Словарь иконописных терминов
ААБРИС - 1. линейный контурный рисунок вспомогательного характера. 2. то же, что контур.
АДОРАЦИЯ - жест, означающий молитвенное обращение к Богу: раскрытые ладони с отставленным большим пальцем. В иконографии Богородицы - у икон типа <Оранты>.
АЗУРИТ - краска тёмно-синего цвета, медная горная синь. В Риме по месту добычи называлась <армением>. В России использовалась под общим именованием <голубец>.
АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - лак на основе синтетической полибутилметакриловой смолы с добавлением фисташковой смолы. Применяется в реставрации для покрытия масляной живописи и желтковой темперы.
АЛАВАСТР - узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых.
АЛЕБАСТР - минерал снежно-белого цвета, разновидность гипса.
АЛЛАПРИМА - приём, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою.
АНАЛОЙНАЯ ИКОНА - икона небольшого размера, посвящённая какому-либо празднику или святому. Возлагают в храме на аналой в дни этих праздников.
АССИСТ - 1. клеящий состав для наклейки золота и серебра на поверхность живописи. 2. не совсем правильно употребляется в значении - лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос, которые символизируют присутствие Божественного света.
АУРИПИГМЕНТ, АВРЕПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, УРИПИГМЕНТ, ЖЕЛТЬ, РАУШГЕЛЬБ, РАЖГИЛЬ - минерал золотистого цвета и ярко-жёлтая краска, приготовляемая из него. Чернеет при соединении со свинцовыми белилами.
Б
БАГОР, БАГР, БОГОР (от багровый - тёмно-красный) - краска вишнёво-коричневого цвета.
БАГРЯНИЦА - нить, ткань или одежда красного цвета. С клубком красной нити изображают Деву Марию на иконе Благовещение.
БАКАН, БОКАН - неяркая органическая краска растительного происхождения. Чаще всего подразумевается краска тёмно-красных оттенков.
БАЛЬЗАМ - сиропообразная липкая жидкость, выделяющаяся из-под коры деревьев хвойных пород. Используется для приготовления лаков.
БАСМА - тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по металлической, деревянной или каменной матрице узором. Металлическая басма используется для украшения икон.
БЕЛИЛА, БЕЛЬ - в иконописи краска белого цвета.
БЕРГГРИН, БЕГРИН - минеральная краска насыщенного зелёного цвета, получаемая из малахита.
БИТЬ - золотая или золоченая обычно плоская металлическая нить, используемая в золототканном деле, золотном шитьё и т. п. См. также золотная нить.
БЛИК - самое яркое световое пятно в изображении предмета, отблеск от внешнего источника освещения при применении светотеневой моделировки в живописи.
БЛЯГИЛЬ, ЖЖЁНЫЕ БЕЛИЛА - краска жёлтого цвета, на основе двуоокиси свинца.
БОГОМАЗ - пренебрежительное название плохого иконописца.
БОЖНИК - 1. полотенце, прикрывающее иконы в красном углу. 2. местное именование полочки для икон; 3. местное просторечное именование иконописца.
БОЖНИЦА - местное именование шкафчика или полочки для икон, киота.
БОКАН - см. бакан.
БОЛЮС, ЛЕВКАСНАЯ ГЛИНА - глина, а также глинистая паста с добавлением коллагенового клея, служащая для закрепления сусального золота на позолачиваемой поверхности. Цвет болюса (различают красные, жёлтые и черные) придаёт оттенок будущей позолоте.
В
ВАЙМА, ВАЙМИЦА - столярное приспособление, станок для сборки деревянных изделий. В вайме сплачивается и сжимается (в простейшем случае при помощи клиньев) многочастная иконная доска.
ВАП, ВАПА - краска, всякое красящее вещество. Писать вапно - многоцветно
ВАПНИЦА - 1. коробка или иное вместилище для красок.
ВАПНОЕ ПИСАНИЕ - живопись.
ВАПНЫЙ КАМЕНЬ - минерал, пригодный для приготовления пигмента.
ВАРЗИЯ - растительная краска красного цвета.
ВАСИОТИССА - именование одного из иконографических изводов Богоматери Одигитрии: Богородица изображена стоящей с Младенцем на правой руке.
ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ - разновидность иконографии Христа, где Он представлен в облачении архиерея как Глава Церкви - земной и небесной.
ВЕЛИКИЙ ГЛАЗ - в иконописи (преимущественно XIX веке) изображение глаза в сфере или полусфере, как символа всевидящего Бога. См. также Всевидящее Око.
ВЕЛУМ - в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах (Рождество Богородицы, Благовещение, Сретение и др.) символизирует собой прообразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Часто велум обозначает, что действие происходит внутри изображённого здания.
ВЕНЕЦ - 1. головной убор византийских императоров, символ власти. В иконописи венец - атрибут царственных персон (Давид, Соломон и др.) 2. Часть оклада, помещается вокруг головы на месте нимба на иконе.
ВЕРТЕП - пещера; место действия событий, изображаемых в композициях Рождества Христова.
ВЕРХ - в иконописи верхние одежды.
ВЕТОШЬ - старая ткань, употребляемая в иконописи в качестве паволоки и в иных целях.
ВОДЯНАЯ БАНЯ - приспособление для контролируемого нагрева состава. Состоит из двух сосудов, помещённых друг в друга, больший из которых заполнен водой и нагревается внешним источником тепла. При этом внутренний сосуд не нагреется выше температуры кипения воды, что исключает перегрев и подгорание нагреваемого состава. Водяную баню применяют при приготовлении животных и растительных клеев.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ - воссоздание живописных изображений посредством написания их поверх потемневшей живописи, либо восполнение красками утраченных мест (реставрация с реконструкцией)
ВОСК - жироподобное легкоплавкое аморфное полупрозрачное горючее вещество, вырабатываемое пчёами для постройки сот и состоящее, главным образом, из сложных эфиров высших жирных кислот и одноатомных спиртов. В церковной практике воск используется для изготовления свечей. Живопись красками на основе воска (восковая живопись) называется энкаустикой. Воск применяется для составления мастик, применяемых при реставрации икон, входит в состав некоторых покрытий и т. д. Восками также могут называться природные (животные, растительные, ископаемые) или синтетические вещества, схожие по свойствам с пчелиным воском.
ВОХРА, охра - природный пигмент, земляная краска. Цвет от жёлтого до красно-коричневого.
ВОХРЕНИЕ (то же что ОХРЕНИЕ) - отдельный процесс личного письма (живопись ликов и открытых частей тела), при котором краска охристого цвета послойно наносится на освещённые части лика на иконе.
ВРЕЗОК - икона, у которой на новую доску смонтирована часть более древней иконы.
ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО - 1. Сложная аллегорическая композиция, символ всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII в. под западным влиянием.; 2. изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник - символ Троицы. См. также Великий Глаз.
ВЫВОРОТОК - в иконописи отворот, загнутый край одежды, пишется обычно в тоне, контрастном цвету наружной стороны ткани.
Г
ГВЕНТЫ - в иконописи тёмные линии рисунка.
ГВЕРСТА - в иконописи песок, как нежелательная примесь в пигменте.
ГИМАТИЙ - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. Надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. В иконографии - обязательный атрибут одежды ветхозаветных и раннехристианских персонажей.
ГОЛУБЕЦ - обобщённое название красок голубого и синего оттенка.
ГОРКА - один из символов пейзажа в иконописи. Иконописные горки изображаются в виде уступов с плоскими площадками - лещадками, символизирующими ступени духовного развития.
ГРАФЬЯ - 1. инструмент для процарапывания линий по поверхности грунта - игла с рукоятью-штыльком. 2. Углублённые линии, описывающие контуры рисунка, процарапанные по поверхности грунта (левкасу или штукатурке) при помощи этого инструмента. Основная функция - сохранение контуров рисунка после наложения красочных слоёв.
ГРИЗАЙЛЬ - монохромная живопись, живопись, выполненная в оттенках какого-либо одного цвета, чаще всего серого.
ГРУНТ - слой специального состава, наносимый поверх обработанной основы с целью создания нужной художнику поверхности, обеспечивающей прочное прилегание красочного слоя. В иконописи грунт называется левкасом.
ГУЛЬФАРБА - 1. жёлтая краска, имитирующая золото. 2. клеящий состав под листовое золочение.
Д
ДАММАРА, даммарная смола - смола используемая для приготовления светостойких лаков, которые при необходимости сравнительно легко смываются. В реставрации икон даммара также применяется для составления воско-даммарной мастики. Неразбавленный даммарный лак может применяться в качестве клеевой основы под листовое золочение.
ДВИЖКИ, оживки, отметки - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме (живопись ликов и открытых частей тела). Модулируют выпуклые части лица и открытых частей тела.
ДВОЙНИК - лист сусального золота из двух металлов, чаще всего, позолоченное серебро.
ДЕРЖАВА - символ царской власти в форме шара, часто с крестом на вершине. На некоторых иконах Божией Матери изображают Богомладенца с державой в руке.
ДЕСНИЦА - правая рука. В иконографии - символическое изображение благословения и покровительства Божия.
ДОЛИЧНИК - иконописец, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме личного письма (живописи ликов и открытых частей тела).
ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО - приемы изображения одежд и прочих элементов иконы, кроме лиц и открытых участков тела.
Е
ЕМАТИТ - минерал гематит, тонкий порошок которого применяется для полирования левкаса, а также в качестве пигмента в составе красок.
ЕРМИНИЯ - особый род наставления по иконописи. В отличие от иконописных подлинников, в ерминиях, обычно, внимание уделяется не только иконографии, но и технологии иконописи, а также богословию иконы.
Ж
ЖЕЛЕЗЦЕ - металлический инструмент, железный обломок, применяемый для обработки иконной доски, выравнивания левкаса и т. п.
ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - икона, запечатлевшая жития святого (святых). В центре иконы располагается средник с изображением святого, по сторонам в клеймах представлены главные события его жизни и чудеса, связанные с его именем.
ЖУХЛОСТЬ - помутнение, утрата блеска и яркости красочного слоя.
З
ЗАПИСЬ - подправка красками, сделанная поверх первоначального красочного слоя с целью поновления иконы. Различают частичную и сплошную запись. При многократных поновлениях говорят о многослойной записи.
ЗЕРЦАЛО - изображение прозрачной сферы в руках архангела, символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.
ЗНАМЕНЩИК - мастер-иконописец, главный художник в дружине, размечающий композицию, прорисовывающий изображения и руководящий всеми работами по созданию иконы.
ЗНАМЕНЬЕ - в иконописи разметка контуров изображения (обычно более жидкой темной краской) перед письмом; знаменить - намечать состав будущей композиции, контуры изображений.
ЗОГРАФ, ИЗОГРАФ - иконописец, художник, живописец.
ЗОЛОТО-ПРОБЕЛЬНОЕ ПИСЬМО - приём в иконописи, состоящий в том, что пробел исполняется золотой или серебряной красками - творёным золотом или серебром, наносимыми на поверхность живописи штрихами и силками. Для придания большего металлического блеска производится уплотнение и шлифовка с помощью зубков.
ЗУБОК, зуб - инструмент позолотчика для шлифовки листового, сусального или твореного золота, серебра и других металлов, выполненный из зуба животного, шлифованного кремня, агата либо сердолика.
И
ИЗВОД - несколько изменённое, но в допустимых пределах, повторение установленного образца конкретной иконы.
ИЗОГРАФ, ЗОГРАФ - иконописец, художник, живописец.
ИЗОГРАФИЯ - культовая живопись, иконопись.
ИКОНА (греч.- образ, изображение) - священное изображение Христа, Божией матери, ангелов, святых или события из Священной и церковной истории, предназначенное для индивидуальной или церковной молитвы. От иконы с одной стороны следует отделять произведения церковного монументального искусства (фрески, мозаики и т. д.), книжную миниатюру, произведения декоративно-прикладного искусства, которые имеют меньшее самостоятельное значение и зависимы от контекста; с другой - произведения живописи религиозного содержания, основанные на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённые к чувственному переживанию зрителя. Иконы являются объектом почитания, закрепленного догматом Седьмого Вселенского собора 787 г., по которому честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.
ИКОННАЯ ДОСКА (дска, дцка, цка) - деревянная основа под икону. Часто представляет собой сборный из нескольких частей щит (двучастная, трехчастная доска и т. д.), в котором части склеены между собой и дополнительно соединены шпонками с тыльной стороны или с торцов. С лицевой стороны часто делается плоское углубление - ковчег, обрамленный выступом поля. Скос между ковчегом и полем называется лузгой. До покрытия грунтом (левкасом) поверхность доски проклеивается животным клеем, на места стыка составных частей, плоскости, прилегающие к торцам, сучки и прочие дефекты доски (либо на всю доску) наклеивается ткань - паволока.
ИКОНОБОРЧЕСТВО, иконоборство - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания священных изображений и гонениях на них. В период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и её сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императоре Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник <Торжество Православия> (первое воскресенье Великого поста). Иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др.
ИКОНОГРАФИЯ - описание и классификаций установленных видов иконных изображений.
ИКОНОПИСЕЦ, иконник - мастер, специализирующийся в создании икон. В отличие от художника, иконописец не рассматривается как автор своего произведения, он является проводником Божественной истины. По преданию, первым иконописцем был апостол и евангелист Лука.
ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН - совокупность определённых принципов иконописи. Сами принципы написания установлены на основании догматических норм использования и почитания священных изображений в Православной Церкви.
ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК - практическое руководство по иконописанию с описанием и образцами конкретных иконных изображений. Указаны все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приёмов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). См. также ерминия.
ИКОНОСТАС - установленная иконами перегородка, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В церковном искусстве древней Руси складывается на рубеже XIV - XV вв. Включает в себя пять (и больше) основных рядов. В центре иконостаса расположены Царские врата, по сторонам от них - Севренный и Южные врата.
ИНАКОПЬ, инокопь, инокопоть - графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями из листиков сусального золота, приклеенные при помощи ассиста.
К
КАНИТЕЛЬ - тонкая металлическая проволока, туго свитая в плотную спираль. Используется в золотном шитье.
КИВОРИЙ - сень над престолом, поддерживаемая колоннами. К киворию крепились завесы, закрывающие престол в промежутках между службами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
КИНОВАРЬ, кеноварь - сернистая ртуть, HgS, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи.
КИОТ, кивот - деревянный остекленный шкафчик ящик для икон.
КЛАВ, клавий - нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды; служили знаками отличия римских граждан. Обязательно изображается на хитоне Христа, а также на хитонах апостолов (Петра и Павла) и архангелов.
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - живопись красками, связующим которых служит клей.
КЛЕЙМО - лаконичные композиции, окружающие средник житийной иконы, и отображающие наиболее значительные события, развивающее или поясняющие сюжет средника.
КЛЕЯНКА - приспособление для варки клея на <водяной бане>.
КЛЯПИК, клепик - инструмент иконописца в виде тупого ножика с загнутым концом, применяемый для разравнивая левкаса.
КОНТРАФАКЦИЯ - в искусствоведении подделка произведения искусства с целью введение в заблуждение покупателя: искусственное придание более древнего и ценного внешнего вида, либо имитация авторства конкретного художника. В применении к иконописи употреблялось выражение <подфурная икона> (см. фурение).
КОРПУСНОЕ ПИСЬМО - в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями.
КРАКЕЛЮР - трещины в слоях произведений живописи.
КРАСНУШКА - разновидность икон, написанных народными умельцами. Преобладающий красно-коричневый колорит послужил основанием для названия таких икон.
КРАСНЫЙ УГОЛ, передний угол - угол крестьянской избы с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. В красном углу устраивался домашний иконостас. Наиболее светлое и почётное место избы, символический аналог алтаря православного храма.
КРУЖАЛАЛЬНАЯ ИКОНА - икона круглой формы.
КУКОЛЬ, КОКУЛЬ - островерхий головной убор схимников.
Л
ЛАВРА - в иконописи краска голубого цвета.
ЛАЗОРЬ - любая краска синего цвета, либо получаемая из минерала лазурита. См. также голубец, лавра.
ЛАПКА, лампемзель, лампезель - инструмент позолотчика и иконописца, особая кисть, связанная веером из волосков с кончика беличьего хвоста. Используется для поддевания листка сусального золота, его переноса и наложения на подготовленную под золочение поверхность.
ЛАСТОЧКА - плоская деревянная планка, имеющая абрис банта. Её врезают в поверхность смежных склеиваемых досок иконы для дополнительного их скрепления.
ЛЕВКАС - в иконописи название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. После высыхания шлифуется.
ЛЕВКАСИТЬ - грунтовать иконную доску.
ЛЕССИРОВКА - тонкие прозрачные и полупрозрачные слои красок, нанесённые на просохший красочный слой для обогащения колорита.
ЛИК - 1. образ; 2. то же, что икона; 3. изображение лица на иконе.
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО - в иконописи: изображения лиц, рук и прочих открытых частей тела. При разделении труда в иконописной мастерской личным письмом занимается отдельный мастер - личник.
ЛИЦОВКА, лишовка - окончательная доводка (шлифовка) левкаса.
ЛОКОТЕВОЙ ОБРАЗ, локтевая икона - икона размером в один локоть (38-46 см.)
М
МАНДОРЛА - в иконописи сияние в форме овала, в котором изображаются Христос и Богородица.
МАФОРИЙ - верхняя одежда, длинное женское покрывало, спускавшееся с головы до пят. Мафорий Богородицы - одна из важнейших реликвий, связанных с Её памятью. Изображается преимущественно в тёмно-красных оттенках.
МЕРНАЯ ИКОНА, родимая икона - икона одноимённого ребенку святого на доске размером в рост новорожденного. В XVII-XVIII вв. мерные иконы заказывались после рождения царевича. В настоящее время заметны попытки восстановить традицию мерных икон в более широких масштабах.
МИЛОТЬ - одежда из овчины мехом наружу. В милоти обычно изображают Иоанна Предтечу и некоторых других святых.
МОЗАИКА - изображение, созданное при помощи разноцветных кусочком камней или смальты, закреплённых особым растровом.
МОЛЕННАЯ ИКОНА - икона, предназначенная для индивидуальной молитвы верующего. Характерный размер моленной иконы - одна пядь (17,78 см.), отсюда название икон подобного размера - пядница.
МСТЁРА - слобода (сейчас посёлок городского типа) в Вязниковском районе Владимирской области, с XVII в. традиционный иконописный центр.
Н
НАЛЕПОК - технический прием перевода контуров рисунка на левкас в иконописи, при котором прорись, снятая с иконы-образца при помощи липкой краски (например, на основе чесночного сока), прикладывалась к левкасу новой иконы, оставляя видимый рисунок. Иногда налепком именовалась и прорись, предназначенная для данной технологии.
НАДВРАТНАЯ ИКОНА, вратная икона - икона, установленная над воротами церкви, монастыря, города или дома.
НИМБ - условное обозначение сияния вокруг головы в изображении Христа, Богоматери, святых и т. д. Нимб Спасителя на канонических иконах обязательно содержит вписанный крест.
О
ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН - чудесное, не объяснимое с точки зрения материализма, самопроизвольное прояснение изображения на иконах.
ОГЛАВНАЯ ИКОНА - икона, на которой изображена только голова персонажа (до плеч).
ОДИГИТРИЯ - один из видов иконографии Пресвятой Богородицы. На иконах <Одигитрия>, что в переводе с греческого означает <Путеводительница>, Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.
ОМОФОР - знак архиерейского (епископского) сана, длинная широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор обозначает заблудшую овцу (т. е. заблудший род человеческий), а облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, взявшего заблудшую овцу на плечи.
ОПЛЕЧНАЯ ИКОНА - икона, изображающая голову и плечи персонажа.
ОПЛЕЧЬЕ - часть одежды, прикрывающая плечи.
ОПУШЬ - в иконописи: тонкая полоса, обрамляющая поле иконы, обычно яркого цвета, контрастного цвету или позолоте иконы.
ОРАНТА - один из древнейших образов Пресвятой Богородицы. В символике иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа: Божественной и Человеческой. Образ положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и назван - <Оранта>. <Оранта> по-латински означает <Молящаяся>.
ОХРА, вохра - природный пигмент, земляная краска. Цвет от жёлтого до красно-коричневого.
ОХРЕНИЕ (то же, что вохрение) - отдельный процесс личного письма (живопись ликов и открытых частей тела), при котором краска охристого тона послойно наносится на освещённые части лика на иконе.
П
ПАВОЛОКА - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса с целью предохранения доски от растрескивания и деформации.
ПАЛЕХ - село (сейчас посёлок городского типа) в Ивановской области, с XVII в. традиционный иконописный центр. В Палехе сложился особый стиль (т. н. "палехский пошиб") иконописи, отличающийся, тонкостью, "мелочностью" письма, декоративностью, вниманием к деталям вплоть до маньеризма. В 1920-х гг. иконопись Палеха вырождается в т. н. "палехскую лаковую миниатюру". Ныне палехский иконный промысел активно возрождается.
ПАРСУНА - название портрета, сохраняющего многие приёмы иконописи.
ПАРУС - в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма, сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах русского православного храма располагаются, как правило, изображения четырех евангелистов.
ПАТРОНАЛЬНАЯ ИКОНА - икона, на которой изображается святой тезоименный заказчику или дарителю иконы.
ПАУЗА - узелок из редкой, обычно миткалевой, ткани, наполненный толчёным углём, мелом или иным красящим порошком. Служит для перевода рисунка посредством припороха - периодического постукивания паузой по перфорированной прориси.
ПЕЛЕНА - ткань прямоугольной формы, подвешиваемая под икону. Часто украшена вышитым крестом или соответствующим иконе сюжетом.
ПЕРЕВОД - 1. переведённый на бумагу с живописного изображения графический рисунок, прорись; 2. оттиск рисунка с прориси на иконной доске.
ПЕРЛЫ - 1. жемчуг; 2. в иконописи орнамент в виде цепочки светлых точек, иначе <жемчужник>.
ПЕРСПЕКТИВА - способ изображения пространства и предметов на плоскости. Перспектива может быть линейной и цветовой. В цветной перспективе, чем предмет удалённее от переднего плата, тем он ярче. Линейная перспектива - проецирование трёхмерного предмета на двухмерную плоскость. Подразделяется на прямую и обратную. В прямой перспективе параллельные линии сходятся в точке на лини горизонта, а в обратной - расходятся. Эффект обратной перспективы даёт необычное восприятие изображений - дальние от зрителя предметы кажутся больше, чем ближние. Для иконописания характерна обратная перспектива.
ПЛАВЬ - в иконописи жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя плави растушевываются. В личном письме применяется несколько слоев плави.
ПЛАТЕЧНИК - иконописец, специализирующийся в писании одежд.
ПЛАФОН - роспись, исполненная непосредственно на поверхности потолочного перекрытия или на холсте, прикрепленном к перекрытию.
ПОДОКЛАДНАЯ ИКОНА, ПОДОКЛАДНИЦА - икона, на которой детально прописаны только те части, которые не закрыты окладом (лики, руки). См. также подфолежная икона.
ПОДПУСК, ПОДПУСТ - клеящий состав под листовое золочение.
ПОДФОЛЕЖНАЯ ИКОНА (от фольга) - дешёвые иконы, покрытые окладом из тисненой фольги. Часто живописный слой наносился лишь на места не закрытые окладом. См. также подокладная икона.
ПОЗЕМ - полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зелёного цвета - условное обозначение земли.
ПОЛЕ ИКОНЫ - обрамление иконной доски, возвышающееся над ковчегом или выделяемое цветовой обводкой на поверхности доски.
ПОЛИМЕНТ - красно-коричневый клеящий состав для листового золочения сусальным золотом. Состоит из красной глины, мыла, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца.
ПОНОВЛЕНИЕ - совокупность приёмов реставрации живописи, подход, направленный на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведения и полное воссоздание утраченных частей. Реже - воссоздание произведения заново поверх померкшего,, загрязненного слоя живописи.
ПРИПОРОХ - нанесение рисунка, состоящего из мелких точек порошка краски (чёрной или красно-коричневой) на поверхность левкаса. Рисунок получается за счёт периодического постукивания паузой - узелком, наполненным краской, по перфорированной прориси, прижатой к поверхности левкаса.
ПРОБЕЛ - 1. высветление отдельных частей изображения путём многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизирует присутствие Божественного света (ср. ассист). В личном письме высветление называют, в отличие от пробела, охрением. 2. первый слой левкаса.
ПРОРИСЬ - контурный рисунок, выполненный, чаще всего, на бумаге и предназначенный для переведения контуров изображения при написании иконы. Посредством наложения на сделанную прорисовку влажного листка бумаги и тщательного его прижатия к поверхности получали оттиск - перевод (иногда его называли <слепок>). Притирая лист с полученным переводом к поверхности левкаса будущей иконы, делали второй оттиск, заменяющий оригинальную прорисовку сюжета. Прориси иногда называли <образцами>, поскольку их использовали в качестве источников при создании произведения на тот же сюжет.
ПРОТОГРАФ - первоисточник иконографии, древнейший извод определённой иконографической композиции - оригинал для более поздних икон-списков.
ПУТНАЯ ИКОНА - переносная икона небольшого размера, предназначенная для совершения молитв в пути РЕФТЬ, ревть - краска черного или темно-серого цвета на основе елового угля и известкового молока.
Р
РИЗА - 1. верхнее облачение священника, например, фелонь; 2. изображения любых одежд на иконе; 3. часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. Иногда ризами именуют оклады икон целиком.
РОСКРЫШЬ - приём Палехской школы: первоначальное равномерное распределение иконописцем красок по плоскости грунта (левкаса).
С
САНКИРЬ - тёмный, оливковый или коричневый тон, поверх которого кладутся остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела.
САНОЧКА - часть кисти (инструмента) живописца, стержень утиного или гусиного пера, в который вставляются и закрепляются собранные в кисточку волоски.
СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА - общее название иконописных школ северной Руси: вологодской, архангельской, каргопольской и др.
СИНЬ - краска синего цвета.
СКЛАДЕНЬ - складная икона из двух (диптих), трёх (триптих) или нескольких (полиптих) частей.
СКОЛОК - иконный образец, снимок с иконы-оригинала, контуры рисунка которого составлены из рядов отверстий. Перевод рисунка со сколков осуществяется методом припороха.
СМАЛЬТА - цветное непрозрачное стекло (иногда и цветные природные камни), применяемое для изготовления мозаик.
СПИСОК - копия, выполненная с другой иконы.
СРЕДНИК - средняя основная сюжетная часть иконы с клеймами. В ней изображается главный сюжет иконы, в клеймах - развитие темы. Также средником могут называть центральную часть триптиха, полиптиха или иной многочастной композиции.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА иконописи, СТРОГАНОВСКОЕ ПИСЬМО - условное название стилистической общности произведений иконописи, церковного шитья, фрески, эмали и т. д., сложившейся в России в конце XVI в. Названа по фамилии купцов-меценатов Строгановых, с которыми связаны наиболее характерные произведения. Отличительными особенностями считается преувеличенная сложность композиции, тонкое <мелочное< письмо, особое внимание к деталям, тщательная проработка одежд, элементов пейзажа, орнаментальных мотивов, использование светотеневой моделировки фигур. В иконописных мастерских, принадлежащих Строгановых, впервые широко применили разделение труда иконописцев на знаменщиков, доличников, мастеров палатного письма, травщиков, личников и пр. В отличие от одновременно существовавшей годуновсой школы иконописи, отличавшейся консерватизмом и следованием идеалам XV в., строгановская школа восприняла многие элементы западного живописного искусства. Наиболее известные представители строгановской школы: Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Федор и Истома Савины. В границах школы ранние исследователи выделяют самостоятельные <первые>, <вторые> и <третьи строгановские письма>.
СУРИК - название красок красных и красно-коричневых цветов. Представляет собой природную окись железа с небольшой примесью глинистых веществ и песчаника.
СУРЬМА - краска чёрно-фиолетового цвета, трёхсернистая сурьма Sb2S3.
СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО, серебро, сусаль, сусань - тончайшие (обычно доли мкм) плёнки золота или серебра для золочения (позолотных работ).
Т
ТАБЛЕТКА, или ПОЛОТЕНЦЕ - название икон, написанных с двух сторон холста (полотна), покрытого слоями певкаса. В обиходе же русской иконописи их называли попросту иконами на <холстяных цках> (<цка> - сокращение от <доска>) или <праздниками и святыми на полотенцах> - в зависимости от типа изображения. В целях сохранности таблетки иногда заключали в деревянные рамочки. Наиболее известны т. н. <новгородские таблетки> - небольшие двусторонние иконы XV в. на загрунтованном холсте из Софийского собора Новгорода Великого
ТАУСИНЫЙ цвет - переливчатый тёмно-синий цвет.
ТЕМПЕРА - краски, связующим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и др.).
ТЕРЩИК - специалист по растиранию красок.
ТИТАНОВЫЕ БЕЛИЛА - двуокись титана. Изготовляется из минерала ильменита. В настоящее время используются во всех видах живописи, кроме масляной, т.к. препятствуют окислению масла, и краска не затвердевает.
ТОЛСТИК, толстуха - жирная железистая охра красноватого оттенка.
ТОРОК - белая повязка на челе ангела с развевающимися концами - символ постоянного слушания ангелами воли Бога.
ТРАВЩИК - мастер по изображению орнаментов (трав).
У
УМИЛЕНИЕ - Один из основных типов икон Пресвятой Богородицы. На иконах <Умиление> обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Следует отличать от данного типа икону <Умиление> Серафимо-Дивеевскую, На которой Божия Матерь изображена без Богомладенца с крестообразно сложенными на груди руками
Ф
ФРЕСКА - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. В более общем смысле фресками могут назвать любые стенные росписи вне зависимости от техники исполнения.
ФРИЗА - древняя краска синего цвета.
ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО, фрязь - наименование стиля живописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства.
ФУРЕНИЕ - завершающие приемы работы иконописца с целью придания свеженаписанной иконе старинного вида. Подфурить икону - состарить икону. Подфурная икона - икона, поддельная под древнюю.
ФУРИЛЬЩИК, подфурник - иконописец, работающий в технике, придающей свеженаписанной иконе вид старинной или древней, чаще всего, с целью выдачи новой иконы за более древнюю и ценную.
Ц
ЦАТА - украшение в виде полумесяца, прикрепляемая у венцу.
ЦИРОВКА - затупленная игла, вставленная в деревянный черенок. Употребляется для соскабливания краски, положенной по позолочённой поверхности левкаса, для воспроизведения тонких линий орнамента.
Ч
ЧЕРЛЕНЬ - земляная минеральная краска красно-вишнёвого цвета.
Ш
ШПОНКА - деревянный брусок, либо прибитый к тыльной или торцевой стороне иконной доски, либо вставленный в специально сделанный для этого паз. Служит для предохранения доски от деформации и скрепления нескольких досок, из которых собрана иконная доска - деревянный щит.
Щ
ЩИПЕЦ - архитектурная деталь, верхняя остроугольная часть крыши, арочной детали и пр.
Э
ЭНКАУСТИКА - связующее вещество красок на основе специально обработанного воска. Краски наносятся в разогретом состоянии.
Я
ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА - краски, связующим веществом которых является куриный желток.
ЯРЬ - яркая зеленая краска, получаемая из меди, при воздействии на неё, например, виноградным уксусом.