Не надо поганить изображения Христа, Богородицы и святых - Вам же лучше будет!
В этой статье я хочу обратиться к тем, кто умышленно или по недомыслию вносит в электронные изображения (фотографии) икон Христа, Богородицы и святых различные надписи и иные инородные изображения, которых на святых образах быть не должно. Не важно, для чего - ради самолюбия или ради рекламы своего сайта - но так делать не надо! Далее я постараюсь объяснить свою точку зрения.
Эту икону Я нарисовал, что хочу с ней то и делаю...
Я понимаю, что иконописной мастерской сложнее найти клиентов, чем, скажем, магазину "все для дома", но, если Вы действительно православные люди, то должны чувствовать разницу между продажей китайских резиновых игрушек и продажей икон. Если в первом случае можно сказать, что любые не нарушающие государственные законы общепринятые методы маркетинга хороши для привлечения клиентов и получения прибыли, то во втором случае Вы имеете дело с чем-то, что не является в полной мере предметом земной жизни, но имеет связь с тем миром, в котором Вы ожидаете оказаться после телесной смерти. Поэтому, взявшись за любую богоугодную работу, надо подчиняться не только законам государства, но и законам совести. Взгляните на предложенные картинки:
Обе они имеют рекламную надпись прямо на основном изображении, но если первое изображение вызывает у православного человека разве что улыбку, то второе изображение вызывает резкое осуждение. И это понятно, потому что человек сердцем чувствует, что это нехорошо, это богохульство. А если даже люди это чувствуют, наверно это чувствуют и те, на чьих иконах присутствуют рекламные подписи, и может быть именно их голос будет решающим в вопросе о том, что делать с Вашей душей после смерти.
Поймите, что нарисовав икону, например, Богородицы, икона становится не Вашей, а Богородицы. Вы остаетесь творцом рисунка и владельцем доски, на которой нанесено изображение, но образ Богородицы, и благодать, которая от него исходит, Вам не принадлежат, и не могут быть присвоены никакими земными законами об авторском праве! Если же Вы считаете икону своей собственностью, как любой другой предмет материального мира - автомобиль, кофемолку или резиновую уточку, то напрашивается вопрос, стоит ли ждать от такой иконы Божественной благодати?
Икос из канона Божией Матери в честь иконы Ее «Казанская»: "Смысл очистивше и ум, притецем к Богородице, светло песньми ублажающе Ю, и пречистую икону Ея прославляем и чтим и, припадающе, покланяемся, яко Самой, сущей оной: честь бо иконы на первообразное восходит, и почитаяй и покланяяйся ей почитает самое первообразное, якоже Божественнии отцы рекоша. И аще кто не чтит Пресвятыя Богородицы и не покланяется иконе Ея, анафема да будет: посрамляет бо и погубляет не чтущия Ю, избавляет же от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя."
А раньше люди добровольно шли на смерть, чтобы защитить честь святых образов...
Здесь было бы уместно вспомнить святых мучеников, которые шли на смерь от рук иконоборцев, доказывая, что к изображениям святых следует относиться благоговейно. Одним из них был святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый, живший в восьмом веке. В темнице на острове Фарос, Стефан обвинил иконоборцев в том, что, хуля иконы они возводят хулу на Христа и Богоматерь. Для доказательства святой показал золотую монету, на которой было изображение императора. Он спросил судей, что сделали бы они с человеком, который, бросив монету, стал бы топтать ее ногами. Ему ответили, что такой человек был бы непременно казнен за то, что обесчестил образ царя. На это святой Стефан сказал, что еще большая кара ждет того, кто бесчестит образ Царя Небесного и Его святых, бросил монету на землю и стал попирать ее ногами... Святой мученик был убит. Ради чего? Ради того, чтобы спустя 12 столетий на изображениях святых писали адреса веб-сайтов? Или его смерть должна была быть уроком всем православным христианам?
Так ли виртуальны и нереальны электронные данные, как принято считать?..
Некоторые считают, что все, что существует в цифровом виде - все это на самом деле не существует, поскольку нельзя это потрогать, понюхать, облизать... Поэтому и файлы с цифровыми изображениями икон никакой ценности не представляют. Такое видение мира можно было бы понять лет 10-20 назад, но сейчас оно уже выглядит крайне неразумно. Вспомните, хотя бы, что:
- Люди расплачиваются электронными деньгами, то есть просто похлопав пальцами по клавиатуре Вы можете добиться того, что через 15 минут Вам домой принесут горячую пиццу, которую уже можно потрогать, понюхать, облизать и съесть. То есть нечто несуществующее в материальном мире, но существующее лишь в виде электронных данных, очень легко превращается почти в любой осязаемый предмет того мира, в котором мы привыкли жить. Расплачиваясь "несуществующими" электронными деньгами, Вы можете купить даже дом, который виртуальным и несуществующим ну никак не назовешь!
- Электронные документы, заверенные специальной электронной подписью, имеют ту же юридическую силу, что и бумажные документы, заверенные подписью, начертанной ручкой. Не знаю как у нас, а в США это уже широко распространено. Например, в экстренных случаях, когда нет времени и возможности оформлять и переправлять бумажные документы, президент "электронно" подписывает цифровой документ. Такой электронный документ может, например, амнистировать приговоренного к смерти заключенного. То есть несуществующий в реальном мире, но существующий в виде цифровых данных документ, влияет на то, будет человек жить в этом мире или будет казнен.
- Обычные бытовые цифровые фотографии уже не воспринимаются людьми как нечто нереальное. Например, если человек изображен на бумажной фотографии, он, объясняя другу, показывает на нее и говорит, "вот, это я сижу на берегу реки". Также, загрузив цифровую фотографию, например в мобильный телефон, от также скажет, показывая на экран телефона: "это я на берегу реки", а не "это жидкокристаллический экран, отображающий расшифрованное из графического файла изображение, напоминающее подобие меня, сидящего на берегу реки". То есть фотография воспринимается человеком одинаково, вне зависимости от того, напечатана она на бумаге, или выводится на экране.
- Даже в православном мире цифровой мир не является чем-то далеким или вовсе несуществующим. Известны случаи, когда современные иконы, напечатанные типографским способом с цифровых образов, мироточили и проявляли иные чудотворные свойства.
- В последние годы даже некоторые церковные требы можно заказать через интернет - на сайте какого-нибудь монастыря можно найти и заполнить форму, напоминающую бумажные записки о здравии и об упокоении, оплатить электронными деньгами, и это будет как если бы Вы приехали в сам монастырь и написали бы там бумажные записки и оплатили бы бумажными деньгами. "Электронные" записки будут прочитаны на службе так же, как и обычные бумажные.
Сегодня, электронный мир очень тесно связан с материальным, поэтому мы уже не можем говорить, что существующие в электронном мире реалии менее значительны для нас, чем те предметы материального мира, которые нас окружают.
Можно ли считать изображение Христа на экране компьютера истинным образом Христа, как изображение, нарисованное красками на доске?..
Возможно, многие видоизменяют цифровые фотографии икон не по злому умыслу, но по убеждению, что изображение святого в электронном виде (то есть цифровая фотография) не имеет никакого отношения к самому святому, что сказанное святыми отцами, например, на вселенском соборе в Никее ("Мы с любовью принимаем честные иконы. Поступающих иначе мы подвергаем анафеме.") относится только к тем, кто хулит и обезображивает изображения святых, нарисованные на деревянных досках. Но я скажу: думающие так заблуждаются! Любое изображение святого, будь то доска с нанесенной на нее краской, мозаика из разноцветных камушков на стене, вышивка цветными нитками или бисером на полотне, и даже обычная бумажка с изображением святого, напечатанная с компьютера на черно-белом принтере - все это воспринимается человеком в первую очередь как образ святого, а не как некий структурированный особым образом набор молекул, формирующих в зависимости от структуры либо дерево, либо бумагу, либо еще что-то. Конечно, святые отцы времен вселенских соборов не могли написать, что-то вроде "запрещаем распространять богохульные иконы в электронном виде", просто потому, что в те времена не было компьютеров. Но, в то же время, они однозначно дали понять, что суть иконы не в материале, на котором изображен образ, суть иконы именно в образе, который возводит человеческий ум к мыслям о божественном:
Из догмата о иконопочитании трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского (VIII в): "...подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им...". Если последнее предложение не ясно, вот перевод: "Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним". Под первообразом понимается тот, кто изображен на иконе.
В какой мере мысли человека, смотрящего на деревянную доску с изображением Христа возвышаются к Богу, в той же мере они возвышаются и у того, кто устремил свой взор на экран компьютера, отображающий фотографию святой иконы, ибо изображение Христа на экране компьютера человек воспринимает как образ Христа, а не как некий набор разноцветных точек (пикселей) расположенных в определенной последовательности (или того хуже, набор красных, зеленых и синих светофильтров различной светопроницаемости, визуально формирующих картинку на жидкокристаллическом экране). Поэтому, увидев на экране компьютера, например, расстрелянную икону Христа:
человек будет чувствовать все то же самое, что он будет чувствовать, увидев эту же икону в деревянном исполнении - непонимание, недовольство, гнев, осуждение, сочувствие, жалость... Потому что любое изображение Христа, Богородицы или святого, вне зависимости от физической природы материала, на котором оно представлено, имеет для человека связь с тем, кто на нем изображен.
Из трудов Феодора Студита (VIII-IX века, http://pravicon.com/sv-2070):
...Всякое искусственное изображение является подобием того предмета, с которого оно сделано, и путем воспроизведения показывает очертание первообраза, как говорит искусный в божественных вещах Дионисий: "Истина - в подобии, первообраз - в образе; каждое из двух - в каждом из двух, исключая различия сущности"...
…Одна природа вещества изображения, и другая - природа Христа; Лицо же не иное, но одно и то же Лицо Христа, хотя бы оно и было начертано на иконе...
...Поклонение воздается не веществу изображения, ибо это нам чуждо и есть дело служащих твари помимо Творца; но когда в изображении Христа поклонение воздается Христу, то вещество изображения остается совершенно не участвующим в поклонении, воздаваемом изображенному на нем Христу, - ради того подобия, которое принадлежит Лицу Христа и которое мыслится отдельно от вещества, хотя и в нем бывает видимо. Это, мне кажется, похоже на отражение в зеркале, так как и здесь лицо смотрящего как бы начертывается в зеркале, но подобие остается вне вещества. И если бы кто-то захотел поцеловать свое изображение в зеркале, то поцеловал бы не вещество, ибо не ради него и стоит перед зеркалом, но - отображенное в нем подобие себя самого; поэтому он и прильнул к веществу. Конечно, если он удалится от зеркала, то вместе с ним отступит и образ, как не имеющий ничего общего с веществом зеркала. Таким же образом следует рассуждать и относительно вещества изображения: если уничтожено подобие, которое было на нем видимо и к которому относилось поклонение, то вещество остается без почитания, как не имеющее с подобием ничего общего...
Похожая ситуация с экраном компьютера: на нем может отображаться много всякой ерунды, но в тот момент, когда пользователь загружает на экран изображение иконы, имеющей подпись "IC XC" или "Господь Вседержитель", он воспринимает это изображение именно как образ Спаса нашего Иисуса Христа, и никак иначе... Именно поэтому люди, умышлено изменяющии образы святых путем внесения на них надписей и элементов, несвойственных первообразам, несут одинаковую ответсвенность, независимо от того, портят они деревянные иконы, бумажные типографские иконы или же электронные образы икон. Правило тут одно - если на изображении есть подпись, отождествляющая изображенный образ с кем-то из вышняго мира, будь то "IC XC", "MP OУ", "прп. Серафим Саровский" или иную подпись святого, то изображение это уже следует воспринимать не как картинку увеселительного назначения, но как святой образ, и вносить в него неуместные изменения, несвойственные первообразу (т.е. святому) не следует. Для полного устранения непонимания поясню: не было у Христа на лице или на ноге надписи "www.скачайикону.ру", и не могло быть, поэтому не надо так делать, ибо в осуждение себе делаете так.
Все понял, но ссылки с изображений икон все равно не уберу - ведь скачают, сохранят у себя на компьютере и обо мне не вспомнят...
Если моя статья не убедила Вас, что любое, в том числе и электронное, изображение святого достойно по крайней мере если не почитания, то уважительного отношения, то я вряд ли смогу Вас переубедить, но если хотя бы малейшая мысль пробежала, что да, мол, что-то в этом есть, то, все же, надо начинать почтительно относиться к изображениям святых, не портить их дурацкими рекламными объявлениями, а наоборот распространять их качественные копии, чтобы люди, живущие в далеких деревнях и не имеющие возможности купить желаемые иконы в церковной лавке за неимением оной, могли скачать иконы любимых святых из интернета и молиться небесным покровителям, пусть даже глядя на экран компьютера или телефона. За такое благодеяние Вам не раз мысленно скажут "Спасибо" (что буквально значит "Спаси Боже Вас"), вместо того, что думают о Вас сейчас, сидя в фотошопе и подтирая Ваши надписи на иконах ("Блин, какой казел изгадил такую замечательную икону, а? Чтоб его..."). А ведь Господь все мысли людей слышит, и хорошие и плохие... Если Вы работаете по совести, и люди Вам благодарны, то Господь вернет Вам куда больше, чем Вы сможете заполучить, добавив себе жалкой земной славы и известности путем размещения своего логотипа на изображениях святых икон.
Евангелие от Матфея: "...Смотрите, не выставляйте свою праведность напоказ. Иначе вы не получите от Небесного Отца никакой награды. Когда даешь милостыню бедным, то не объявляй об этом всем, как делают лицемеры в синагогах и на улицах для того, чтобы их хвалили. Говорю вам правду: они уже получили свою награду. Ты же, когда помогаешь бедным, делай это так, чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая; пусть твоя помощь будет тайной. Тогда твой Отец, который видит и то, что делается втайне, вознаградит тебя..."
Если же Ваши иконы индивидуальны и по какой-то причине не должны "тиражироваться", то лучше вообще не распространять их цифровые копии, чем распространять заведомо некачественные да еще и изувеченные изображения с замазанными рекламой частями. Хотя такое мне не понятно: во все века создание списков с икон только приветствовалось, и никто даже не задумывался об авторских правах, так почему теперь говорят, "это мы нарисовали, а вы так не рисуйте и не распечатывайте на принтере, а изображение в интернете мы разместили только для того, чтобы кто-то увидел и заказал по ссылке у нас такое же себе". А если Вы не против того, чтобы Ваши изображения икон были в сети, но просто жаба душит раздавать качественные изображения икон без рекламы, то может просто Вы не тем делом занялись? На продаже автомобилей можно куда быстрее разбогатеть, чем на продаже икон, и совесть не замараете, если будете обклеивать продаваемые машины наклейками с названием своего сайта... Пишу это не с целью обидеть кого-то, но в надежде, что имеющие разум одумаются и начнут делать дела по совести, научатся видеть разницу между изображением святого и изображением желтой резиновой уточки.
Вебмастер-пофигист: стащил где-то изображение иконы, добавил на него свою рекламу и раздает дальше...
Все выше было сказано о иконописных мастерских, которые создают иконы и налепляют на их фотографии рекламу. В принципе, не принимая во внимание духовные и нравственные аспекты, они могут откреститься новомодным понятием "авторское право", мол, я это создал, мое это, что хочу, то с этим и делаю. Но есть еще самовлюбленные вебмастеры, которые облепляют изображения своей рекламой только потому, что размещают у себя на сайте эти изображения икон, созданных кем-то другим. Тут уж дело в откровенном самолюбии и желании покрасоваться (вот, мол, я первый разместил это изображение в интернете, а у меня все остальные его скопировали). Признаюсь, что сначала, когда я публиковал на pravicon.com некоторые уникальные изображения, которых в сети еще не было, у меня тоже в голове игралась мысль, "а вот, неплохо бы как-то обозначить, что это моих рук дело", но я, слава Богу, это переборол, и изображения так и расползлись по интернету "в чистом виде". Потому что Гордыня - страшная вещь, с ней надо бороться, но не у всех есть желание и силы это делать. Возможно еще, что такие вебмастеры ожидают, что, надписав адрес сайта на изображении иконы, к ним на сайт придут тысячи людей, но это сомнительная идея, потому что, во-первых, люди ленивые, и очень немногие не поленятся вбивать в браузере адрес с картинки, а во-вторых, если человеку нужно изображение иконы, он скорее поищет сайт, где изображения изначально в нормальном виде и готовы, например, к печати, чем пойдет на сайт, где изображения изувечены и не могут без дополнительной профессинальной обработки быть для чего-то использованы. Но все же, если кто-то из подобных людей читает эту статью, я хочу сказать, что надо сделать усилие над собой, если уж решили поработать во славу Божию, так работайте во славу Божию, а не ради своей популярности или популярности своего сайта. И люди это оценят, будут советовать друзьям, и сами скорее вернутся на сайт, где можно скачать качественные изображения, чем туда, где все изображения заляпаны рекламой.
Выводы...
Резюмируя все выше написанное, подведу итог. Помните, что интернет - это тысячи неконтроллируемых людей, которые десятками или сотнями размножат Ваши изображения на разных сайтах, даже если Вы им это явно запретите. Поэтому, либо не публикуйте в интернете никаких изображений икон, либо публикуйте то, что можно по совести назвать "изображение иконы", а не "рекламный щит со Христом на заднем плане". В общем, все это мое личное мнение, и я надеюсь, что представ перед Христом в будущем веке, Вы не услышите от него что-нибудь вроде "А, это тот, который на МОИХ иконах писал "Копирайт (с) www.глупый.вебмастер.ру"... Но, в конечном счете, каждый сам ответит за свой выбор, поэтому, прочитав эту статью, каждый сам решит, как ему поступать. Я лишь постарался у меньшить количество тех, кто попадает в капкан, и на вопрос охотника, "что сидишь тут в капкане?", отвечает, "а я не знал, что тут капкан". Теперь же Вы знаете, и сами можете решать, попасть в него снова, и уже потом не говорить: "а я не знал", или же обойти стороной, ища какие-то более пригодные жизненные пути. Хоть я и старался приводить цитаты из уважаемых в православии источников, но, все же, большая часть статьи - это мое личное видение ситуации, поэтому хочется закончить этот текст абзацем из письма уже упомянутого выше Феодора Студита:
"Если же, по неведению, я сделал ошибку: сказал или менее того, что следовало, или же более, - то ты, как добрый отец, удостой одно исправить, другое восполнить, а иное и уничтожить, молясь, и усиленно молясь о моем смирении, чтобы я и мыслил правильно, и говорил без преткновения, и поступал, не заслуживая порицания."
Анатолий, http://pravicon.com.