Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Преподобномученик Сергий (Крестников)

Икона Сергий (Крестников), прмч.
Эта страничка относится к разделу

s   Сергий (Крестников), прмч.


Преподобномученик Сергий (в миру Сергей Александрович Крестников) родился 1 июля 1893 года в городе Москве в семье рабочего. Окончил церковно-приходскую школу. Вся жизнь будущего мученика прошла под особым покровительством его небесного заступника – преподобного Сергия Радонежского.

В 1905 году, когда Сергею исполнилось двенадцать лет, он был принят в хор московского Покровского монастыря и оставался певчим этого хора до 1915 года. Вероятнее всего, что Сергей был воспитанником монастырского училища для мальчиков на 30 человек, располагавшегося за оградой обители. Оно было открыто при настоятеле архимандрите Сергии в 1893 году, когда Святейший Синод «по случаю исполнившагося 500-летия блаженныя кончины преподобного Сергия Игумена Радонежского Чудотворца», предложил основать при монастырях церковно-приходские школы[1].

Обучение проходило в восьми классах, возраст учеников был от 14 до 23 лет. Мальчики обучались церковному чтению и пению, пели в хоре на монастырских богослужениях; монахи и приглашенные учителя преподавали им различные науки, следили за дисциплиной. В монастыре было даже такое послушание – «дядька в училище», которое исполняли в основном молодые монахи[2].

После выпуска из училища по достижении совершеннолетия (т.е. 21 года) Сергей в течение двух лет пел в московских храмах.

В 1918 году, окончательно определившись в выборе жизненного пути, поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру.

Ночью 3 ноября 1919 года все храмы и келии Лавры были опечатаны, а братию выселили в Гефсиманский скит. В скиту послушник Сергий оставался до 1922 года, а затем стал регентом и псаломщиком Пятницкой церкви, расположенной в непосредственной близости от стен древней русской обители.

После закрытия церкви, в мае 1928 года, послушник Сергий перешел в храм Всех святых на Кокуевском кладбище, где вскоре был погребен преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)[3]. Старец Алексий при жизни был известным духовником, к нему на исповедь не раз ездили настоятель, архимандрит Вениамин (Милов), и братия Покровской обители. После блаженной кончины старца Алексия в сентябре 1928 года к месту погребения стекались многочисленные паломники, прося помощи и заступничества. Послушник Сергий стал ухаживать за его могилой.

Кроме того, Сергий пел в церковном хоре и нес послушание сторожа. Впоследствии он был избран председателем церковного совета храма. Как и многие из братии перед закрытием обители, поддерживал духовную связь с последним наместником Лавры, архимандритом Кронидом (Любимовым), который с 1929 года проживал неподалеку от Кокуевского кладбища.

21 октября 1935 года послушник Сергий вместе с духовенством храма Всех святых — архимандритом Маврикием (Полетаевым) и игуменом Максимилианом (Марченко), а также старостой храма Василием Кондратьевым был арестован Загорским райотделом НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

На первом допросе следователь расспрашивал о знакомых, с которыми послушник Сергий поддерживает связь.

- Скажите, какие беседы на квартире проводил игумен Марченко? – спросил следователь.

- Игумен Максимилиан часто на квартире проводил беседы на религиозно-духовные темы…

- Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц проводили антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о войне и якобы скорой гибели советской власти. Что вы можете сказать по этому вопросу? – спросил следователь на следующем допросе.

- О войне и гибели советской власти я ничего никому не говорил. В отношении религиозных вопросов я говорил, что советская власть ведет борьбу с религией, закрывает церкви, ни за что высылая духовенство, не давая им возможности жить… Священников сейчас всячески притесняют, лишая права голоса, а раньше им жилось гораздо лучше.

- С какой целью вы распространяли ложные слухи об «исцелительности» могилы старца Алексия?

- Я этого не говорил.

- Как вы реагировали на закрытие церквей?

- Советская власть закрывает церкви без согласия верующих и делает это неправильно, а также ни за что высылает духовенство, лишая его нормальной жизни.

- В чем вы выражали недовольство советской властью окружающим вам лицам?

- Я советской властью недоволен тем, что она насильно без согласия верующих закрывает церкви, ни за что высылает духовенство и верующих.

- Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

- Я настроен антисоветски, потому что советская власть организовала гонение на религию, высылает ни за что верующих и духовенство, без согласия верующих закрывает церкви.

Следователем для дачи свидетельских показаний по так называемому «делу духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием» были вызваны благочинный Загорского округа протоиерей Дмитрий Баянов, священники Виталий Лукашевич, Михаил Поздеев, Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили арестованных, а вместе с ними и послушника Сергия (Крестникова), подписав лжесвидетельства против них.

Некоторые обвиняемые и свидетели показали, будто Сергий Крестников говорил, что церковнослужителей замучили налогами, что советская власть «поставила своей задачей ликвидировать все православные церкви в России». Следователь спросил послушника Сергия, какие беседы велись среди монашествующих, на что получил ответ, что в беседах затрагивались религиозные темы. Некоторые считают, что уже наступили времена антихриста и по этой причине усиливаются гонения и преследования за религиозные убеждения. Но он, сказал послушник, считает иначе — что все переживают сейчас время преддверия прихода антихриста.

В этом следственном деле Сергея Александровича Крестникова иногда называют "монахом-попом", однако был ли он действительно в постриге, неизвестно.

Один из лжесвидетелей, в частности, говорил: «Крестников является организатором богослужений монастырского характера, стремился к выполнению монастырского церковного устава и служению акафистов, также старался укрепить монастырский распорядок в общине».

5 января 1936 года следствие было окончено. Послушника Сергия обвинили в том, что он будто бы «являлся участником контрреволюционной группировки, среди окружающих распространял контрреволюционные ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, распускал провокационные слухи о якобы имевших место случаях исцеления на могиле старца преподобного Алексия, похороненного на Кокуевском кладбище, организовывал служение панихид для паломников-почитателей старца, читал и распространял контрреволюционную антисемитскую литературу[4]».

8 января 1936 года Особое совещание при НКВД приговорило послушника Сергия к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. В феврале этапом послушник Сергий был направлен в город Чибью Коми АССР в распоряжение начальника управления Ухтпечлага НКВД.

В лагере послушник Сергий исполнял обязанности дневального. Он оказался в заключении в то время, когда поднялась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, не миновавшая и тех, кто уже находился в лагерях и тюрьмах. 21 января 1938 года послушник Сергий снова был арестован и заключен в следственный изолятор в Чибью. Ему было предъявлено обвинение в том, что «отбывая наказание в Ухтпечлаге НКВД, вошел в контрреволюционную группу, проводил среди заключенных контрреволюционную деятельность, направленную на дискредитацию проводимой политики партии и советского правительства».

После ареста послушник Сергий был заключен в следственный изолятор в городе Чибью. В день ареста состоялся допрос.

- Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил следователь.

- Виновным себя не признаю. Я говорил заключенным, что в лагере жить тяжело. Больше показать ничего не могу.

15 марта 1938 года «тройка» НКВД приговорила послушника Сергия к расстрелу. Послушник Сергий (Крестников) был расстрелян на второй день Пасхи, 25 апреля 1938 года, и погребен в безвестной общей могиле. Так окончил свой земной путь «благий и верный» раб Христов, вся жизнь которого прошла под Покровом Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского.

Определением Священного Синода от 26 декабря 2002 года послушник Сергий (Крестников) прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских XX века.

--

Источники:

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том I». Тверь, 2005. С. 139-143.

ЦГА г. Москвы, ф. 1183, оп. 2, д. 136

ЦГА г. Москвы, ф. 1183, оп. 1, д. 8

1 ЦГА г. Москвы, ф. 1183, оп. 2, д. 136, лл.256-257 об.;

2 ЦГА г. Москвы, ф. 1183, оп. 1, д. 8, лл. 23-25 об.

3 Преподобный Алексий (Соловьев) был известным подвижником. Именно ему было доверено 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя вынуть жребий с именем нового Патриарха – митрополита Московского и Коломенского Тихона (Беллавина).

4 При аресте у него была найдена книга Сергея Нилуса.

Источник: Сайт www.pokrov-monastir.ru

Статья опубликована участником [tol] 2017-12-27, последний раз редактировалась участником [tol] 2017-12-27. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Сергий (Крестников), прмч.'.