Житие святого блаженного Иоанна Тульского
  Иоанн Тульский, блж. |
В начале ХХ века имя тульского блаженного Христа ради Иоанна Котельникова приобретает известность благодаря вышедшим одновременно в 1912 г. небольшой книге священника Сергия Архангельского «Юродивый старец Иван Степанович Котельников» и книге И.М. Сурикова «Блаженный Иоанн Христа ради юродивый». Написаны они с благоговейной любовью к святому и в наше время их содержание послужило основой для написания жития и составления акафиста.
Родился Иван Степанович Котельников 23 сентября 1773 г. в богатой купеческой семье. Какое-то время сам занимался торговлей. Предполагается, что юродствовать его благословила старица Евфросиния Колюпановская, когда ему было 17 лет. После подвига молитв, поста, терпения холода, насмешек от людей и других лишений, отказавшись от своей воли, он приобрел полное смирение перед Богом и в награду получил от Него дар прозорливости и чудотворения. Так начался его путь служения людям.
Следы земного пребывания блаженного Иоанна Котельникова в Туле зафиксированы в документах Государственного архива Тульской области. В фонде историка–краеведа, археолога, собирателя и хранителя древностей Н.И. Троицкого сохранилось три документа с воспоминаниями современников. Сведения в одном из них – «Сказания о блаженном старце…», перекликаются с работами Сурикова и Архангельского, поэтому из него мы используем только отдельные цитаты, а два других документа публикуем полностью (в квадратные скобки помещаем слова, дополняющие содержание документов).
Документ N 1. О посещении блаженным семьи титулярного советника Николая Молчанова. 1838 г.
«1838 г. июля 1 посетил меня Иван Степанович [Котельников]. Вдруг вошел в залу. Неожиданный гость всех сконфузил. Говорил много, часто непонятно. На Степана Федоровича Глаголева как будто сердился. На столе был травник. На предложение: не угодно ли выкушать? – Дай [ответил]. Но [сделал вид] будто пил, [а сам] все пролил и капли в рот не попало. Прошелся до гостиной. Кругом его обсели мои девочки Маша, большая Паша, меньшая Паша, Наденька, Оленька и Елизавета Петровна Хлебникова. Все чтой-то говорил. Но кроме слов, обращаемых как будто к Елизавете Петровне – непонятно. Прошел в кабинет. Глядел много на портрет моей Прасковьи Александровны и детские, т.е. Катерины Григорьевны Коридоровой нынешней Рылеевой и Елены Григорьевны, нынешней Крыловой. Необыкновенное внимание его на портреты чтой-то необыкновенное предвещает. Много говорил - плакал горько – и у меня исторгнул слезы. Впрочем, в продолжение всего часового посещения раза три принимался плакать; выкушал немного квасу. Прасковья Александровна сама подала, я и это за счастье поставляю.
Я его и уважаю и боюсь. Он необыкновенный человек. Вышел и на пороге калитки посидел. Ребятишки обсыпали [окружили его], меня увлекли к Степану Федоровичу, и он отошел и долго сидел на камушке. Когда сидел на пороге, смотря на город, плакал, и я воображал плач Иеремии. Храни Боже, да не сбудется предчувствие. Когда пошел с камушка, встре[ти]лся какой-то неизвестный человек. Он его перекрестил и тот поцеловал у него, Ивана Степановича, ручку.
Иван Степанович из тульских купцов. Лет сорок в юродивом положении. Зимою и летом вся одежда – рубашка и порты; ни морозы, ни зной его не безпокоят; и ночи зимние на папертях у церквей ночует. Теперь, полагаю, ему лет 60. Волосы на голове и бороде светло-русые. Борода окладистая, глаза светло-серые, на голове, т.е. на макушке, значительная плюшинка. Когда, сидя на пороге калитки, плакал, я стал сзади. Праск[овья] Алекс[андровна] позвала меня к Степану Федоровичу и весьма тихо. Он вдруг обернулся и так на обоих проницательно и такими светлыми глазами объял, что как будто никогда не плакал и сим именно потряс душу. Тем более я содрогнулся, что когда он плакал – у него глаза делаются красными, а здесь как будто никаких слез не испускал и я подобно его светлых глаз, в сие время сделавшихся, не видывал. Словом, я остаюсь при своем мнении, что сей Иоанн есть святой человек. Да сподобит его Бог таковым!!!!!!»
Далее в документе сделана приписка «…Посещение его было ко мне [и] в 1835 г. и я не знаю от того ли, что оно предвозвестило, но я оставил службу в Думе того года и вскоре после посещения. Теперь из слез его и особенного внимания на портреты я ожидаю необыкновенного чего-нибудь, и твердо решился, ожидая с упованием на Бога, – все к лучшему; даже думаю, счастливыми будут [сироты] Катенька и Еленушка. Что со мною [будет] и как будут жить означенные любимые мной девочки? Предаю [их] в волю Божию. Они все сироты. А Бог защитник сирот. Елизавете Петровне Иван Степанович своим манером обещает богатство. С сего числа начинаю перебираться, чтобы людскую сделать под хоромами. Что будет, Бог знает, но записал все к сведению, что случится из посещения сего великого человека. Аминь. Т[итуляр]н[ый] со[ветник] Николай Молчанов» (1).
Документ N 2. О портрете И.С. Котельникова, написанном монахиней Тульского Успенского женского монастыря. Составлен он неизвестным автором с подстрочным примечанием и датирован 1916 г.
«Портрет И.С. Котельникова.
И. Котельников часто бывал в женском монастыре, молился здесь, иногда ночевал. Особенным вниманием и почитанием он [далее текст не разборчив] …одной монахине: та, уважая подвиги юродивого, пожелала нарисовать с него портрет, но Ив[ан] С[тепанови]ч не желал этого и уклонялся. Однако просьба монахини, наконец, была удовлетворена: Ив[ан] С[тепанови]ч согласился и портрет был исполнен сестрами монастыря с натуры красками на картоне. Пред самой смертью монахиня передала этот портрет монастырскому священнику Соболеву(?), у которого была племянница Софья, жившая и воспитывавшаяся в приюте для духовных девиц, который был при монастыре. Умирая, священник Соболев передал портрет этот своей племяннице, вышедшей замуж за священника Ивана Васильевича Минорского, в последующем соборного протоиерея в г. Венев. Доживши до глубокой старости, перед смертью матушка Минорская* передала портрет своей родной племяннице жене священника Миловидовой**, которая*** по убеждению моей сестры Ал. Ив. Остроумовой передала его (за 15 рублей) в Палату Древностей – в настоящем 1916-м году.
--------------------------------------------------
*Софья Селиверстовна Минорская
**Александре Дмитриевне Миловидовой
***По просьбе своей тетки Минорской и моей сестры» (2).
Документ N 3. Сказание о блаженном старце Иване Степановиче Котельникове Христа ради юродивом. 1911 г.
«… блаженный заболел, а 12 января 1849 года в 9-м часу вечера скончался. Тело его стояло четыре дня в доме Котельниковых, где он жил, а на пятый день его уже хоронили. Отпевание тела совершал Преосвященный Дамаскин Епископ Тульский и Белевский, в Николочасовенском храме, в оном же храме его и могила. Котельниковы были прихожане к Воздвиженской церкви…
…В Тульском Успенском женском монастыре находятся современницы Ивана Степановича Котельникова, которые и теперь находятся в живых: …Схимонахиня Сира [в мире Мария Ефремовна Струкова] рассказывала, что она слышала от старших монахинь и других лиц и помнит это хорошо, когда Иван Степанович умер, а он умер в доме Котельниковых, то Преосвященный Дамаскин очень затруднялся мыслию, где хоронить блаженного, которого он очень уважал, на Всехсвятском кладбище или в Николочасовенском храме. А в то время храм этот был небольшой и вот Владыка Преосвященный Дамаскин видел знаменательный сон, что внутри Николочасовенской церкви у левой стены копают землю. Так Просвященный Дамаскин принял этот сон за указание, почему и решил похоронить Ивана Степановича в церкви. Сей час же сделал распоряжение, чтоб могилу приготовить в Николочасовенской церкви на левой стороне, где и похоронили его…» (3).
Год смерти в документе указан не верно, так как списан с надгробной плиты на могиле И.С. Котельникова. Об этом сообщает в своей книге священник С. Архангельский, который писал свою работу не только на основании рассказов очевидцев «лиц авторитетных, лично знавших его [блаженного Иоанна]» (4), но и на основании записей в метрических книгах Крестовоздвиженской церкви. Автор называет дату смерти – 1850 г.(5).
В Госархиве Тульской области сохранилась метрическая книга Крестовоздвиженской церкви г. Тулы за 1850 г., где в разделе об умерших в январе месяце под N 1 записан «Тульский купец Иван Степанович Котельников», умер – 12 января «от престарелости» в возрасте 74 лет (запись обычно делалась со слов родственников), похоронен – 15 января. В графе «Кто исповедовал и приобщал» записан приходский священник Василий Глаголев. В графе «Кто совершил погребение и где погребены» названы имена священника Василия Глаголева, диакона Николая Кутепова, дьячка Петра Маккавеева и пономаря Ивана Карсунского(6).
Местом погребения в документе названо – Всехсвятское кладбище, а не Николочасовенская церковь. Известно, что запись в метрической книге после совершения требы делал или сам священник или кто-либо из причта. За случайные ошибки следовало взыскание, поэтому они допускались чрезвычайно редко. Хоронили очень известного в Туле прихожанина Крестовоздвиженской церкви. Что произошло в данном случае – в настоящее время у нас нет документальных подтверждений. Можно предположить, что эта запись была сделана преждевременно. В последний момент по срочному распоряжению Владыки Дамаскина вместо Всехсвятского кладбища тело блаженного торжественно перенесли из дома в Николочасовенскую церковь. Тому подтверждение – вышеописанный рассказ схимонахини Сиры.
В 30-годы ХХ века Николочасовенская церковь была снесена, а святого перезахоронили на Всехсвятском кладбище. Так мистически подтвердилась запись в метрической книге за 1850 г.
Известный тульский Старец, схиархимандрит Христофор, очень почитал блаженного Иоанна Тульского и посылал на его могилку своих духовных чад еще до прославления на архиерейском Соборе Русской Православной Церкви и причисления к лику местночтимых святых в 1988 г. По словам монахини Иоанны, автора статьи «Старец Христофор»: «Однажды Блаженный явился о. Христофору во сне и сказал, что пора его канонизировать, пора открывать мощи. Пораженный этим явлением, схиархимандрит Христофор поехал к Владыке Серапиону. Митрополит отнесся с полной серьезностью и благоговением к сообщенному о. Христофором явлению. Как истинный сын Церкви, в которой основной закон, – послушание, он не стал ничего предпринимать самовластно, но отправился в Москву, к Патриарху. Святейший дал благословение открыть могилу Иоанна Котельникова» (7). 3 августа 1990 г. в парадных облачениях вокруг могилы собралось духовенство Всехсвятского кафедрального Собора и с чтением Псалтыря и благоговейным пением батюшек состоялось открытие святых мощей.
До января 2007 г. мощи Иоанна Тульского находились во Всехсвятском Соборе. После возвращения Успенского Собора бывшего Успенского женского монастыря Православной Церкви и перемещения, хранившихся здесь с 1922 г. документов Государственного архива Тульской области в другое здание, рака с мощами установлена с левой стороны алтаря на первом этаже этого храма. Ведь в монастыре так любил бывать и молиться святой при жизни! В советские времена именно здесь находились документы с безценными записями о его телесном пребывании в Туле – это и фонд Троицкого, и метрические книги, и ревизские сказки. А нетленное, духовное богатство блаженного хранилось в «сокровищнице у Бога», вот почему, по словам святогорского старца Паисия: «Смиренные и незаметные воины Христовы умнее всех в мире…» (8).
Дни памяти святого блаженного Иоанна Тульского – 3 августа – обретение мощей в 1990 г. и - 25 января (12 января по ст. стилю 1850 г.) –день ухода из земной жизни.
Источник: Сайт pokrov.volkovichi.ru [2015-01-24]
Статья опубликована участником [otcgnd] 2015-01-24, последний раз редактировалась участником [tol] 2015-01-24. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Иоанн Тульский, блж.'.