Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Полное житие мученицы Иулиании Никомидийской

Икона Иулиания Никомидийская, мц.
Эта страничка относится к разделу

s   Иулиания Никомидийская, мц.


В цар­ство­ва­ние нече­сти­вых ца­рей рим­ских: на во­сто­ке – Дио­кли­ти­а­на и на за­па­де Мак­си­ми­а­на, в ви­зан­тий­ском го­ро­де Ни­ко­ми­дии[1] гос­под­ство­ва­ло идо­ло­слу­же­ние. В это вре­мя там жил один бо­га­тый и знат­ный че­ло­век, по име­ни Аф­ри­кан, весь­ма при­вер­жен­ный язы­че­ско­му нече­стию; у него бы­ла дочь, по име­ни Иули­а­ния. Ко­гда Иули­а­ния на­ча­ла при­хо­дить в воз­раст и цве­сти кра­со­тою, и в то же вре­мя про­яв­лять ум и доб­ро­нра­вие, один из цар­ских са­нов­ни­ков, по име­ни Елев­сий, пре­ду­пре­ждая дру­гих же­ни­хов, за­ра­нее об­ру­чил­ся с нею, со­вер­ше­ние же бра­ка бы­ло от­ло­же­но до со­вер­шен­но­ле­тия. Меж­ду тем, Иули­а­ния, услы­шав еван­гель­скую про­по­ведь о Хри­сте, уве­ро­ва­ла в Него и ста­ла тай­ной хри­сти­ан­кой. При ви­де неба, зем­ли, мо­ря, ог­ня она ис­ка­ла То­го, Кто со­здал все это, и от со­зда­ния на­учи­лась по­зна­вать Со­зда­те­ля, как го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел: «неви­ди­мое Его, веч­ная си­ла Его и Бо­же­ство, от со­зда­ния ми­ра чрез рас­смат­ри­ва­ние тво­ре­ний ви­ди­мы» (Рим.1:20). И раз­мыш­ля­ла она в ду­ше сво­ей: «Един есть ис­тин­ный Бог, ко­то­ро­му долж­но по­кло­нять­ся! Без­душ­ные же идо­лы – не бо­ги, но жи­ли­ща бе­сов». С этих пор она ста­ла усерд­но пре­да­вать­ся мо­лит­ве и чте­нию бо­же­ствен­ных книг, по­уча­ясь в за­коне Гос­под­нем день и ночь – тай­но от от­ца сво­е­го, ко­то­рый, как рев­ност­ный языч­ник, был дру­гом бе­сов и вра­гом хри­сти­ан. Мать же Иули­а­нии, хо­тя то­же бы­ла языч­ни­ца, но не от­вер­га­ла и хри­сти­ан­ской ве­ры. Впро­чем, осо­бен­но она не за­бо­ти­лась ни о той, ни о дру­гой ве­ре, – ни идо­лам не слу­жи­ла усерд­но, ни Хри­ста не по­чи­та­ла, и по­то­му не об­ра­ща­ла вни­ма­ния на то, ка­кой ве­ры дер­жит­ся ее дочь. Итак, при нера­де­нии ма­те­ри бла­жен­ная Иули­а­ния лег­ко мог­ла скрыть от от­ца свою ве­ру во Хри­ста и упраж­нять­ся в мо­лит­ве и чте­нии Бо­же­ствен­ных Пи­са­ний. Ис­пол­нен­ная в серд­це сво­ем люб­ви к Бо­гу и утвер­жден­ная в бла­го­че­стии, она по­мыш­ля­ла, как бы ей от­ка­зать­ся от то­го, с кем она бы­ла об­ру­че­на, и из­бег­нуть бра­ка с нече­сти­вым, дев­ство свое со­блю­сти неру­ши­мым от идо­ло­по­клон­ни­ка и те­ло со­хра­нить чи­стым от слу­ги бе­сов­ско­го.

По­се­му, ко­гда ста­ло при­бли­жать­ся вре­мя бра­ка, Иули­а­ния по­сла­ла к сво­е­му же­ни­ху Елев­сию ска­зать:

– Не го­товь­ся на­прас­но к бра­ку, да бу­дет те­бе из­вест­но, что я не со­гла­ша­юсь ид­ти за те­бя за­муж, ес­ли ты не сде­ла­ешь­ся епар­хом стра­ны этой.

Так по­сту­пи­ла свя­тая в уве­рен­но­сти, что Елев­сию невоз­мож­но до­стиг­нуть это­го са­на, и та­ким об­ра­зом ду­ма­ла из­бег­нуть бра­ка с ним. Но Елев­сий, пле­нен­ный лю­бо­вью к ней, на­чал тща­тель­но до­мо­гать­ся са­на епар­ха, – то по­сред­ством уси­лен­ных просьб, то по­сред­ством бо­га­тых да­ров, то через силь­ных хо­да­та­ев, – умо­ляя ца­ря по­чтить его тем са­ном. И по про­ше­ствии мно­го­го вре­ме­ни, ис­тра­тив мно­го име­ния, он, хо­тя и с тру­дом, при по­мо­щи бе­са, до­стиг­нул же­ла­е­мо­го, ибо диа­вол, же­лая по­ме­шать доб­ро­му на­ме­ре­нию свя­той де­вы, по­мог Елев­сию. Сде­лав­шись епар­хом, он тот­час по­слал к сво­ей неве­сте ска­зать:

– Ра­дуй­ся, Иули­а­ния, что име­ешь ме­ня же­ни­хом, удо­сто­ен­ным сла­вы, ибо я – епарх! Итак, го­товь­ся к бра­ку.

Иули­а­ния, ви­дя, что по­сред­ством вы­мыш­лен­но­го пред­ло­га она не из­бег­ла се­тей Елев­сия, яв­но от­кры­ла то, что дол­го скры­ва­ла в серд­це сво­ем, и через по­слан­ных от­ве­ча­ла ему так:

– Хо­ро­шо, что ты удо­сто­ен епар­ше­ства; но ес­ли не по­кло­нишь­ся Бо­гу мо­е­му и не бу­дешь слу­жить Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, Ко­то­ро­му я слу­жу, то ищи се­бе для бра­ка дру­гую, ты мне неуго­ден, ибо я не же­лаю иметь му­жем то­го, кто не ис­по­ве­ду­ет еди­ную со мной ве­ру.

Услы­шав это, Елев­сий уди­вил­ся пе­ре­мене в сво­ей неве­сте и силь­но раз­гне­вал­ся. При­звав от­ца ее Аф­ри­ка­на, он стал спра­ши­вать его:

– По­че­му дочь твоя и от бо­гов на­ших от­ка­зы­ва­ет­ся, и мною гну­ша­ет­ся?

При этом Елев­сий со­об­щил Аф­ри­ка­ну обо всех сло­вах ее, пе­ре­дан­ных через по­слов.

Услы­шав об этом, Аф­ри­кан был в недо­уме­нии, удив­ля­ясь та­ко­му неожи­дан­но­му об­сто­я­тель­ству, и не ме­нее епар­ха силь­но раз­гне­вал­ся на Иули­а­нию, так как и сам был рев­ност­ным по­чи­та­те­лем сво­их сквер­ных бо­гов. Воз­вра­тив­шись до­мой, он сна­ча­ла крот­ко и оте­че­ски на­чал спра­ши­вать дочь свою:

– Ска­жи мне, дочь воз­люб­лен­ная и слад­кий свет очей мо­их, по­че­му ты от­вра­ща­ешь­ся от бра­ка и от­ка­зы­ва­ешь в ру­ке епар­ху?

Иули­а­ния, не же­лая да­же слы­шать об этом, от­ве­ча­ла:

– Пе­ре­стань, отец! Ибо кля­нусь на­деж­дою мо­ею – Гос­по­дом мо­им Иису­сом Хри­стом, что Елев­сий не всту­пит со мной в брак, ес­ли сна­ча­ла не при­мет ве­ры мо­ей, ибо что за брак – те­лом быть со­еди­нен­ны­ми, ду­хом же раз­де­лен­ны­ми, и враж­до­вать друг про­тив дру­га?

То­гда отец Иули­а­нии, вне се­бя от гне­ва, вос­клик­нул:

– Безум­ству­ешь ты, ока­ян­ная, или лю­бишь му­че­ния?

– Му­че­ния за Хри­ста я люб­лю, – от­ве­ча­ла свя­тая де­ва.

– Кля­нусь ве­ли­ки­ми бо­га­ми – Апол­ло­ном и Ар­те­ми­дою[2], – вос­клик­нул Аф­ри­кан, – что зве­рям и псам от­дам я те­ло твое на съе­де­ние.

Свя­тая от­ве­ча­ла:

– Так за­чем же мед­лишь! Пусть при­дут псы, пусть при­дут зве­ри, и пусть бу­дет для ме­ня – ес­ли это воз­мож­но – вме­сто од­ной мно­го смер­тей, ибо я бу­ду ра­до­вать­ся, несколь­ко раз уми­рая за Хри­ста и по­лу­чая от Него каж­дый раз воз­да­я­ние.

То­гда отец, же­лая скло­нить ее хит­ро­стью к сво­е­му же­ла­нию, оста­вил гнев и лас­ко­во на­чал бе­се­до­вать с нею, про­ся и уго­ва­ри­вая ее не ослу­шать­ся его. Она же, ис­пол­нен­ная доб­ро­го упо­ва­ния, воз­ра­жа­ла и без­бо­яз­нен­но го­во­ри­ла:

– Неуже­ли и ты по­до­бен глу­хим бо­гам сво­им, ибо име­ешь уши и не слы­шишь? Не ска­за­ла ли я те­бе с клят­вою, что не мо­жет быть у ме­ня об­ще­ния с Елев­си­ем, ес­ли сна­ча­ла он не со­гла­сит­ся по­кло­нить­ся Хри­сту мо­е­му?

Услы­шав это, отец за­пер ее в ком­на­те. За­тем сно­ва вы­вел ее от­ту­да и доб­ры­ми и лас­ко­вы­ми сло­ва­ми со сле­за­ми на­чал скло­нять свя­тую к по­чи­та­нию бо­гов и к люб­ви к Елев­сию. Но му­же­ствен­ная де­ва сно­ва вос­клик­ну­ла:

– Не при­не­су жерт­вы бо­гам, не по­кло­нюсь ис­ту­ка­нам, не по­люб­лю нече­сти­во­го Елев­сия! Хри­сту Еди­но­му по­кло­ня­юсь, Хри­ста по­чи­таю, Хри­ста люб­лю!

То­гда отец, раз­гне­вав­шись, схва­тил Иули­а­нию и на­чал бить без по­ща­ды: бро­сив на зем­лю, вла­чил ее за во­ло­сы, топ­тал но­га­ми, – не как ро­ди­тель, но как му­чи­тель, ни­сколь­ко не яв­ляя ро­ди­тель­ской жа­ло­сти и в сво­ей лю­той яро­сти и неудер­жи­мом гне­ве за­быв есте­ствен­ную лю­бовь к до­че­ри. И бил он ее до тех пор, по­ка сам не устал, так что бла­жен­ная де­ва ед­ва оста­лась жи­ва. По­сле это­го он ото­слал ее к ее же­ни­ху – епар­ху Елев­сию, чтобы он де­лал с нею, что хо­чет. Тот же, бу­дучи пре­зи­ра­ем ею, ис­пол­нен был про­тив нее ве­ли­кой яро­сти: ды­ша гне­вом и скре­же­ща на нее зу­ба­ми, он счи­тал ве­ли­ким для се­бя бес­че­сти­ем, что она возг­ну­ша­лась им и от­верг­ла лю­бовь его. По­се­му он очень об­ра­до­вал­ся, что она бы­ла от­да­на в ру­ки его и что он по­лу­чил власть над нею. И вот он за­ду­мал су­дить ее пуб­лич­но (ибо был епарх), буд­то бы за непо­чи­та­ние бо­гов, а на са­мом де­ле со­вер­шая мще­ние за ее пре­зре­ние к нему. Вос­сев на су­дей­ском ме­сте, он по­ве­лел при­ве­сти к до­про­су агни­цу Хри­сто­ву.

Ко­гда свя­тая де­ва Иули­а­ния пред­ста­ла на суд пе­ред сво­им же­ни­хом Елев­си­ем и, как за­ря, вос­си­я­ла кра­со­тою ли­ца сво­е­го, то все об­ра­ти­ли на нее свои взо­ры, удив­ля­ясь кра­со­те ли­ца ее. Елев­сий, лишь толь­ко взгля­нул на нее, тот­час смяг­чил­ся, и гнев его об­ра­тил­ся в лю­бовь. Сна­ча­ла он не мог ска­зать ей ни од­но­го же­сто­ко­го сло­ва, но на­чал мир­но и лас­ко­во бе­се­до­вать, бу­дучи охва­чен же­ла­ни­ем об­ла­дать де­ви­цею. Он ска­зал ей:

– По­верь мне, пре­крас­ней­шая де­ви­ца, что ес­ли ты из­бе­решь ме­ня сво­им му­жем, то бу­дешь осво­бож­де­на от всех ожи­да­ю­щих те­бя тяж­ких мук, хо­тя бы да­же и не со­гла­си­лась при­не­сти жерт­вы бо­гам. Я не бу­ду те­бя при­нуж­дать к се­му, – толь­ко со­гла­сись на брак со мною.

На это неве­ста Хри­сто­ва от­ве­ча­ла:

– Ни­ка­кое сло­во, ни му­ка, ни са­мая смерть не за­ста­вят ме­ня со­еди­нить­ся бра­ком с то­бою преж­де, чем ты не сде­ла­ешь­ся хри­сти­а­ни­ном и не при­мешь Свя­то­го Кре­ще­ния.

– И это я сде­лал бы, воз­люб­лен­ная, – от­ве­чал Елев­сий, – ес­ли бы не бо­ял­ся цар­ско­го гне­ва: ибо ко­гда царь узна­ет об этом, то ли­шит ме­ня не толь­ко се­го вы­со­ко­го са­на, но вме­сте с ним и са­мой жиз­ни.

Свя­тая ска­за­ла:

– Ес­ли ты так бо­ишь­ся сво­е­го ца­ря – смерт­но­го, вре­мен­но­го, име­ю­ще­го власть толь­ко над те­лом, а не над ду­шою, то как я мо­гу не бо­ять­ся Ца­ря Бес­смерт­но­го, име­ю­ще­го власть над все­ми ца­ря­ми и вла­ды­че­ству­ю­ще­го над вся­ким ды­ха­ни­ем и над ду­шою, и как мо­гу со­еди­нить­ся су­пру­же­ским со­ю­зом со вра­гом Его?! Ес­ли бы кто из тво­их ра­бов всту­пил в друж­бу со вра­гом тво­им, при­ят­но ли это бы­ло бы для те­бя и не раз­гне­вал­ся ли бы ты за это на ра­ба сво­е­го? Итак, не об­ма­ны­вай­ся, не пу­сто­словь, на­де­ясь убе­дить ме­ня. Ес­ли хо­чешь, об­ра­тись и ты к Бо­гу мо­е­му, ес­ли не сде­ла­ешь это­го, то убей ме­ня, брось в огонь, по­крой ра­на­ми, пре­дай зве­рям и под­верг­ни ка­ким угод­но му­кам, но я не по­слу­ша­юсь те­бя, ибо ты про­ти­вен мне, су­пру­же­ство с то­бою для ме­ня все рав­но, что друж­ба с бе­са­ми, и брак с то­бою – то же, что гроб смер­дя­щий, по­ло­жен­ный пе­ред гла­за­ми мо­и­ми.

Услы­шав это, Елев­сий вос­пла­ме­нил­ся гне­вом и из­ме­нил­ся в ли­це сво­ем, ибо та­ко­ва нечи­стая лю­бовь, ко­гда ее пре­зи­ра­ют и гну­ша­ют­ся ею. Он по­ве­лел об­на­жить Иули­а­нию и кре­сто­об­раз­но рас­тя­нуть, при­вя­зав ве­рев­ка­ми за ру­ки и за но­ги, и за­тем же­сто­ко бить су­хи­ми жи­ла­ми и пру­тья­ми. И бы­ла свя­тая би­чу­е­ма ше­стью во­и­на­ми – дол­гое вре­мя, по­ка не уста­ли са­ми му­чи­те­ли. Она же, хо­тя и бы­ла по есте­ству – со­суд немощ­ный, му­же­ствен­но пре­тер­пе­ва­ла му­че­ния.

При­ка­зав во­и­нам пре­кра­тить би­че­ва­ние, епарх ска­зал Иули­а­нии:

– Это, Иули­а­ния, толь­ко на­ча­ло тво­их му­че­ний, несрав­нен­но же боль­шие ожи­да­ют те­бя, ес­ли ты не при­не­сешь жерт­вы ве­ли­кой Ар­те­ми­де.

Но му­че­ни­ца, же­лая луч­ше пе­ре­но­сить му­че­ния, чем слу­шать Елев­сия, все еще на­де­яв­ше­го­ся скло­нить ее к ис­пол­не­нию его во­ли, от­ве­ча­ла:

– О, по­ис­ти­не ты бе­зу­мен и без­рас­су­ден! По­че­му ты еще не му­ча­ешь ме­ня? Че­го еще ждешь? Я бо­лее го­то­ва тер­петь му­че­ния, чем ты го­тов му­чить ме­ня.

То­гда свя­тая бы­ла по­ве­ше­на за во­ло­сы и ви­се­ла так нема­лую часть дня, так что ко­жа на го­ло­ве ее от­ста­ла от те­ла, ли­цо вспух­ло и бро­ви от­тя­ну­лись вверх. Елев­сий же, имея, по люб­ви к ней, еще неко­то­рую на­деж­ду, лас­ко­во убеж­дал ее по­ща­дить се­бя. Ко­гда лас­ко­вые сло­ва его и прось­бы не возы­ме­ли ни­ка­ко­го успе­ха, он еще бо­лее раз­гне­вал­ся и по­ве­лел силь­но рас­ка­лен­ным же­ле­зом опа­лять бо­ка ее и под­жи­гать дру­гие ча­сти те­ла, за­тем, свя­зав ру­ки ее и прон­зив ост­рым же­ле­зом бед­ро ее, еле жи­вую вверг­нул ее в тем­ни­цу.

На­хо­дясь в тем­ни­це, свя­тая Иули­а­ния ле­жа­ла, по­вер­жен­ная на зем­ле, и взы­ва­ла к Бо­гу:

– Гос­по­ди Бо­же мой, все­мо­гу­щий, непо­бе­ди­мый в си­ле и креп­кий в де­лах! Оты­ми от ме­ня скор­би сии и от по­стиг­нув­ших ме­ня бо­лез­ней из­ба­ви, как из­ба­вил Да­ни­и­ла от львов, Фек­лу – от ог­ня и зве­рей! Отец мой и мать моя оста­ви­ли ме­ня, – Ты же, Гос­по­ди, не от­сту­пи от ме­ня, но, как неко­гда со­хра­нил из­ра­иль­тян, про­шед­ших через мо­ре, и по­то­пил их вра­гов, так и ме­ня ныне со­хра­ни. Вос­став­ше­го же про­тив ме­ня Елев­сия, а с ним и са­та­ну, ко­то­рый ста­ра­ет­ся вос­пре­пят­ство­вать мне в спа­се­нии, со­кру­ши, о непо­бе­ди­мый Царь!

Ко­гда Иули­а­ния так мо­ли­лась Бо­гу и мо­лит­ва бы­ла еще на устах ее, неви­ди­мый враг – диа­вол, пре­об­ра­зив­шись во об­раз свет­ло­го Ан­ге­ла, ви­ди­мым об­ра­зом явил­ся к ней и ска­зал:

– Вот, Иули­а­ния, ты тер­пишь тяж­кие му­ки, а еще бо­лее тяж­кие и во­ис­ти­ну нестер­пи­мые при­го­то­вил для те­бя Елев­сий. Ко­гда ты бу­дешь вы­ве­де­на из тем­ни­цы, тот­час при­не­си жерт­ву бо­гам, ибо не смо­жешь бо­лее пе­ре­но­сить силь­ной лю­то­сти мук.

Свя­тая спро­си­ла:

– Кто ты?

Диа­вол от­ве­чал:

– Я – Ан­гел, и по­ели­ку Бог мно­го за­бо­тит­ся о те­бе, то по­слал ме­ня к те­бе, ибо Он же­лал, чтобы ты по­слу­ша­лась епар­ха и от мно­гих му­че­ний не по­гиб­ло бы те­ло твое. Гос­подь ми­ло­серд и про­стит те­бе это ра­ди немо­щи из­му­чен­ной пло­ти тво­ей.

Услы­шав это, му­че­ни­ца уди­ви­лась и сму­ти­лась, ибо ви­де­ла, что явив­ший­ся – с ви­ду Ан­гел, а по ре­чам – враг. По­се­му, вздох­нув из глу­би­ны серд­ца, со сле­за­ми на гла­зах ска­за­ла:

– Гос­подь мой, Со­зда­тель все­лен­ной, Ко­то­ро­го Еди­но­го хва­лят Небес­ные Си­лы и тре­пе­щет мно­же­ство бе­сов! Не пре­зри ме­ня, страж­ду­щую ра­ди Те­бя, дабы враг мой не сме­шал ко­гда-ли­бо сла­дость с го­ре­чью и не по­дал мне. По­ве­дай мне, кто тот, ко­то­рый го­во­рил мне та­кие сло­ва? Кто тот, ко­то­рый на­зы­ва­ет се­бя ра­бом Тво­им?

Так взы­ва­ла свя­тая и тот­час же бы­ла услы­ша­на, ибо с неба раз­дал­ся го­лос:

– Дер­зай, Иули­а­ния! Я – с то­бою! С при­шед­шим же к те­бе де­лай, что хо­чешь: Я даю над ним те­бе власть и си­лу, – и от него са­мо­го узнай, кто он и за­чем при­шел к те­бе.

Вслед за этим про­изо­шло сле­ду­ю­щее чу­до: тот­час раз­ре­ши­лись око­вы и спа­ло же­ле­зо с ее бе­дер, и то­гда свя­тая вста­ла с зем­ли здо­ро­вою и креп­кою те­лом, а диа­вол, удер­жи­ва­е­мый си­лою Бо­жи­ей, сто­ял и не мог бе­жать, бу­дучи свя­зан неви­ди­мы­ми уза­ми. Свя­тая му­че­ни­ца схва­ти­ла его, как ра­ба неклю­чи­мо­го, и, как буд­то до­пра­ши­вая на су­де, ста­ла спра­ши­вать, кто он, от­ку­да и кем по­слан. Диа­вол же, хо­тя и ис­пол­нен был лжи, од­на­ко, бу­дучи при­нуж­ден му­ча­щею его си­лою Со­зда­те­ля, на­чал – хо­тя и про­тив во­ли – го­во­рить ис­ти­ну.

– Я, – ска­зал он, – диа­вол, один из пер­вых кня­зей тьмы, и по­слан от­цом мо­им са­та­ною ис­ку­сить и обо­льстить те­бя, ибо мы ве­ли­кую при­ня­ли му­ку от мо­литв тво­их и от тво­е­го де­ви­че­ско­го це­ло­муд­рия и му­же­ствен­но­го тер­пе­ния. Я – тот, ко­то­рый неко­гда по­со­ве­то­вал в раю Еве пре­сту­пить на по­ги­бель за­по­ведь Бо­жию. Я вну­шил Ка­и­ну убить бра­та сво­е­го Аве­ля. Я на­учил На­ву­хо­до­но­со­ра по­ста­вить на по­ле Де­и­ре зо­ло­то­го ис­ту­ка­на. Я пре­льстил иуде­ев по­кло­нять­ся идо­лам. Я пре­муд­ро­го Со­ло­мо­на сде­лал безум­ным, воз­бу­див в нем страсть к же­нам. Я Иро­ду вну­шил из­би­е­ние мла­ден­цев, а Иуде – пре­дать Учи­те­ля и са­мо­му уда­вить­ся. Я по­двиг ев­ре­ев по­бить кам­ня­ми Сте­фа­на, по­двиг­нул Неро­на – рас­пять вниз го­ло­вою Пет­ра и усечь ме­чом Пав­ла.

Услы­шав это, свя­тая Иули­а­ния со­тво­ри­ла но­вое чу­до, ибо дру­гие по­ло­жи­ла на него узы и ра­ны (кро­ме неви­ди­мых, ко­то­ры­ми диа­вол был свя­зан Бо­гом), так как, свя­зав, ста­ла бить его. И что уди­ви­тель­но – бес­плот­но­го и неве­ще­ствен­но­го ду­ха свя­тая мог­ла свя­зать ве­ще­ствен­ны­ми уза­ми и бить! Ибо си­ла Бо­жия, удер­жи­ва­ю­щая его не да­ю­щи­ми воз­мож­но­сти бе­жать уза­ми и на­ка­зы­ва­ю­щая, хо­тя неви­ди­мо, но дей­стви­тель­ною бо­лью, от­да­ла его во власть воз­люб­лен­ной неве­сте Сво­ей. И тер­пел бес боль от рук де­ви­цы, как от рук Бо­жи­их, ибо вме­сте с ве­ще­ствен­ным би­че­ва­ни­ем бес по­лу­чал и неве­ще­ствен­ную язву – ту, от ко­то­рой во­ис­ти­ну по­лу­ча­ет му­че­ние раб бе­сов­ский.

– Увы мне, – вос­кли­цал он, – что мне те­перь де­лать и как убе­жать?! Мно­гих пре­льстил я и под­верг­нул бед­стви­ям, а те­перь сам пре­льщен и впал в бе­ду. Мно­гих под­верг­нул я ра­нам, а ныне сам свя­зан де­ви­че­ски­ми ру­ка­ми и уязв­ля­юсь ими. Мно­гих по­ра­бо­тил се­бе, а ныне са­мо­го ме­ня дер­жат, как плен­ни­ка и ра­ба. О, отец мой – са­та­на! За­чем ты по­слал ме­ня сю­да? Неуже­ли не знал, что ни­че­го нет силь­нее дев­ства и креп­че мо­литв му­че­ни­че­ских?

Так свя­тая Иули­а­ния всю ночь му­чи­ла бе­са, а по­ут­ру епарх по­ве­лел, ес­ли она жи­ва, вы­ве­сти ее из тем­ни­цы. Свя­тая, идя, влек­ла за со­бою и диа­во­ла и бро­си­ла его в по­пав­шу­ю­ся на до­ро­ге ку­чу гря­зи. За­тем она пред­ста­ла пе­ред Елев­си­ем, оза­ря­е­мая преж­нею кра­со­тою и бла­го­об­ра­зи­ем ли­ца и здо­ро­вая всем те­лом, как буд­то бы ни­ко­гда не ис­пы­ты­ва­ла ни­ка­кой му­ки. Уди­вив­шись, му­чи­тель ска­зал ей:

– Ска­жи мне, Иули­а­ния, ко­гда и ка­ким об­ра­зом ты на­учи­лась та­ко­му волх­во­ва­нию? И ка­ким ис­кус­ством ты так ско­ро ис­це­ли­лась от ран, так что да­же и сле­да от них на те­бе не най­дешь?

Свя­тая от­ве­ча­ла:

– Ни с ка­ким ис­кус­ством вол­шеб­ства я незна­ко­ма, но ме­ня ис­це­ли­ла неиз­ре­чен­ная и все­мо­гу­щая си­ла Бо­жия, ко­то­рая не толь­ко те­бя, но и от­ца тво­е­го – са­та­ну усты­ди­ла, а ме­ня со­де­ла­ла го­раз­до силь­нее обо­их вас. И ты, и гос­по­дин твой – диа­вол у ме­ня под но­га­ми, ибо я свя­за­ла вла­ды­ку тво­е­го, ко­то­ро­му ты ра­бо­та­ешь, и му­че­ния твои сде­ла­ла как бы не быв­ши­ми. Так Хри­стос мой уни­что­жил здесь ва­шу си­лу, а там – те­бе, от­цу тво­е­му и слу­гам ва­шим уго­то­вал огонь веч­ный и страш­ный тар­тар, тьму кро­меш­ную и на­пол­нен­ное чер­вя­ми неусы­па­ю­щи­ми ме­сто, ко­то­рое ты вско­ре и по­лу­чишь.

То­гда му­чи­тель, услы­шав из уст свя­той об огне веч­ном, тот­час по­ве­лел при­го­то­вить ве­ли­кий огонь вре­мен­ный, и бы­ла силь­но разо­жже­на печь и бро­ше­на ту­да свя­тая. Она же, стоя невре­ди­мо в пла­ме­ни ог­нен­ном, мо­ли­лась там к Гос­по­ду и ис­пу­сти­ла из очей сво­их сле­зы, – и вдруг эти ма­лые сле­зы ста­ли как бы дву­мя ве­ли­ки­ми ис­точ­ни­ка­ми и уга­си­ли весь огонь.

Весь на­род ни­ко­ми­дий­ский весь­ма был по­ра­жен этим чу­дом, и уве­ро­ва­ло во Хри­ста му­жей око­ло пя­ти­сот, а жен – сто трид­цать. Все они как бы еди­ны­ми уста­ми вос­клик­ну­ли:

– Един есть Бог, Един – Тот, Ко­то­ро­го про­слав­ля­ет му­че­ни­ца Иули­а­ния, и мы ве­ру­ем в Него, а от язы­че­ско­го идо­ло­по­клон­ства от­ка­зы­ва­ем­ся. Мы – хри­сти­ане! Да при­дет на нас меч, да при­дет огонь, да при­дет ка­кая-ни­будь са­мая лю­тая смерть, – мы го­то­вы вме­сте с Иули­а­ни­ею уме­реть за Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га!

Ко­гда они так вос­кли­ца­ли во все­услы­ша­ние, епарх немед­лен­но по­ве­лел при­ве­сти во­ору­жен­ных во­и­нов и, от­де­лив всех уве­ро­вав­ших от со­брав­ше­го­ся на зре­ли­ще на­ро­да, усечь ме­чом, что и бы­ло ис­пол­не­но. А они все с ра­до­стью пре­кло­ня­ли под меч го­ло­вы свои и умер­ли за Хри­ста, при­ни­мая Кре­ще­ние в соб­ствен­ной кро­ви сво­ей. По­сле се­го му­чи­тель, ды­ша неукро­ти­мою яро­стью, по­ве­лел раз­деть свя­тую и бро­сить в силь­но ки­пя­щий ко­тел и дол­го ва­рить, как бы некую пи­щу. Но ко­тел этот был для свя­той как бы теп­лой ба­ней по­сле тру­дов, ибо ни­сколь­ко не вре­дил ее те­лу, а толь­ко омы­вал, как бы в ку­пе­ли, ибо к ней со­шел Ан­гел Гос­по­день и со­хра­нил ее невре­ди­мою. Огонь же из пе­чи устре­мил­ся на сто­яв­ших око­ло и сде­лал то, что неко­гда с пе­чью ва­ви­лон­скою, – всех, ко­го до­стиг, сжег. По­сле то­го ко­тел лоп­нул, и му­че­ни­ца вы­шла из него невре­ди­мою. На­род с удив­ле­ни­ем окру­жил ее, как бы вы­со­кую баш­ню, ибо дей­стви­тель­но свя­тая ста­ла вы­ше всех ро­стом.

Ви­дя все это, му­чи­тель недо­уме­вал, что бы ему еще пред­при­нять, так как все му­че­ния его не до­стиг­ли це­ли. Счи­тая се­бя осме­ян­ным и по­срам­лен­ным де­ви­цею, он на­чал рвать на се­бе во­ло­сы, ца­ра­пать ли­цо, рвать на се­бе одеж­ды и от силь­но­го гне­ва про­из­но­сить мно­гие хуль­ные и по­нос­ные сло­ва на сво­их бо­гов, – что, слу­жа им, он не мог по­бе­дить од­ну де­ви­цу. За­тем он осу­дил свя­тую му­че­ни­цу Иули­а­нию на усе­че­ние ме­чом.

Диа­вол же, ко­то­рый был свя­зан свя­тою в тем­ни­це, сно­ва явил­ся и, стоя вда­ли (ибо еще бо­ял­ся свя­той му­че­ни­цы и пом­нил об уда­рах, на­не­сен­ных ею) ви­ди­мым об­ра­зом – в ви­де че­ло­ве­ка, – ра­до­вал­ся ее осуж­де­нию на смерть и то­ро­пил во­и­нов по­ско­рее взять и пре­дать ее смер­ти. Ко­гда свя­тая де­ва гроз­ным оком взгля­ну­ла на него, он тот­час за­тре­пе­тал и вос­клик­нул:

– Ох, го­ре мне! Хо­чет ме­ня сия неми­ло­сти­вая де­ва сно­ва схва­тить сво­и­ми ру­ка­ми!

И, вос­клик­нув это вслух всех, диа­вол ис­чез.

Во­и­ны, взяв му­че­ни­цу, по­ве­ли ее на усе­че­ние, и шла свя­тая в ра­до­сти и ве­се­лии, как буд­то на брак, спе­ша к брач­но­му чер­то­гу. Со­вер­шив мо­лит­ву, она пре­кло­ни­ла под меч свя­тую гла­ву свою и бы­ла усе­че­на ме­чом. Так она со­че­та­лась с сво­им воз­люб­лен­ным Же­ни­хом – Хри­стом Гос­по­дом, за Ко­то­ро­го с ра­до­стью по­стра­да­ла[3].

Неко­то­рая рим­лян­ка, по име­ни Со­фия, быв­шая в то вре­мя по ка­ко­му-то сво­е­му де­лу в Ни­ко­ми­дии и воз­вра­щав­ша­я­ся на­зад – в Рим, – взя­ла с со­бой те­ло му­че­ни­цы Хри­сто­вой Иули­а­нии. При­не­ся его в свой дом, она впо­след­ствии по­стро­и­ла бла­го­леп­ную, до­стой­ную та­ко­вой му­че­ни­цы, цер­ковь во имя Иули­а­нии и с че­стью по­ло­жи­ла в ней свя­тые мо­щи ее.

Елев­сия же вско­ре по­стиг­ла казнь Бо­жия: ко­гда он плыл по мо­рю, под­ня­лась бу­ря, раз­би­ла ко­рабль, и все быв­шие в ко­раб­ле по­то­ну­ли. Сам же Елев­сий, – на боль­шую для се­бя бе­ду и му­че­ние, – спас­ся от по­топ­ле­ния и при­плыл на неко­то­роый ост­ров, где и был рас­тер­зан пса­ми.

Так с по­зо­ром по­гиб нече­сти­вый, по­лу­чив до­стой­ное воз­мез­дие по де­лам сво­им – за уби­е­ние невин­ной и свя­той де­вы Иули­а­нии.

Та­ко­вы бы­ли му­че­ни­че­ский по­двиг неве­сты Хри­сто­вой Иули­а­нии и стра­даль­че­ская кон­чи­на ее.

Об­ру­че­на она бы­ла Елев­сию на де­вя­том го­ду от рож­де­ния сво­е­го, на во­сем­на­дца­том же го­ду кро­вью сво­ею со­че­та­лась с Же­ни­хом Бес­смерт­ным, по­ло­жив за Него ду­шу свою и ныне ве­се­лит­ся в небес­ном чер­то­ге со Хри­стом Гос­по­дом, от вся­ко­го со­зда­ния сла­ви­мым в бес­ко­неч­ные ве­ки. Аминь.

При­ме­ча­ния

[1] О Ни­ко­ми­дии см. на с. 954, прим. 7.

[2] Апол­лон – один из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых древни­ми гре­ка­ми и рим­ля­на­ми язы­че­ских бо­гов, счи­тав­ший­ся бо­гом солн­ца и ум­ствен­но­го про­све­ще­ния, а так­же об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка, охра­ни­те­лем за­ко­на и бо­же­ством про­ри­ца­ния бу­ду­ще­го. Ар­те­ми­да – ина­че Ди­а­на – из­вест­ная язы­че­ская бо­ги­ня у гре­ков, оли­це­тво­ря­ла со­бою лу­ну и счи­та­лась по­кро­ви­тель­ни­цею ле­сов и охо­ты. Слу­же­ние этой бо­гине от­прав­ля­лось с боль­шим ве­ли­ко­ле­пи­ем и блес­ком.

[3] Св. Иули­а­ния де­ви­ца и с нею 500 му­жей и 130 жен по­стра­да­ли в 304 г.

Источник: Сайт azbyka.ru

Статья опубликована участником [Olga74] 2016-02-06, последний раз редактировалась участником [tol] 2016-02-08. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Иулиания Никомидийская, мц.'.