, C. 59]. С XVII в. известны московские иконы с изображением Лоретской скульптуры.
Московские иконы Богородицы "Прибавление Ума", как правило, ростовые. На них показана ниша, где помещена скульптура, завернутая в далматик. Богородица стоит на Херувиме, что символизирует перенос образа из Палестины в Италию, вокруг нее изображены ангелы со свечами, которые перешли в Московскую иконографию из итальянских гравюр с изображением Лоретской святыни [4].
Слобожанские иконы, воспроизводящие Лоретский образ, отличны и от скульптурного оригинала и от московских его воспроизведений. Если Пряжевская (Горнальская) икона наиболее близка классической Одигитрии с более достоверной передачей канонических облачений Богородицы и Младенца, то Лоретские (Слобожанские) иконы ближе, к завернутому в далматик, скульптурному изображению Богородицы. Причем все выявленные Слобожанские Лоретские образы показывают поясное изображение Богородицы, и не изображают ее в полный рост на фоне ниши, как было принято в Московской традиции. Намеком на нишу может служить лишь темный фон икон. Кроме того, в Слобожанской традиции Лоретский образ Богородицы не именовался "Прибавление ума". На двух из пяти обнаруженных иконах в картуше, в нижней части сохранилась надпись, которая гласит, что перед нами Лоретский образ Богородицы.
Поскольку современный вид Пряжевской (Горнальской) иконы, кроме ликов, является поновлением конца XVIII в. иконописца Ивана Белого, то мы соответственно не знаем ее первоначального вида. Возможно, существенные отличия в декоре и изображение руки Богородицы являются привнесением поновителя. Подобные вопросы могут быть разрешены только комплексными исследованиями красочного слоя иконы. Однако, бесспорно, остается тот факт, что образ Младенца на Пряжевской иконе близок Лорецкой скульптуре. Аналогично положение головы, небольшая темная держава, жест правой руки.
Если списки Лоретской иконы были распространены в центральной и северных частях Харьковской губернии, о чем свидетельствуют не только выявленные иконы, но и сообщение Е. Поселянина [5], то Пряжевская (Горнальская) икона получила распространение в своих списках преимущественно в районе г. Суджа Курской области, где она находится и сейчас.
Сопоставляя названия Горнальского образа и аналогов можно предположить, что перед нами изображение Лоретской скульптуры, которое попало на Слобожанщину через с. Пряжев, либо было перевезено из с. Пряжева, что сохранилось в названии иконы. Данный материал расширяет представление о культурных и церковных связях Слобожанщины и Волыни, а так же об иконографических источниках почитаемых Слобожанских икон.
Выводы.
Иконография Пряжевской (Горнальской) иконы Пресвятой Богородицы до настоящего времени не попадала в поле зрения исследователей. Обнаруженные аналоги иконы конца XVIII в. позволяют сделать вывод, что ее иконографическим источником является Лоретский образ Богородицы, почитаемый в Западной церкви, и привезенный в Слободскую Украину из с. Пряжев Житомирской области. На Слобожанщине Лоретский образ приобрел вполне самостоятельные черты, что позволило сформироваться вполне самостоятельному Слобожанскому иконографическому варианту, который получил особое распространение в конце XVIII ст.
Библиография.
Белогорская-Николаевская пустынь и ея святыни. - Курск: Епархиальная типография, 1912. - 23с.
Бобров. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - С. 217. - (Малая история культуры).
Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон /Сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001. - С. 201.
Лукьянов Е. Образ Пресвятой Богородицы "Прибавление ума" // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, № 9 сентябрь 2003 г. - М.: 2003. - С.56-63.
Поселянин Е. Богоматерь: описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Т 2. - Краматорск: Тираж-51, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2006. - С 351.
Рожко В. Чудотворні ікони Волині і Полісся. - Луцьк: Медіа, 2002. - С. 124.
Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с.
Терлецкий А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - С. 91 - 99.
Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие. В трех частях. Ч. I. - К.: СПГУ, 2004. - С. 58 - 61.
Чудотворный образ: иконы Богоматери в Третьяковской галерее /авторы-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. - М.: Радуница, 2001. - С. 64 - 65.
Шульженко Н. Н. Святыни Сумской епархии // Православна Сумщина № 3 (33) жовтень 2002 р. - Суми: Сумское епархиальное управление, 2002. - С. 26 - 27.
Источник: Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XV міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 25-26. 09. 2008 р. - Луцьк: Волинський краєзнав [2014-09-30]
Статья опубликована участником [tol] 2014-09-30, последний раз редактировалась участником [tol] 2014-09-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Пряжевская (Горнальская)'.