Описание иконы Пресвятой Богородицы Бугабашская
  Икона Пресвятой Богородицы Бугабашская |
Эта икона, высеченная на камне, – единственная из всех чудотворных икон Уфимской епархии, сохранившихся в подлиннике.
Празднование иконе совершается 24 ноября (7 декабря). По иконографии относится к типу Одигитрия и повторяет Смоленскую икону Божией Матери. Рядом с Богородицей изображены Василий Великий (справа) и Николай Чудотворец (слева).
Как гласят народные предания, явилась икона в чувашском селе Бугабаш Уфимской губернии во второй половине ХIX века.
Чудотворная икона Смоленской Божией Матери избрала Своим уделом чувашскую деревню Бугабаш Уфимской губернии, а в ней Богородицкий Одигитриевский женский монастырь. В этом богатом различными наречиями крае Милосердная Богоматерь собирает под Своим Покровом людей разных национальностей православного вероисповедания.Точная дата явления Святой иконы пока не установлена и невстречается в печатных трудах, но народные предания относят это знаменательное событие ко второй половине 19 века. Образ Смоленской Божией Матери Одигитрии известен в русском Православии прежде всего как Путеводительницы и Покровительницы воинства. К Ее помощи и защите не раз прибегали русские воины в трудные дни нашествия иноземных захватчиков на землю Российскую, и Она всегда спасала наши города и веси от чужеземных врагов. Оказывает Она свою всемилостивую помощь и в других бедах. Возможно, потому в народных сказаниях среди крестьян-бугабашцев и среди тех, кто общался с последними монахинями Богородицкого Одигитриевского монастыря села Бугабаша, до сих пор передается из поколения в поколение устное предание о явлении чудотворной иконы Смоленской Божией Матери.
Во второй половине 19 века возвращался солдат Тит Петрович Табаков из чувашской деревни Бугабаш, находившейся в имении земского врача Филиппа Стельмаховича, с фронта через Смоленскую землю. (Имеется в виду, видимо, Русско-турецкая война 1877-78 гг. на Балканах, где русские войска покорили Шипку). И решил Тит Табаков со своими несколькими однополчанами посетить Святое место, где находилась икона Смоленской Божией Матери, поклониться Ее образу, поблагодарить за победу и за то, что возвращаются домой в полном здравии. На память решили со святого места, из реки Смоленки, взять по камешку. Присмотрел себе Тит недалеко от берега небольшой камешек, наклонился, взял его, а камень-то довольно увесистым оказался и размеров с добрую толстую книгу. Камень неровный, горбатый, вроде каравая хлеба.
Обман зрения как бы получился. Бросил его Тит, хотел другой, поменьше выбрать, и тут же потемнело у него в глазах. Протер их, все равно ничего не видит, зрения лишился. Испугался, попросил товарищей найти камень. Нашли, подали ему - и прозрел. Положил Тит этот чудо-камень в котомку, и тронулись солдаты в путь.
Дорога к дому была не близкой, многие версты шли пешком. Стал Тит уставать, слабеть от скудной пищи. Чтобы облегчить свою котомку, решил расстаться с камнем. Выложил его на привале, и пошли однополчане дальше. Но облегчения Тит не получил, ачерез короткое время снова потерял зрение. Почувствовал что-то в этом неладное, упросил товарищей вернуться к привалу, забрал камень обратно - и снова прозрел. Вернулся Тит в свою деревню, достал из котомки дорогой камешек, бережно обернул в тряпицу и положил на дно сундука.
Прошло много лет. Тит Петрович уже был женат, уже и пятеро детей росли - два сына и три дочери. Серый камень со Смоленской земли все эти годы так и лежал в сундуке, пока однажды в весенний праздник Николая Чудотворца не собрались жители деревни Бугабаш пойти крестным ходом на Святой родник в Николо-Березовку, что на Каме. Собрался вместе со всеми и Тит Табаков и тут вспомнил о смоленском камне и решил освятить его на Святом роднике. Достал сверток из сундука, развернул тряпицу - и глазам не верит: на камне рисунок проявился.
Стал всматриваться: лик Богородицы Смоленской Одигитрии с Предвечным Младенцем на левой руке. По бокам Божией Матери и Спасителя два каких-то угодника стоят.
После крестного хода и освящения камня поставил Тит образ Пресвятой Богородицы на Божницу, а ночью видит сон: является к нему Богородица и просит, чтобы он обратился с сим Образом на камне за благословением к Уфимскому епископу - поставить на земле бугабашской женский монастырь. Тит стал объяснять, что не сможет он с таким трудным делом справиться: и малограмотен, и опыта никакого нет, земли и денегне знает где взять. А Богородица на все доводы Тита медленно, по слогам, чуть вытянув губы в трубочку, пообещала: «По-мо-гу». Проснулся Тит, рассказал сон жене. Та стала отговаривать, ссылаясь на то, что своей земли у них мало, с неекормиться надо, да и сыновей отделять придется, денег и вовсе негде взять. К тому же, мало ли что во сне приснится. Согласился Тит с женой. Прошло некоторое время, опять явилась Божия Матерь Титу Табакову во сне, напомнила о разговоре. Стал Титснова свои доводы приводить, оправдываться. И снова Богородица медленно, по слогам произнесла: «Про-кор-млю... По-мо-гу...»
Теперь уже не было у Тита сомнения, что именно Царица Небесная явилась ему во сне. Поехал он с сим каменным Образом в Уфу к Владыке, с душевным трепетом все рассказал. Владыка пригласил каменотеса, и тот высек по намеченному рисунку объемный Образ. Вместе со Смоленской Божией Матерью и Младенцем проявились и святые угодники: со стороны Богоматери - Василий Великий, со стороны Спасителя - Николай Чудотворец. Икона получилась по высоте сантиметров 30, по ширине - 22-24. Примерно на расстоянии трех четвертей от нижнего края - небольшой рисунок. Изображение Божией Матери поясное. Лик ее скорбен, между бровей залегли морщинки. Знала Царица Небесная, какая судьба постигнет Россию и Божии церкви в скором будущем, и не могла скрыть своей печали. Возвращаясь из Уфы, Тит Табаков вместе с благословением епископа на строительство монастыря привез с собою ещедесять монахинь - православных чувашек - насельниц будущего монастыря. Помог в богоугодном деле земский врач Филипп Стельмахович, он выделил 30 десятин земли и средства на строительство церкви и монастыря. Внесли свой вклад и верующие окрестных деревень.
Освящен был монастырь в конце 19 века и стал именоваться Богородицким Одигитриевским, а храм воздвигнут воимя Смоленской Божией Матери. Одна из дочерей Тита Табакова постриглась в монахини. И с тех пор из поколения в поколение из рода Табаковых кто-либо из девушек принимал иноческий постриг. Последней из этого рода была монахиня Августа (в миру Александра). От святой иконы с первых дней ее освящения на Никольском роднике стали происходить различные чудеса. Она исцеляла от болезней, лечила бесноватых. Особенно заметная помощь была в глазных недугах, недаром Тит Табаков терял зрение, когда расставался с чудесным камнем. В дни крестных ходов с чудотворной иконой там, где служились молебны, прекращались засухи, эпидемии, пожары. Шли к ней на поклонение русские, мордва, чуваши, марийцы, татары, украинцы. Приход расширялся, материальное положение его улучшалось. У монастыря были свои угодья: пашни, фруктовый сад, озеро, в котором водилось много рыбы, были ферма с коровами,лошади. Монахини всегда содержали и воспитывали при себе девочек-сирот.
Насельницы занимались шитьем, рукоделием, чеканкой и воспитанниц приучали к этому. Монахини сами сделали для своей любимой чудотворной иконы Смоленской Божией Матери на камне серебряно-позолоченный оклад, венцы над Богородицей и Спасителем украсили драгоценными разноцветными камешками. Слава о чудотворениях иконы все больше и дальше распространялась вокруг. К престольному празднику в Бугабаш стекалось множество народа. Теперь служба уже велась на двух языках - чувашском и церковно-славянском. После октябрьского переворота монастырь закрыли. Безбожники, пришедшие к власти, храм опечатали, а Святыню, надругавшись над ней, бросили в подвал. С иконы содрали оклад, разбили кирпичами каменные лики, выкололи им глаза. Выкрал из подвала Святой образ Василий Петрович Павлов, тоже из рода Табаковых. Икону прятали в погребе, потом в сусеке с зерном, в других местах. В 50-х годах храм и монастырь разрушили, и в наши дни только остатки фундамента напоминают о них.
Своего избранного места, села Бугабаш, несмотря на его скромность, Царица Небесная не хочет покидать и не меняет ни на какие роскошные храмы. До 1917 года икону пытались забрать в уфимские церкви. Поставят Ее вечером на аналой, приходят утром - она на полу. А священникам снится Божия Матерь и строго говорит: «Верните Меня в Бугабаш на Мое явленное место!» После войны икону попросили в церковь села Костеева, километрах в 20 от Бугабаша. Но и там она не захотела остаться. Был как-то слепой крестьянке Феодоре из Бугабаша сон: сходит с горы к родному селу Сама Богородица и говорит: «Возьмите меня оттуда, я в Бугабаше явлена. Каждый раз, как вы приходите в Костеево молиться в праздники, я вас потом до полдороги в обратный путь провожаю». Снилась Она и костеевцам, и в 1961 году они сами принесли Святыню в Бугабаш. Чудесный образ долгое время находился в доме Таисии Филипповой, из рода Табаковых. Чудотворную икону не раз пытались украсть. Но никому это не удавалось. Каждый раз воры подкидывали ее то в дровяную поленницу, то на подоконник, то на крыльцо, а порой не успевали и через порог дома перенести, как чудным образом ее обнаруживали. В последние годы испорченные безбожниками лики святых на иконе восстанавливаются сами по Промыслу Божию. И в день празднования в честь Чудотворной Бугабашской иконы, которое совершается 10 августа вместе со Смоленским образом, со всех уголков страны стекается к ней множество людей со своими прошениями в скорбях и болезнях. Есть свидетельства исцеления людей от слепоты, устроения дальнейшего жизненного пути после молитвы у Чудотворного образа, избавления от смерти некрещенного человека и множество других свидетельств. Всем подает помощь Матерь Божия.
Статья опубликована участником [tol] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Бугабашская'.