Меню сайта

Начальная страница
Иконы Богородицы
Иконы Иисуса Христа
Иконы Ангелов
Иконы Святых
Минейные иконы
Модерация
Опознание икон
Новое на сайте
Оффлайн-каталог
Аудиозаписи канонов
О проекте / конт@кт
Помочь сайту
Форум

Пользователь

Работаем анонимно.
Вход | Регистрация

Икона Пресвятой Богородицы Стокгольмская - описание

Икона Стокгольмская
Эта страничка относится к разделу

b   Икона Пресвятой Богородицы Стокгольмская


Явление этой малоизвестной до настоящего времени в православном мире иконы Пресвятой Богородицы пришлось на XVI-XVII века - время великого противостояния Государства Российского и Шведского королевства.

В 1609 году, в крайне тяжелое для России Смутное время, последний Государь из Рюриковичей на Русском Престоле Царь Василий Шуйский для борьбы с Лжедмитрием II, Римом и поляками, заключил со Швецией не угодный Богу договор о военной помощи. По нему Россия уступала “свейским немцам” Корелу с уездом. За малодушие и уступки вероотступникам Царь в 1610 году был низложен. Сие дало повод Швеции открыть свое истинное лицо зверя и превратиться из ненадежного союзника в открытого врага.

За сговор с противниками веры Православной и множество иных грехов тяжких гнев Божий обрушился на Русь - шведские войска заняли крепости Ивангород, Ям, Копорье, Ладогу. После долгой осады был захвачен Орешек. В руках иноверцев оказался Святой Великий Новгород. В 1613 году началась борьба за земной удел Матери Божией - Тихвинскую землю, но после троекратной осады Тихвинского Богородице-Успенского монастыря 14 сентября 1613 года, в ночь на праздник Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня, шведские полки позорно бежали от стен обители. Известие об этом чуде положило начало освобождению всей новгородской земли от иноземных войск.

После такой великой победы для заключения мира со Швецией, прибыли в монастырь послы от Царя Михаила Феодоровича Романова (1613-1645 гг.). 17 февраля 1617 года за пятьдесят пять верст от Тихвина, у реки Сясь, в деревне Столбово, при посредничестве Голландии и Англии, заинтересованных в восстановлении торговли с Россией, и при участии официального представителя английского короля Якова I - Дж. Мерика был заключен мир со Швецией.

Столбовский мир передавал Швеции Ивангородский, Ямской, Копорский и Ореховские уезды Ижорской земли и подтверждал условия договора 1609 года о передаче Корельского уезда шведам. По условиям мирного договора население должно было оставаться на своих местах: “Всем русским уездным людям в тех, преж помянутых городах и уездах, которые его королевскому величеству от его царского величества поступлены, ни которые обычаи оттоле не выходить, и с своими женами и детьми, и с домочадцы остались тут, и жить под свейскою короною, так же и всем дворянам и детям боярским, и посадским людям, которые не пойдут в теж помянутые две недели”. Только монахи, дворяне, дети боярские и посадские люди могли в течение двух недель покинуть территорию, переходившую под власть Швеции: “А иноческому чину с их животы так же дворянам и детям боярским, и посадским людям в тех преж помянутых городах и посадах, которые в две недели после того, как се мирное постановление объявлено будет, добровольно на Его царского величества поступлены, ни которыми обычаи оттоле не выходить, и со своими женами и детьми и с домочадцами и со всеми животы и статки, куда похотят, в Его царского величества земли и городы...” (Из текста Столбовского мирного договора). Но Православные не могли смириться с Царскими указами и, по прошествии малого времени, на присоединенных землях началось массовое бегство населения на территорию России.

Попытки шведской власти задерживать людей на своих местах обещаниями уменьшить поборы и повинности не дали желаемых результатов. Покидали край и русские помещики и крестьяне, которые не желали принимать насаждаемого шведской администрацией лютеранства.
Власть же иноземная исполняла волю своего монарха Густава-Адольфа II (1594-1632 гг.), который еще в 1617 году, в речи в риксдаге сказал: “Великое благодеяние оказал Бог Швеции тем, что русские, с которыми мы исстари жили в неопределенном состоянии...теперь навеки должны покинуть разбойничье гнездо, из которого прежде так часто нас беспокоили. Русские - опасные соседи; границы земли их простираются до Северного, Каспийского и Черного морей, у них могущественное дворянство, многочисленное крестьянство, многолюдные города, они могут выставлять в поле большое войско, а теперь этот враг без нашего дозволения не может ни одного судна спустить на Балтийское море. Большие озера - Ладожское и Пейпус, Нарвская область, тридцать миль обширных болот и сильные крепости отделяют нас от него; у России отнято море, и, Бог даст, теперь им трудно будет перепрыгнуть этот ручеек”.
Исход православных с отданных шведам земель продолжался и в правление глубоко верующего Царя Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.), прозванного народом за доброту и миролюбие Тишайшим. Во время его самодержавного правления и свершилось обретение Россией иконы Пресвятой Богородицы именуемой “Стокгольмская”.

О Государе историк В.О.Ключевский писал :“Он был образом набожности...Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства”. Верный защитник православных подданных, усмотрев в бегстве из Ижорской земли и Корельского уезда десятков тысяч крестьян, (в 1649 году Россия заплатила 190 000 рублей за 50 тысяч перебежчиков), волю народа жить на исконных русских землях, возобновил в 1656-1658 гг. войну со Швецией. По завершении войны русские купцы успешно торговали со Швецией, подолгу там жили. Конечно же, они тосковали по родному дому. Среди них были и тихвинцы. Они не забывали свой град Тихвин с золотыми куполами церквей, колокольным звоном и дорогими сердцу образами святых икон.
Как повествует предание, однажды, придя за товаром к шведу Фоке, тихвинские купцы увидели знакомый образ. Это была икона Богородицы тем же подобием, что и Тихвинская, только меньшего размера. Горячо молились они, глядя на дорогой образ, и с тех пор стали приходить к Фоке постоянно.
Прошло время, и дошла до Тихвина молва о том, что у шведа в Стохолмах (Стокгольме) обретается икона Тихвинской иконы Божией Матери “зело чудного письма”. И затосковала душа у каждого тихвинца - святыня в плену у иноверцев. Каково же быть на чужбине Пресвятой Богородице Заступнице? И решили купцы икону выкупить.

Говорят, нелегко было уговорить Фоку. Но в итоге, из-за боязни потерять выгодные торговые связи, он согласился, запросив 100 золотых монет. Дело было улажено. В двадцать шестой год благочестивого царствования Государя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), осенью 1671 года тихвинские купцы с вновь обретенной святыней пустились в обратный путь. На Ладоге их застала буря. Огромные волны несколько дней бросали судно из стороны в сторону. А потом еще вода покрылась коркой льда, и пошел снег. И когда уже казалось, что нет никакого спасения, все, кто был на судне, пав на колени перед образом Богородицы, стали горячо молиться. Вдруг рулевой закричал: “Монастырь!’’. На мысе Сторожно показался монастырь Святого Николая Чудотворца... Тем же путем, что и Тихвинская, икона Божией Матери Стокгольмская продвигалась по рекам Свирь и Оять, а затем судоходным путем была переправлена в Тихвин.

В городе икону встречали Крестным ходом и колокольным звоном всех церквей. Вместе со всем народом настоятель Большого Богородице-Успенского монастыря преклонил колени перед образом и возгласил: “Пришла, Владычица, пришла честным своим образом не к чужой стране, но к достоинству своему - к великой и преславной России, к пречистой обители, где многочудесный, Ангелами принесенный древний образ твой обитает!”.

Стокгольмская икона Царицы Небесной в прекрасной жемчужной ризе, с высоким чеканным венцом находилась слева от Царских врат, в главном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора, выстроенного на месте деревянной церкви, заложенной в годы правления Царя Петра Алексеевича (1696 - 1725 гг.). В правление Государя Императора Александра II (1855 - 1881 гг.) икона была перенесена в теплый собор, построенный в 1870 - 1872 годы. Ежегодно в этом соборе 13 (26) ноября в честь иконы устраивался престольный праздник и Крестный ход.

В первые же годы богоборческой власти Стокгольмская икона Пресвятой Богородицы исчезла из собора. Местонахождение ее до сего дня неизвестно. Но будем верить, что Господь в скором времени откроет тайну нахождения Пречистого образа. Да исполнится воля Твоя, Господи! Аминь.


Автор текста: Александр Рожинцев.

Статья опубликована участником [tol] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Стокгольмская'.