Что вообще известно о древней Анакопийской иконе, прославившейся в 737 году
  Икона Пресвятой Богородицы Иверская Анакопийская |
В интернете можно часто встретить непроверенную информацию о старинной Анакопийской иконе, вплоть до того, что она якобы была Иверской. Однако, следуя сохранившимся письменным источникам, мы не можем ничего говорить об иконографии древнего Анакопийского образа - нигде не упоминается, как именно он выглядел. Современная Иверская Анакопийская икона не является списком с древней Анакопийской иконы.
Для прояснения ситуации, далее приводится ответ от одного из ведущих историков Грузии и Абхазии профессора Георгия Анчабадзе:
"Что касается Анакопийской иконы я, к сожалению, не могу сказать ничего определенного, кроме того, что содержиться в грузинских летописях, в частности, в летописном своде «Картлис Цховреба». Приведу этот отрывок в переводе Г.Цулая: «Прошел Глухой Клисуру... и подступил к крепости Анакопии, в которой пребывает нерукотворный, свыше ниспосланный образ пресвятой Богородицы и о котором неведомо, кто явил его на вершину той горы, граничащей на юге с морем, а на севере с лесом болотистым» (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Перевод, введение и примечания Г.В.Цулая. Тб., 1986. С. 103). Добавлю от себя, что распространенное мнение о принадлежности этого эпизода перу историка Джуаншера, скорее всего, ошибка. Поэтому правильнее будет сказать – Аноним 11-го века.
Как Вам известно, анонимный автор объясняет победу абхазо-грузинского отряда над арабским войском помощью чудодейственной силы, после того, как Арчил и Михр предстали перед святой иконой и попросили о заступничестве имилости.
В другом сочинении из того же свода летописей, «Мученичество св. Арчила, бывшего царем Картли» (автором сочинения считается Леонтий Мровели, 11 век), действие которого происходит много лет спустя после анакопийской битвы, арабский полководец Асим, пленивший старого уже Арчила, спрашивает у него – присутствовал ли он при поражении «сарацин» в Абхазии, на что Арчил отвечает: «Да я был там, когда поразил их Господь» (Картлис Цховреба. Т. 1. Издание С.Каухчишвили. Тб., 1955. С. 247, на. груз. яз.). Таким образом, хотя тут не упоминается конкретно икона, но подчеркивается роль Божественной силы в победе христиан.
Что касается вопроса, какой была эта Икона и где находиться она сейчас, то вряд ли можно будет дать на него удовлетворительный ответ на основании тех данных, которыми располагает историческая наука. Я сам, признаться, не занимался этим вопросом. Советская историография, много сделавшая для изучения истории Грузии и Абхазии, подобных тем, как известно, не касалась. Поэтому я не могу вспомнить академической исследование по этой проблеме (может оно есть у кого-то из дореволюционных авторов)."
Источник: PRAVICON.COM [6 июля 2012 года]
Статья опубликована участником [tol] 2012-07-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
В основной раздел 'Икона Пресвятой Богородицы Иверская Анакопийская'.